Строительные машины и оборудование, справочник





Система освещения и световой сигнализации ЗИЛ-130

Категория:
   Автомобили ЗИЛ

Система освещения и световой сигнализации ЗИЛ-130

К системе освещения относятся фары, передние фонари, задние фонари, лампы освещения приборов, плафон кабины, подкапотная лампа, переносная лампа, контрольные лампы включения дальнего света, указателей поворотов, аварийного снижения давления масла и аварийного перегрева охлаждающей жидкости, а также соответствующие переключатели и выключатели. К системе освещения относятся, кроме того, штепсельные розетки переносной лампы и прицепа.

Фары имеют полуразборный оптический элемент с двумя нитями. Нить 50 Вт — дальнего света, нить 40 Вт — ближнего света. Перед нитью ближнего света внутри колбы лампы укреплен экран, улучшающий видимость при тумане и снегопаде вследствие отсутствия прямых (не отраженных отражателем) лучей. Оптический элемент является основным узлом фары, поэтому требуется особенно тщательный уход за ним.

При попадании внутрь оптического элемента пыли и грязи сила света снижается. Если на зеркале отражателя осело значительное количество пыли, не следует удалять эту пыль, протирая зеркало тканью. В этом случае внутреннюю часть элемента нужно промыть водой, а затем высушить на воздухе.



При попадании внутрь оптического элемента пыли и грязи сила света снижается. Если на зеркале отражателя осело значительное количество пыли, не следует удалять эту пыль, протирая зеркало тканью. В этом случае внутреннюю часть элемента нужно промыть водой, а затем высушить на воздухе.

Если рассеиватель (стекло) треснул или разбился, его нужно немедленно заменить, иначе зеркало отражателя будет повреждено пылью и грязью, проникшей через трещины.

Для замены лампы, вставляемой с тыльной стороны отражателя, следует снять карболитовый патрон, предварительно нажав на него и повернув его в левую сторону. После этого надо, не вынимая лампы, удалить пыль с ее цоколя и фланца, затем заменить лампу. При замене лампы необходимо следить за тем, чтобы пыль не попала внутрь оптического элемента. Желательно смену лампы проводить в помещении с минимальной запыленностью.

Для регулировки фар следует установить автомобиль (без груза) на горизонтальной площадке, чтобы его продольная ось была перпендикулярна стене или специальному экрану, расположенному на расстоянии 10 м от фар автомобиля.

После этого надо выполнить следующее.
1. Провести на экране вертикальную линию, совпадающую с осевой линией автомобиля (рис. 1, а).
2. По обе стороны от нее провести две вертикальные линии на одинаковом расстоянии, равном половине расстояния между центрами фар.
3. Провести горизонтальную линию на уровне высоты центров фар от земли.
4. Провести горизонтальную линию А — Л на 150 мм ниже линии центров фар. Ниже линии А — Л на расстоянии 435 мм провести горизонтальную линию Б — Б для контроля ближнего света фар.
5. Включить дальний свет фар и при закрытой правой фаре отрегулировать свет левой фары так, чтобы центр светового пятна лежал в точке пересечения линии А — А и левой вертикальной линий. Для регулировки нужно проворачивать винты вертикальной и горизонтальной регулировки фары.
6. Закрыть левую фару и отрегулировать правую фару аналогичным образом, добиться совпадения центра светового пятна с точкой пересечения нижней горизонтальной и правой вертикальной линий.
7. Убедиться, что верхние края световых пятен обеих фар находятся на экране на одном уровне, и после этого закрепить фары.

Рис. 1. Разметка экрана для регулирования света: а — дальнего н ближнего; б — противотуманных фар

8. После закрепления фар снова проверить правильность их регулировки.
9. После проверки дальнего света нужно включить ближний свет. Центры пятен ближнего света должны лежать на линии Б — Б. Если при правильно отрегулированном дальнем свете центры пятен ближнего света смещены относительно линии Б — Б, то нужно проверить правильность посадки лампы в фарах или сменить лампы.

На седельный тягач ЭИЛ-130В1 завод устанавливает дополнительно, за особую плату, две противотуманные фары. Включаются противо-туманные фары при первом положении центрального переключателя света специальным выключателем, расположенным на щите кабины.

Для регулирования противотуманных фар седельный тягач без груза и с нормально накачанными шинами следует установить на горизонтальной площадке так, чтобы его продольная ось была перпендикулярна стенке (экрану), расположенной на расстоянии 7000 мм от рас-сеивателей противотуманных фар.

Стена или экран должны иметь матовую поверхность белого цвета шириной не менее 3000 мм и находиться в достаточно затемненном месте, чтобы можно было ясно различить световое пятно от фары.

На экране хорошо заметной краской произвести разметку, как показано на рис. 1, б:
а) провести на экране вертикальную линию I , соответствующую середине тягача;
б) по обе стороны от линии I провести две вертикальные линии II и III на одинаковом расстоянии (494 мм), равном половине расстояния между центрами противотуманных фар;
в) провести горизонтальную линию IV на высоте 556 мм, равной расстоянию от центра фар до земли;
г) провести горизонтальную линию V на 120 мм ниже линии IV.

Перед регулировкой необходимо убедиться в надежности затяжки

болтов крепления кронштейнов противотуманных фар.

Регулировать противотуманные фары надо следующим образом:
1) включить специальным выключателем противотуманные фары, предварительно включив габаритное освещение с помощью центрального переключателя света;
2) закрыть непроницаемой для света материей одну из фар, например правую, а также передние фары и отрегулировать свет левой фары так, чтобы центр растянутого в горизонтальном направлении светового пятна попал в точку пересечения линий III и V. Для регулировки нужно ослабить гайку болта крепления фары и поворачивать фару за корпус. Отрегулированную фару предварительно закрепить, наблюдая за тем, чтобы световое пятно не смещалось;
3) аналогичным образом отрегулировать направление света правой фары так, чтобы центр светового пятна попал в точку пересечений линий II и V;
4) убедиться в том, что верхние края световых пятен “обеих фар находятся на экране на одном уровне, а оба световых пятна сливаются в общее растянутое световое пятно, после чего обе фары закрепить окончательно.

Сигнал торможения включается при нажатии на тормозную педаль. При этом пневматический выключатель замыкает цепь ламп (21 Вт) в задних фонарях. Если при этом не включен указатель поворота (движение по прямой), то загораются лампы в обоих задних фонарях.

Указатели поворота включаются переключателем, укрепленным на рулевой колонке. В нейтральное положение переключатель возвращается автоматически при выходе автомобиля на прямую; ступица рулевого колеса вращает ролик переключателя, переводя его в выключенное положение.

В цепи питания указателя поворота имеется прерыватель РС57, который обеспечивает прерывистое горение ламп для сигнализации. Прерыватель — электромагнитный, управляемый накаливаемой нитью. Ремонт и регулировка прерывателя возможны только в специализированных мастерских. Если при включении указателя поворота горят обе лампы, то на щитке приборов загорается прерывистым зеленым светом лампа указателя поворота.

Если лампа горит постоянно или не зажигается, или если прерывание света происходит с различной частотой, то это указывает на неисправность сигнальных ламп (в переднем и заднем фонарях) или прерывателя.

Если после включения указателя поворота нажимают на тормозную педаль, то сигнал торможения будет подаваться только одним из задних фонарей, т. е. при включении указателя левого поворота сигнал торможения подается правым задним фонарем, и наоборот. Для того чтобы можно было различать указатель поворота и сигнал торможения (при одновременном их включении), сигнал торможения светит постоянно, а указатель поворота — прерывистым светом.

При установке переключателя указателей поворота на автомобиль нужно обеспечить зазор между резиновым роликом переключателя и ступицей рулевого колеса (в нейтральном положении рычага) в пределах 1—2 мм. Зазор регулируют перемещением переключателя на кронштейне в горизонтальном направлении, ослабив два винта. После регулировки винты тщательно затягивают. Переключать указатели поворота из одного положения в другое нужно плавно, без рывков и ударов. Не следует допускать попадания на резиновый ролик переключателя смазочных материалов.

Периодически надо смазывать ось резинового ролика и фиксационную скобу смазкой № 158, сняв предварительно крышку. После длительного перерыва в эксплуатации рекомендуется 10—20 раз полностью переключить рычаг переключателя указателей поворота.

При выезде следует:
1. Протереть наружную поверхность рассеивателей фар, передних и задних фонарей.
2. Осмотреть рассеиватели. Разбитый рассеиватель должен быть заменен.
3. Проверить исправность всех приборов системы освещения и сигнализации в различных положениях центрального и ножного переключателей света, а также переключателя указателя поворотов.
4. Убедиться в исправности всех контрольных ламп.

При каждом техническом обслуживании необходимо:
1. Проверить крепление фар, передних и задних фонарей.
2. Проверить крепление и состояние изоляции проводов фар и передних фондрей.
3. Очистить от пыли и грязи поверхности и клеммы ножного переключателя света и выключателя сигнала торможения.

Читать далее:

Категория: - Автомобили ЗИЛ

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины