Строительные машины и оборудование, справочник






Первая медицинская помощь пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях


Категория:
   Управление автомобилем


Первая медицинская помощь пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях

Медицинские требования к здоровью водителя. Труд водителя представляет собой сочетание физической и умственной работы и требует от него физической и психической выносливости и приспособляемости. Водители должны обладать безукоризненным здоровьем, здоровой психикой и выносливостью.

Отбор водителей с такими качествами производит медицинская комиссия в специальных поликлиниках согласно инструкции Министерства здравоохранения СССР. В этой инструкции указывается порядок медицинского освидетельствования лиц, желающих получить удостоверение на право управления автомобилем.

Инструкция перечисляет медицинские противопоказания, препятствующие допуску к управлению автомобилем. В соответствии с этим перечнем и определяется годность людей, проходящих медицинское освидетельствование.



Гигиенические требования к посадке водителя на рабочем месте.

Большое влияние на работу водителя оказывает правильная его посадка за рулем автомобиля на сиденье кабины, которое определяет его «спокойное положение в состоянии готовности».

При правильной посадке водитель должен сидеть прямо, а его спина полностью прилегать к спинке сиденья. Кроме того, его ноги должны легко доставать до педалей, а руки, лежащие на рулевом колесе, — быть слегка согнуты в локтях (рис. 172).

Спинка сиденья должна иметь некоторый наклон, чтобы сила тяжести тела наиболее выгодно распределялась на сиденье и спинку, а мышцы бедра были максимально расслаблены. Излишний наклон спинки ухудшает видимость дороги и затрудняет управление автомобилем.

Часть автомобилей, находящихся в эксплуатации, оборудована механизмом, который позволяет регулировать сиденье в соответствии с физическими особенностями водителя.

Порядок подгонки сиденья следующий: сначала выдвигают его так, чтобы легко можно было доставать ногами до педалей, а руками до рулевого колеса, затем изменяют наклон спинки.

Одежда водителя. Основное назначение одежды — поддерживать нормальную температуру тела и защищать его от пыли, грязи и механических повреждений кожи. Ткань одежды должна быть мягкой, эластичной, не вызывать раздражения кожи. Кроме того, одежда должна обеспечивать необходимый теплообмен между телом и окружающей средой.

Одежда не должна стеснять движения водителя при управлении автомобилем и нарушать нормальный теплообмен, а поясной ремень не препятствовать нормальному дыханию.

Обувь водителя должна быть с жесткой нескользящей подошвой и с широким невысоким каблуком (не более 2—3 см). В любое время года необходимо пользоваться хлопчатобумажными носками. Носки из синтетических материалов не впитывают пот и плохо предохраняют ноги от охлаждения.

Непригодна для работы резиновая обувь (кеды и др.), так как в ней нарушается вентиляция стопы, что приводит к повышению потливости, а иногда и к трещинам кожи.

Микроклимат кабины определяется температурой, влажностью и скоростью потоков воздуха. Температура воздуха в кабине определяется температурой наружного воздуха и тепловыделениями двигателя. Она должна быть в пределах от 15 до 25°С. Наиболее благоприятная температура 18—20°С. Пониженная температура воздуха отрицательно влияет на работу мышц, снижает быстроту и точность движений, следовательно, водитель допускает больше ошибок.

Работа в условиях повышенной температуры воздуха быстрее утомляет водителя, снижает его внимание, увеличивает время реакции.

Скорость движения потоков воздуха оказывает большое влияние на теплорегулирование организма. Человек начинает ощущать воздушные потоки при скорости движения воздуха 0,25 м/с. Увеличение скорости движения воздуха значительно увеличивает теплоотдачу с поверхности тела.

Рис. 172. Основные размеры, определяющие правильную посадку водителя.

Большая относительная влажность воздуха при высокой температуре может быть причиной перегрева тела человека. В воздухе, насыщенном водяными парами, теплоотдача путем испарения невозможна или затруднена — пот стекает по коже, но охлаждающего эффекта не дает. Высокая влажность воздуха оказывает неблагоприятное воздействие на организм человека также и при низкой температуре воздуха из-за повышенной теплоотдачи с поверхности тела. Нормальная влажность воздуха для большинства людей лежит в пределах от 30 до 70%.

Шум и вибрация могут оказывать неблагоприятные влияния на работоспособность человека.

Шумом называют беспорядочное сочетание звуков, состоящих из большого количества тонов различной частоты и силы. При движении автомобиля основным источником шума является: двигатель, силовая передача, шины и кузов.

Шум внутри легковых автомобилей находится в пределах норм на шумы, принятых для производственных рабочих мест. В кабинах грузовых автомобилей, особенно большой грузоподъемности, интенсивность шума превышает эти нормы и может достигать значительных величин.

Допустимым пределом шума в кабине автомобиля принято считать 74—75 дБ при частоте 1000 Гц.

Для снижения шума в кабине автомобиля тщательно подгоняют соприкасающиеся части кабины, изолируют двигатель, обеспечивают звукоизоляцию дверей, амортизируют подвеску различных деталей к днищу кузова, плотно подгоняют стекла окон. Но водителя нельзя полностью изолировать от звуков, возникающих вне кабины, так как он должен воспринимать сигналы обгоняющих автомобилей, работу двигателя своего автомобиля и другие внешние звуки, необходимые для ориентировки и наиболее полной оценки дорожной обстановки.

Движущийся автомобиль испытывает колебания с различной амплитудой и частотой.

Вибрация — это колебания высокой частоты и малой амплитуды. Источники вибрации в автомобиле те же, что и шума. Ускорения, возникающие при вибрации, растут с увеличением скорости движения автомобиля, с ухудшением дороги, а также с уменьшением полезной нагрузки.

Под воздействием вибраций ухудшается зрительное восприятие, снижается внимание, замедляются реакции, понижается точность действий. Длительное воздействие на человека вибраций вызывает утомление, головную боль.

Для уменьшения колебаний кузова на некоторых автобусах применяют пневматическую подвеску колес, у которой в качестве упругих элементов служат резинокордные воздушные баллоны. Такая подвеска обеспечивает автобусу плавность хода и этим снижает утомляемость пассажиров и водителя.

Профилактика утомления. Проблема усталости в профессиональной работе водителя чрезвычайно важна.

При усталости скорость движений водителя замедляется. Переход от одного движения к другому затруднен и требует больше времени. Это объясняется включающимися в рабочие приемы микропаузами. Действия водителя органами управления автомобилем замедляются. Усталость, особенно чрезмерную, следует предотвращать.

Что же вызывает усталость? Во-первых, повышенная продолжительность рабочего времени и плохая организация режима труда и отдыха.

Управление автомобилем — это работа, предъявляющая большие требования к органам чувств и подвижности психических процессов.

После нескольких часов работы появляются первые признаки усталости, которые, однако, не свидетельствуют еще об увеличении опасности при управлении автомобилем. Возникновение известной усталости естественно. Но если время работы водителя начинает превышать установленные нормы, то количество дорожно-транспортных происшествий увеличивается. Профилактика утомления производится по нескольким направлениям.

Основными из них являются: обеспечение оптимальных условий среды обитания в отношении микроклимата (температура, влажность, скорость потока воздуха); снижение шумов и вибраций, вредных химических примесей к воздуху; создание дополнительных удобств на рабочем месте; уменьшение усилий, требуемых в процессе управления автомобилем, упрощения процесса управления; рациональная организация труда и отдыха — все это предупреждает развитие утомления.

Режим труда и отдыха. Согласно советскому трудовому праву рабочее время — это установленное законом время, в течение которого водитель должен выполнять трудовые обязанности с соблюдением внутреннего трудового распорядка автотранспортного предприятия.

Главной задачей рациональной организации режима труда водителя является достижение и поддержание на протяжении всей рабочей смены высокой эффективности труда с сохранением здоровья водителя.

Различные варианты организации труда водителя предусматривают общий месячный баланс рабочего времени в 178 рабочих часов. При пятидневной рабочей неделе нормальная продолжительность смены определяется правилами внутреннего трудового распорядка или графиками сменности, утвержденными администрацией по согласованию с фабрично-заводскими комитетами профсоюзов с таким расчетом, чтобы общая продолжительность рабочего времени за неделю не превышала 41 ч.

При шестидневной рабочей неделе нормальная продолжительность смены не может превышать 7 ч в обычные дни и 6 ч в предвыходные и предпраздничные дни.

Для обеспечения безопасности движения после 3 ч работы должен следовать 15-минутный перерыв, и после трех последующих часов непрерывной работы необходимо делать 30-минутный перерыв для отдыха.

Ежедневный межсменный отдых, т. е. перерыв в работе между окончанием одной смены и началом следующей смены, должен быть не менее двойной продолжительности работы в предыдущую смену. Еженедельный непрерывный отдых при пяти- или шестидневной неделе должен составлять не менее 42 ч. При суммированном учете рабочего времени продолжительность еженедельного отдыха может быть больше или меньше 42 ч, но не менее 24 ч, однако в среднем за учетный период этот отдых должен быть не менее 42 ч. Общим выходным днем является воскресенье. Второй выходной день при пятидневной рабочей неделе устанавливается графиком работы автотранспортного предприятия. Для обеспечения непрерывной работы подвижного состава допускается представление работникам, имеющим непосредственное отношение к эксплуатации автомобилей, выходных дней в различные дни недели в соответствии с графиком сменности.

Питание. Правильно организованное питание имеет для водителя важное значение, так как при нарушении режима и качества питания нарушается психическая деятельность человека и быстро нарастает утомление.

Водитель часто лишен возможности питаться в столовой автотранспортного предприятия и вынужден в обеденное время пользоваться услугами разных предприятий общественного питания, часто изменяя привычное время приема пищи.

Несмотря на расширенную сеть общественного питания в городах, населенных пунктах и на трассах, 30% водителей берут еду с собой.

Организуя свое питание, водитель должен знать основные требования гигиены к рациональному питанию вообще, т. е. правильному соотношению количества, качества пищевого рациона и режима приема пищи.

Количественная сторона питания определяется калорийностью суточного рациона. Калорийность пищи должна изменяться в зависимости от рабочей нагрузки. Суточная калорийность пищевого рациона водителя (в среднем 3500 ккал) при трехразовом питании ориентировочно должна распределяться следующим образом: в завтрак — 30% суточной калорийности, в обед 45—50 и в ужин 25—20%. В условиях жаркого климата в летнее время, когда отмечается отсутствие аппетита, калорийность обеда должна быть уменьшена до 35—40% и ужина увеличена до 35—30%. В условиях холодного климата распределение суточного рациона от обычного не отличается.

К наиболее калорийным продуктам относят: животные и растительные жиры, сахар, кондитерские изделия.

Продуктами средней калорийности являются: крупы и макаронные изделия, все хлебобулочные изделия, вареные колбасы, жирные сорта мяса. К группе малокалорийных продуктов относят: овощи, фрукты, ягоды, нежирные сорта рыбы, кефир и др.

Основным показателем правильного питания с учетом количественной его стороны является относительно стабильная масса тела, которая вместе с тем должна соответствовать росту. Нормальный развитый человек должен иметь массу (кг), численно равную росту (см) минус 100.

В качественном отношении пищевой рацион должен содержать питательные вещества, необходимые для организма: белки, жиры, углеводы, минеральные соли и витамины.

Витамины должны обязательно входить в любой рацион питания. Так, при недостатке в пище витамина А снижается способность водителя видеть предметы ночью (в сумерках). Витамин А содержится в печени трески, яйцах, коровьем масле и других продуктах. В последнее время установлено, что витамин С активно влияет на быстроту реакции, что является чрезвычайно важным для водителя.

Большое значение для сохранения высокого уровня работоспособности водителя имеет соблюдение питьевого режима. Суточная потребность человека в воде (около 2,5 л) может изменяться в зависимости от различных условий (времени года, температуры воздуха в кабине, характера работы и др.). Излишнее употребление водителем в поездках воды ведет к перегрузке организма жидкостью, нарушает водно-солевой баланс, затрудняет работу сердца, снижает работоспособность. Для утоления жажды следует пользоваться термосом с холодной, лучше подкисленной или минеральной водой. Хорошо утоляет жажду горячий чай, особенно зеленый.

Вредное влияние алкоголя. Этиловый спирт, как и всякий наркотик, действует на центральную нервную систему, и в первую очередь на кору головного мозга, угнетая его деятельность. Алкоголь парализует тормозные функции коры головного мозга и вызывает состояние возбуждения. Водитель под влиянием алкоголя теряет способность контролировать свои поступки и правильно оценивать окружающую обстановку. Под влиянием алкоголя нарушается субъективный контроль за утомлением.

В начальной фазе опьянения снижаются внимание и точность восприятия, ослабевает критическое мышление, память. Затем состояние возбуждения сменяется угнетением, которое проявляется в расстройстве речи, затемнении сознания, нарушении двигательной координации, расслабления мышц, угасании рефлексов. Нарушаются и все функции головного мозга.

Установлено, например, что при приеме 75 г алкоголя время реакции водителей увеличивается в 2,5 раза, при приеме 100 г — в 2—4 раза, при приеме 140 г — в 3—5 раз и больше, 165 г — в 6—9 раз.

В Советском Союзе водители в состоянии алкогольного опьянения независимо от степени опьянения не допускаются к управлению автомобилем.

Водители, нарушившие правила движения в нетрезвом состоянии, несут повышенную ответственность.

Физическая культура и работоспособность водителя. Для водителя автомобиля физические упражнения и занятия спортом имеют особое значение. Длительное малоподвижное состояние водителя в период работы может вызвать различные функциональные нарушения.

Специальные исследования показали, что у водителей автомобилей с развитием физических качеств укрепляется здоровье, значительно повышается работоспособность, а следовательно, и мастерство вождения автомобиля. Наилучшим средством улучшения двигательной способности водителей и повышения их психофизиологических возможностей в трудовой деятельности является спорт.

Для водителей рекомендуются многие виды спорта: спортивные игры (баскетбол, футбол, хоккей, теннис), лыжи, плавание, легкая атлетика (бег, прыжки, метание) и, конечно, утренняя гигиеническая гимнастика и различные физические разминки в пути следования.

Водители, оказавшиеся на месте дорожно-транспортного происшествия, должны уметь оказать помощь пострадавшему. Доврачебная помощь при дорожно-транспортных происшествиях — это ряд простых, целесообразных мер по охране жизни и здоровья пострадавшего от травмы.

Помощь надо оказывать сразу на месте происшествия, быстро и умело, еще до прихода врача, прибытия скорой помощи, и каждый водитель должен уметь это делать.

Понятие о травмах. Травма — повреждение в организме человека, вызванное действием факторов внешней среды.

Травмы делятся на механические, термические, химические, электрические, психические, лучевые, а также комбинированные.

По характеру повреждения травмы могут быть: открытые, при которых повреждена кожа, слизистая оболочка; закрытые, когда кожа и слизистые оболочки целы; проникающие в полости (груди, живота, черепа, сустава); не проникающие и др.

Непосредственные опасности травм возникают в момент повреждения. К травмам относятся кровотечения, повреждения органов.

Кровотечения. У пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях нередко наблюдаются повреждения ног и рук, сопровождающиеся кровотечениями.

Наиболее опасны повреждения артерий, когда ярко-алая кровь бьет из раны сильной пульсирующей струей. В короткое время организм может обескровиться, что угрожает жизни.

Из поврежденной вены вытекает более темная кровь: струя ее может быть сильной (если сосуд крупный), но она не пульсирует. Венозное кровотечение также опасно для жизни человека.

Капиллярное кровотечение — из мелких поверхностных сосудов — никогда не бывает значительным и прекращается само собой.

Раны — нарушение целостности кожных покровов.

Для раны характерны кровотечение, боль различной интенсивности. Раны могут быть поверхностными и глубокими, непроникающими и проникающими. Рана опасна кровотечением и возможностью внесения через нее в организм инфекции. Многое при ранениях зависит от правильности оказания первой помощи. Для этого целесообразно использовать перевязочный пакет первой помощи. Вскрываемый пакет (рис. 173) берут левой рукой, правой захватывают надрезанный край оболочки и сбрасывают склейку и внутренней поверхностью подушечек накрывают рану. Касаться руками поверхности раны нельзя. Любое прикосновение влечет за собой внесение микробов.

В момент наложения повязки на конечности им нужно придать наиболее выгодное функциональное положение. Например, руку следует бинтовать, согнув ее в локте. Если забинтовать ее в вытянутом положении, то при сгибании будут сдавливаться сосуды в локтевой складке.

При дорожно-транспортных происшествиях бывают ушибы, сдавливания, вывихи, переломы костей.

Ушибы возникают от ударов об автомобиль или поверхность дорожного полотна, зданий, заборов и т. п. Кожа может оказаться целой.

Вскоре на месте ушиба образуется припухлость: из-за разрыва мелких кровеносных сосудов ткани пропитываются кровью и под кожей образуются отдельные ее скопления, что проявляется в виде кровоподтека — синяка.

Нередко при автомобильных авариях происходит сдавливание нижних и верхних конечностей, грудной клетки и др. При этом раздавливаются ткани. В результате распада размозженных тканей образуется много ядовитых продуктов, которые всасываются в кровь и вызывают отравление организма.

При сдавливании грудной клетки может возникнуть удушье, так как травмирование непосредственно воздействует на легкие.

Вывих плеча, бедра, голени, стопы, кисти может наступить под влиянием травмы (разрыв суставной сумки и смещение концов костей сустава). При этом полностью или частично нарушается соприкосновение поверхностей сустава.

Переломы — тяжелое повреждение, сопровождающееся нарушением целостности кости. Переломы всегда влекут кровоизлияние, чаще всего внутреннее — в мягкие ткани. Если поврежденный конец кости вышел наружу, перелом называется открытым. В противном случае закрытым. Неосторожное обращение с пострадавшим может привести к превращению закрытого перелома в открытый. Если у пострадавшего закрытый перелом и форма конечности резко нарушена, не следует самому исправлять эту деформацию.

Черепно-мозговые травмы. К ним относятся сотрясение мозга и переломы костей черепа.

Рис. 173. Раскрытие перевязочного пакета первой помощи для перевязки раны.

Каждый из названных признаков указывает на наличие у поста давшего этого серьезного повреждения.

Переломы костей черепа по своим признакам не отличаются от сотрясения головного мозга. В ряде случаев может начаться кровотечение или появиться прозрачная жидкость изо рта, уха или раны в области перелома, если он открытый.

Травмы грудной клетки и живота. При этих травмах различают сотрясения, ушибы, сдавливания, проникающие ранения грудной клетки и закрытые разрывы легких.

При сотрясении грудной клетки у пострадавших может развиться падение сердечной деятельности, одышка, бледность или синюшность, холодный пот, шок, потеря сознания. Ушиб, сдавливание грудной клетки могут сопровождаться переломом ребер, разрывом сосудов грудной стенки, разрывом плевры и легкого.

Из закрытых повреждений органов брюшной полости наиболее часто встречаются разрывы печени, селезенки, почек, желудка, кишок, мочевого пузыря.

При разрывах кишок, желудка, мочевого пузыря основная опасность — инфицирование брюшной полости их содержимым с развитием гнойного перитонита (воспалением брюшины).

При разрывах почек, печени, селезенки возникает внутреннее кровотечение, которое может привести к очень тяжелым последствиям.

Признаки повреждения органов брюшной полости: сильные боли в животе, напряжение брюшной стенки, неподвижность ее при дыхании, бледность, холодный пот, частый и слабый пульс, шок.

Термические поражения. Ожоги возникают от воздействия на кожу высокой температуры (например, от пламени, горячей воды, раскаленных предметов).

Различают ожоги четырех степеней.

Первая степень характеризуется появлением красноты, припухлости и болезненности; вторая — появлением пузырей, наполненных прозрачной жидкостью; третья — омертвлением всех слоев кожи; четвертая — поражением не только кожи, но и ткани (сухожилия, мышцы, кости). Все ожоги очень болезненны и опасны. Серьезность их зависит не только от степени, но и обожженной площади. Через обожженную поверхность, как и через рану, легко проникают болезнетворные микробы.

Обмораживание возникает при длительном воздействии на организм низких температур, не обязательно ниже 0°С. Температуры даже 2…5°С могут привести к значительному снижению температуры тела и в результате — к общему замерзанию организма.

Обморожению способствуют повышенная влажность воздуха, ветер, промокшая одежда, тесная обувь, алкогольное опьянение.

Признаки обморожения: боли, потеря чувствительности, резкое побледнение пострадавших участков тела, а после отогревания — сильная болезненность, краснота, отек, возможны пузыри с кровянистой жидкостью.

Химические ожоги возникают от воздействия на ткани сильных кислот и щелочей.

При действии химических веществ развиваются такие же изменения, как и при действии высокой температуры, т. е. возникают поражения, характерные для ожогов различных степеней.

Состояния, непосредственно угрожающие жизни: нарушение дыхания и кровообращения.

Различные нарушения дыхания и кровообращения приводят к терминальному состоянию (переходному состоянию между жизнью и биологической смертью). Среди терминальных состояний ра?личают предагональное, атональное состояние и клиническую смерть.

Терминальное состояние развивается при шоке, потере крови, электротравме, утомлении, отравлении и т. д.

Предагональное состояние характеризуется бледностью или си-нюшностью кожных покровов и отсутствием пульса.

При атональном состоянии к предыдущим признакам присоединяется неправильное дыхание или редкие одиночные вдохи, потеря сознания.

Даже при клинической смерти (полная остановка сердца) пострадавшему можно иногда сохранить жизнь, если не позже 4…5 мин после прекращения деятельности сердца оказать помощь в виде искусственного дыхания и массажа сердца. При клинической смерти человек остается еще жизнеспособным, и помощь, оказанная в течение первых 4…5 мин, может поддержать жизнь. Искусственное дыхание и массаж сердца можно провести в любой обстановке. Искусственное дыхание проводят по способу «рот в рот» или «рот в нос». Для этого укладывают на спину и запрокидывают голову пострадавшего назад, раскрывают ему и прикрывают марлей или куском тонкой материи рот, плотно закрывают нос пострадавшему, делают глубокий вдох и с силой выдыхают воздух в рот (рис. 174, а, б). Вслед за этим надавливают грудную клетку пострадавшего для лучшего выдоха. Продолжают искусственное дыхание до восстановления дыхания и пульса или до появления несомненных признаков смерти.

При отсутствии сердечной деятельности пострадавшему следует делать непрямой массаж сердца (рис. 175). Пострадавшего укладывают спиной на твердую поверхность. Оказывающий помощь становится слева от пострадавшего, одну ладонь кладет ему на область сердца, покрывает ее сверху другой и проводит энергичный толчок, чтобы сотрясение грудной клетки распространилось на сердечную мышцу. Грудную клетку сдавливают строго вертикально на 4…5 см с частотой 60 раз в минуту.

Если у пострадавшего прекратились дыхание и сердечная деятельность, то непрямой массаж сердца проводят не одновременно с искусственным дыханием, а в перерывах между вдохами, даже если помощь оказывают два человека. После 3—4 энергичных толчков по области сердца производят вдох в рот пострадавшего. Через некоторое время непрямого массажа появляется пульс на крупных артериях, розовеют посиневшие губы, восстанавливается самостоятельное дыхание. В сознание обычно приходят позже. Непрямой массаж сердца

позволяет восстановить сердечную деятельность пострадавшего или сохранить кровоснабжение мозга до прибытия «Скорой помощи».

Оказание первой медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях. Смысл первой помощи — устранение угрозы для жизни пострадавшего, предупреждение возможных осложнений и обеспечение скорейшего транспортирования его в лечебное учреждение.

При оказании первой помощи надо:
1. Немедленно вызвать врача, «Ско рую помощь», представителя власти.
2. Вывести пострадавшего с местг происшествия.
3. Обработать поврежденные участи тела и остановить кровотечение.
4. Привести в неподвижное состоя ние места переломов.

Прежде чем выносить пострадав шего из опасного места, необходимс выяснить, не будет ли ему причинег дополнительный ущерб. Пострадавшегс следует перемещать лишь при крайнее необходимости и как можно осторожнее, так как каждое движение причиняет ему боль. Кроме того, всякое изменение на месте происшествия затрудняет рао следование.

Если пострадавший может подверг нуться новой опасности, его немедлен но выносят из опасной зоны. Это делают быстро, но обдуманно; если позволяет время, прежде чем переносить пострадавшего, отмечают его первоначальное положение. В зависимости от условий местности положение пострадавшего можно обозначить мелом, кирпичом, пучками травы, камнями, чертой, проведенной каблуком.

Если переносить пострадавшего нельзя, место происшествия ограждают (например, устанавливают сигналы аварийной остановки) для предупреждения встречных и движущихся сзади транспортных средств.

При осмотре определяют: вид и тяжесть травмы, способ обработки раны, необходимые средства оказания первой помощи.

Рис. 174. Искусственное дыхание способом «рот в рот»:
а и б—последовательность действий.

Рис. 175. Непрямой массаж сердца.

Затем обеспечивают средствами первой помощи, оказывают ее, транспортируют пострадавшего в лечебное учреждение.

Если человек получил тяжелую травму (артериальное кровотечение, бессознательное состояние, удушье), первую помощь оказывают немедленно.

Наиболее часты в дорожно-транспортных происшествиях ушибы, раны, переломы ребер у водителя при ударе грудью о рулевое колесо и сдавливание различных частей тела у водителей и пассажиров, сотрясение мозга, повреждение внутренних органов и внутреннее кровотечение и др.

По характеру автомобильные травмы распределяются следующим образом: травмы головы (72%), травмы нижних конечностей (47%), грудной клетки и позвоночника (36%), рук (29%), живота и области таза (15%). Обычно пострадавшие получают несколько травм в различных частях тела.

Меры первой помощи при кровотечении. Капиллярное кровотечение останавливают наложением давящей повязки. Венозное кровотечение останавливают тоже при помощи давящей повязки. Для этого, закрыв рану стерильной салфеткой, кладут сверху плотный матерчатый валик из ваты и бинта и туго прибинтовывают. Накладывать жгут при ранении вен не следует.

Для остановки артериального кровотечения (рис. 176) надо пальцами или кулаком прижать артерию выше раны (артериальные сосуды расположены по внутренней поверхности бедра, плеча, в локтевой и подколенной ямках). После этого сразу выше раны накладывают жгут, который должен находиться в аптечке у каждого водителя. Под жгут помещают кусок ткани, обернув им поврежденную руку или ногу (рис. 177). На кожу накладывать жгут не следует.

Вместо жгута можно использовать ремень, подтяжки, полосы плотной ткани, чулок, шарф, галстук. Нельзя применять проволоку, шнур, поскольку они при затягивании могут тяжело повредить нервы.

Затягивают жгут, пока не прекратится кровотечение. Если жгут наложен правильно, кожные покровы конечности слегка бледнеют; при недостаточной затянутости конечность становится синюшной и кровотечение усиливается. Когда жгут сильно перетягивают, появляется резкая боль.

Время наложения жгута обязательно указывают на повязке или бумажке, подкладываемой под жгут. Летом жгут можно держать до 1,5 ч, зимой — 0,5 ч. Если за это время пострадавший не доставлен

Рис. 176. Схема магистральных артериальных сосудов и места прижатия сосудов пальцами для остановки кровотечения.

Рис. 177. Остановка кровотечения при помощи жгута.

От наложения жгута можно воздержаться и при артериальном кровотечении из ран кисти и стопы. Для его остановки обычно достаточно наложить давящую повязку и придать конечности возвышенное положение (рис. 178).

Меры первой помощи при шоке. Травматический шок — это тяжелое состояние раненого, возникающее вследствие травмы и выражающееся в угнетении нервной системы и всех жизненных процессов в организме.

Признаки травматического шока: полное безразличие пострадавшего к окружающему при сохранении сознания, бледность покровов, запавшие глаза с расширенными зрачками, холодный мелкий пот, частый слабый пульс, частое дыхание.

Первую помощь при шоке оказывают немедленно: предоставляют пострадавшему полный покой, согревают обильным теплым питьем и применяют болеутоляющие средства; затем срочно эвакуируют в лечебное учреждение.

Меры первой помощи при нарушении дыхания. При нарушении дыхания пострадавший бледен, затем синюшен, дыхание частое, нерегулярное, иногда редкие одиночные вдохи, затем полное их прекращение.

Первая неотложная помощь, иногда вполне достаточная (если полностью не прекратилось дыхание), — обеспечение проходимости дыхательных путей. При запа-дании языка больного переворачивают на бок, разгибают шею, откидывая голову, т. е. максимально отводят подбородок от груди. Освобождают рот от рвотных масс.

Рис. 178. Остановка кровотечения из кисти (а) и голени (б).

В необходимых случаях производят искусственное дыхание и, если нужно, непрямой массаж сердца.

Меры первой помощи при переломах. Накладывают обездвиживающую шину. Если нет стандартной шины, необходимо использовать подручные средства: две-три деревянные планки, кусок доски, прямые ветки деревьев. Ими можно обложить поврежденную конечность, крепко прибинтовав к телу. Фанерная шина очень поможет пострадавшим с переломами костей кисти или стопы, а иногда и предплечья. Если нет подручных средств, крепко прибинтовывают поврежденную ногу к здоровой, а руку — к туловищу. Это принесет пострадавшему облегчение и предотвратит осложнение.

Если подозревают перелом ребер, пострадавшего сажают, подкла-дывая ему под спину матрац, свернутый ватник, одеяло.

Сложнее и ответственнее первая помощь при открытом переломе. На месте происшествия никогда не следует самостоятельно вправлять отломки костей, так как необеззараженные их поверхности с прилипшей грязью и землей попадут внутрь тканей, и тогда неизбежно тяжелое воспаление.

При открытом переломе разрезают одежду у места перелома, тщательно смазывают кожу вокруг раны настойкой йода, спиртом или одеколоном и накладывают на рану и выступающие из нее кости повязку из индивидуального перевязочного пакета, стерильного бинта. Поврежденную конечность обязательно обездвиживают.

Если нет йодной настойки, спирта, одеколона, а также стерильного бинта, повязку накладывают прямо на одежду, не разрезая ее.

Рис. 179. Транспортирование пострадавшего с повреждением позвоночника.

Рис. 180. Транспортирование пострадавшего с травмой брюшной полости.

Рис. 181. Транспортирование пострадавшего с повреждениями грудной клетки.

Рис. 182. Транспортирование пострадавшего по лестнице.

Пострадавшего следует напоить горячим чаем и до приезда врача хорошо укутать.

Транспортирование пострадавшего. Несут или ведут получившего травму так, чтобы не причинять ему боли, помнят, что лишнее движение может ухудшить состояние.

Надо знать, как поднимать пострадавшего, когда нести его сидя, когда обязательно лежа, какие применять транспортные средства.

Транспортируют пострадавшего на стандартных носилках или используя подручные средства: щиты, толстую фанеру, доски, самостоятельно изготовленные носилки, снятые с петель двери. Человека с повреждением позвоночника (рис. 179) укладывают на спину на широкой доске, толстой фанере, на снятой с петель двери. Под шею под-кладывают небольшой валик из свернутой одежды, полотенца, пучка травы или соломы, чтобы голова была запрокинута.

Транспортировать больных со жгутом рекомендуется лежа, особенно если в момент травмы была значительная потеря крови.

При повреждении черепа пострадавшего укладывают на бок или спину, повернув голову набок, чтобы рвотные массы не попадали в дыхательные пути, голову фиксируют в неподвижном состоянии одеждой, одеялом и т. п.

Человека с травмой брюшной полости несут в положении лежа на спине (рис. 180), поместив под колени валик из одежды.

Получивших обширные ожоги переносят на носилках, уложив, если возможно, на непораженную сторону. Рану обязательно закрывают стерильной марлей или чистой тканью. Пострадавшего, транспортируемого в больницу, часто поят.

Пострадавшего со сломанной рукой укладывают на носилки. В положении сидя можно нести лиц с поврежденной грудной клеткой. Носильщики должны делать короткие ритмичные шаги, обходя препятствия и избегая толчков. Три человека, встав рядом и опустившись на одно колено (рис. 181), подводят свои руки под голову и лопатки, под поясницу и таз, под бедра и голени пострадавшего и все одновременно осторожно поднимают его. В это время четвертый пододвигает под него носилки, доску, одеяло.

Рис. 183. Переноска пострадавшего на палке.

Рис. 184. «Замок» из трех рук для переноски пострадавшего!

Человек, несущий носилки первым, становится спиной к ногам пострадавшего, второй — у головы. Поднимаясь по лестнице или в гору, идущий впереди как можно ниже опускает носилки, а идущий сзади приподнимает их и кладет себе на плечи (рис. 182). Во время спуска поступают наоборот.

Пострадавшего, чувствующего себя удовлетворительно, можно усадить на одну палку, а за плечи товарищей он держится сам (рис. 183).

Если не удается сделать импровизированные носилки, можно нести пострадавшего на руках — лучше всего вдвоем на сложном «замке» из трех рук (рис. 184), а четвертой придерживать его за спину.

Читать далее:

Категория: - Управление автомобилем

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины