Переоборудовать для работы на сжиженном газе можно тольк» технически исправные автомобили ЗИЛ-130.
После переоборудования автомобиль получает новый номер модели — 138 и должен эксплуатироваться в соответствии с требованиями заводской инструкции для автомобилей этой модели.
Каждый автомобиль семейства ЗИЛ-138 должен быть оборудован огнетушителем.
Подготовка автомобиля к переоборудованию. Тщательно вымойте весь автомобиль перед началом работ по его переоборудованию. Так как основные работы по переоборудованию будут проводиться в подкапотном пространстве, в кабине и на раме под платформой, эти места должны быть вымыты особенно тщательно. Установите автомобиль на площадку, где будут производиться демонтажные и монтажные работы. Слейте бензин из топливного бака и трубопроводов системы питания. Слейте воду из системы охлаждения.
Дополнительные работы по переоборудованию кабины, платформы и рамы. После того как с автомобиля будут демонтированы все ненужные узлы и детали, для переоборудования проделайте перечисленные ниже работы.
1. Просверлите два отверстия в щите передней части кабины под капотом для крепления электромагнитного клапана в соответствии с рис. 0, в.
2. Выпилите отверстие для манометра в панели приборов слева от щитка приборов в соответствии с рис. 0, а.
3. Просверлите два отверстия в панели приборов справа от щитка приборов в соответствии с рис. 0, 6 для выключателя пусковой системы и выключателя электромагнитного клапана.
4. Просверлите два отверстия в полу кабины справа от люка коробки передач для крепления кронштейна трубопровода в соответствии с рис. 1.
5. Просверлите отверстия в лонжеронах рамы для крепления газовых баллонов в соответствии с рис. 2 и 3.
6. Просверлите отверстия в настиле платформы между первой и второй балками в соответствии с рис. 4 (только для автомобиля ЗИЛ-138) для крепления брызговиков.
7. Выпилите два паза на левом продольном брусе платформы в соответствии с рис. 25 (только для автомобиля ЗИЛ-138),
8. Закончив перечисленные работы в зоне обработки зачистите детали и подкрасьте их.
9. Установите выключатель ВК 322 пусковой системы.
10. Установите манометр низкого давления УК-130.
11. Закрепите кронштейн 138-4412016 на электромагнитном клапане 138-4412010 болтами 201454-П8. Под головки болтов предварительно установите пружинные шайбы 252135-П2.
12. Установите со стороны моторного отсека электромагнитный клапан в сборе с кронштейном, совместив отверстия в кронштейне с отверстиями под болты крепления в щите передней части.
13. В усилительную накладку 138-4412013 вставьте болты 201676-П8 с шайбами 252136-П2 и через отверстие в щите передней части кабины вверните болты в резьбовые отверстия на кронштейне электромагнитного клапана. Окончательно затяните болты.
14. Вставьте в имеющееся отверстие кронштейна 138Д2-4408105 переходник 300417-01, наверните гайку 250638-П8 и окончательно затяните ее.
15. Установите кронштейн с переходником снизу под полом кабины, совместив отверстия в кронштейне с отверстиями под болты крепления в полу кабины.
16. Наденьте на болты 201454-П8 пружинные шайбы 252155-Г12 и установите их в отверстия кронштейна и пола кабины. Наверните гайки 250510-П8 на резьбовую часть болтов. Окончательно затяните резьбовые соединения.
17. На концы трубки 138-4412095 от электромагнитного клапана к переходнику 300417-01 наденьте гайки 305309-01, кольца 3O6350-O1 и установите трубку между входным штуцером электромагнитного клапана и переходником. Тщательно затяните соединения газопровода.
Монтаж дополнительного электрооборудования. Соединения дополнительных приборов электрооборудования следует осуществлять в соответствии со схемой на рис. 6.
1. Замените цепь патронов лампы освещения приборов с проводами в сборе на новую 131-3713228-Б с дополнительной лампой для освещения манометра УК-130.
2. На автомобиле ЗИЛ -138 замените средний пучок проводов в сборе 30-3724010-В на 138-3724010. Присоедините провода, идущие от пучка, к датчику давления газа в первой ступени газового редуктора, к предохранителю ПР510-А, защищающему цепь приборов, к манометру УК-130, к выключателю пусковой системы, к пусковому клапану и выключателю электромагнитного клапана.
3. Замените задний пучок проводов в сборе 130-3724045 на задний пучок проводов в сборе 138-3724045. Присоедините провод к датчику уровня сжиженного газа в баллоне.
4. На автомобилях ЗИЛ-138В1 и ЭИЛ-138Д2 замените средние пучки проводов в сборе 130В1-3724010-В (на ЗИЛ-130В1) и 130-3724010-В (на ЭИЛ-130Д2) на 138Д2-3724010. Присоедините провода, идущие от пучка, к датчику давления газа в первой ступени газового редуктора, к предохранителю ПР510-А, защищающему цепь приборов, к манометру УК-130, к выключателю пусковой системы, к пусковому клапану и выключателю электромагнитного клапана.
5. На автомобиле ЗИЛ-138Д2 замените пучок проводов в сборе 130Д1-3724045 на 138Д2-3724045. Присоедините провода к датчикам указателя уровня сжиженного газа в баллонах.
6. Присоедините провод к электромагнитному клапану.
Электромонтажные работы необходимо проводить с соблюдением следующих обязательных требований.
1. Закрепление провода должны быть неподвижны относительно клемм приборов.
2. Недопустимы касания металлических деталей автомобиля о токоведущие клеммы приборов и наконечники проводов.
3. В процессе электромонтажных работ не должна быть повреждена изоляция проводов и жгута. Они не должны располагаться на острых кромках и ребрах деталей автомобиля.
4. Изоляционные трубки должны быть плотно посажены на наконечники проводов.
5. Электромонтаж должен проводиться в условиях, исключающих возможность загрязнения деталей.
6. Недопустимы перекручивание проводов вокруг жгута и натяг их после присоединения к клеммам изделий электрооборудования. Недопустимы резкие перегибы жгута.
Переоборудование двигателя
1. Замените головку цилиндров в сборе левого ряда 130-1003011-Б на 138-1003011-Б.
2. Взамен головки цилиндров в сборе правого ряда 130-1003010-Б установите головку 138-1003010-Б. Установите новые прокладки головок цилиндров 130-1003020-А.
3. Подберите ось коромысел в сборе 130-1007098 с коромыслами, стойками и болтами 301342-П, предварительно установив под головки болтов по две шайбы 305790-П8. Установите ось на правой головке цилиндров и заверните болты на 2—3 оборота.
4. То же самое проделайте для левой головки цилиндров.
5. Взамен штанг толкателей 130-1007176-А установите штанги толкателей 138-1007176.
6. Взамен шпилек 304070-П8 вверните во фланец крепления карбюратора на впускной трубе шпильки 414047-П8.
7. Наденьте на шпильки крепления переходника прокладку 121-1107027. Установите на шпильки карбюратор резервного питания 138-1107006 с переходником и пламегасителем в сборе так, чтобы карбюратор находился с левой стороны двигателя. Наденьте на шпильки прокладку 121-1107027. Установите на шпильки смеситель газа 138-4407010-01 в сборе, на переднюю левую шпильку — скобку оттяжной пружины 138-1108072, наденьте на шпильки шайбы, наверните и окончательно заверните гайки.
8. Вверните в резьбовые отверстия смесителя газа два штуцера 421149-П8 для крепления трубок регулятора частоты вращения.
9. Вверните в резьбовое отверстие смесителя газа штуцер 300169-П8 для крепления трубки от распределителя.
10. Вверните в переднее отверстие впускной трубы с правей стороны угольник подвода воды 421174-П к испарителю газа, вывернув пробку 262543-П и обеспечив направление угольнику в сторону коробки передач; в среднее резьбовое отверстие вверните пробку 262543-П взамен штуцера 140-8104076.
11. Установите впускную трубку в сборе 138-1008012-Б на двигатель.
12. Наденьте на шпильки крепления впускной трубы шайбы 252006-П8, на вторую шпильку левого ряда — скобу трубок 130-1110295, а на шпильки — шайбы 252156-П2, наверните гайки 250513-П8 на 2—3 оборота и заверните окончательно.
13. Установите трубку подвода воды к испарителю 138-4403100, наверните гайку на резьбу угольника 421174-П и затяните, обеспечив положение второго конца трубки параллельно оси коленчатого вала.
14. Отверните и снимите с переднего болта крепления карбюратора к патрубку гайку и шайбы, наденьте на болт кронштейн оттяжной пружины 138-4407013, обеспечив расположение отверстий кронштейна под пружину вверх к передней части двигателя, наденьте на болт шайбу, заверните на 2—3 оборота гайку и окончательно затяните, придерживая ключом головку болта от проворачивания.
15. Наденьте на палец кронштейна рычаг 138-1108138 и шайбу 252005-П8, вставьте в отверстие пальца шплинт 258038-П8 и разведите концы. Шаровой палец тяги карбюратора в сборе 138-1108148 вставьте в отверстие короткого плеча рычага с нижней стороны, наденьте на шаровой палец тяги шайбу 252154-П2, наверните гайку 250508-П8. Смажьте шаровое соединение головки тяги смазкой 1-13, соедините головку тяги с шаровым пальцем рычага управления карбюратором. Заверните пробку головки тяги до устранения зазора, обеспечив свободное вращение пальца.
16. Установите пружину 120-1310232, соединив концы пружины с рычагом смесителя и кронштейном, расположенными на патрубке карбюратора.
17. Замените трубку 130-1110280-А между карбюратором и корпусом регулятора частоты вращения на трубку 138-1110280.
18. Замените трубки 130-1110284-А между диафрагмой и подшипником регулятора на трубку 138-1110284.
19. Наденьте шланг 138-4408251 на штуцер переходника карбюратора. Подберите ленту хомута 308759-П8 с пряжкой 306739-Г18. Обогните ленту вокруг шланга, обеспечив расположение загиба ленты на пряжке в сторону шланга. Вставьте в ушко пряжки шплинт 304501-Г18, введите в разъем шплинта ленту и затяните.
20. Наконечник шланга топливопровода 138-1104460 вверните в штуцер бензонасоса и окончательно затяните. Подсобранный хомут 288000-П8 с винтом 220082-П8 и гайкой 251084-П8 наденьте на шланг, а шланг на штуцер карбюратора и затяните хомут.
21. Замените трубку 130-3706315 между распределителем и карбюратором трубкой 138-3706315.
22. Соедините вилку промежуточной тяги 130-1108040-А2 с промежуточным рычагом, совместите отверстие вилки с отверстием рычага и вставьте палец 260012-П8, в отверстие пальца вставьте шплинт 258012-П8 и разведите концы (палец и шплинт используйте старые).
23. Вставьте короткий конец пружины 121-1108065 в отверстие скобы, второй конец пружины соедините с тягой.
24. Замените тягу 130-1108034 между педалью и валиком на тягу 150В-1108034, используя старые детали крепления.
Установка топливного бака
1. Отверните и снимите болты крепления правой подножки, оставив их только в крайних отверстиях с наружной стороны.
2. Совместите резьбовое отверстие в хомуте крепления топливного бака 138-1101110 со вторым отверстием в подножке, наденьте на болт 201462-П8 пружинную 252135-П2 и плоскую 252005-П8 шайбы и заверните болт в резьбоЕое отверстие на 2—3 оборота.
3. Совместите нижнее отверстие топливного бака 138-1101007 с отверстием низа подножки, наденьте на болт 201458-П8 плоскую шайбу 252005-П8 и вставьте его в отверстие, наденьте на болт плоскую 252005-П8 и пружинную 252135-П2 шайбы, заверните на 2— 3 оборота гайку 250510-П8.
4. Совместите резьбовое отверстие хомута 138-1101110 с четвертым отверстием в подножке, надев на болт 201462-П8 пружинную 252135-П2 и плоскую 252005-П8 шайбы, заверните болт на 2— 3 оборота и затяните болты крепления топливного бака.
5. Закрепите правую подножку.
6. Проверьте затяжку всех соединений и при необходимости подтяните их.
Монтаж трубок системы питания
1. Наверните накидную гайку переднего конца трубки 130-1104138-В на штуцер бензонасоса.
2. Установите на заднюю верхнюю шпильку крепления крышки клапанов скобу крепления трубки 130-1104138-В и закрепите ее окончательно, заведите трубку в скобу и закрепите ее окончательно.
3. Закрепите окончательно гайку трубки на штуцере топливного насоса.
4. Под болт скобы трубок пневмосистемы на второй поперечине рамы наденьте скобу 308369-П8 крепления трубки топливного бака и окончательно закрепите ее.
5. Заведите трубку 138-1104350 топливного бака за скобу 308369-П8, вставьте в отверстие скобы винт 220077-П8, наденьте на него плоскую 252003-П8 и пружинную 252133-П2 шайбы, наверните на 2—3 оборота гайку 250464-П8.
6. Наверните гайки на концы трубки 138-1104320 от проходного штуцера к топливному насосу штуцера 300303-П8 и окончательно затяните их.
7. Наверните гайку трубки 130-1104138-В от топливного насоса на штуцер трубки 138-1104320.
8. Наверните накидную гайку трубки 138-1104350 топливного бака на штуцер заднего конца трубки 138-1104320.
9. Совместите отверстие скобы 121-1104039 с отверстием в лонжероне, вставьте с . наружной стороны болт 201456-П8, наденьте на него пружинную шайбу 252135-Г12.
10. Заведите под скобу трубку 138-1104320 от проходного штуцера к топливному баку и окончательно закрепите болт скобы гайкой 250510-П8.
11. Наверните накидную гайку трубки 138-1104350 из кран топливного бака.
12. Окончательно затяните обе гайки трубки 138-1104350 и винт скобы 308369-П8 на поперечине рамы.
Установка газового оборудования на двигатель ЗИЛ-138
1. Наверните на две стойки 138-4404552 крепления газового редуктора до упора гайки 250639-П8, наденьте шайбы 252141-П2, затем совместите отверстия кронштейнов испарителя газа 138-4403008 с резьбовыми отверстиями бобышек впускной трубы, вверните в совмещенные отверстия собранные стойки, заверните окончательно контргайки.
2. Установите задний кронштейн 138-4404546 крепления газового редуктора на заднюю стойку.
3. Установите передний кронштейн 138-4404532-А крепления газового редуктора на стойку параллельно оси коленчатого вала. Вращая кронштейн вокруг стойки, совместите два крепежных отверстия в кронштейне с отверстиями в усилительной накладке заднего кронштейна.
4. Соедините передний и задний кронштейны редуктора, используя два болта 201454-П8, две пружинные шайбы 252135-П2 и две гайки 250510-П8.
5. Болты 201458-П8 вставьте в отверстия скоб кронштейнов с наружной стороны, наденьте на болты шайбы 252005-П8, шайбы 252135-П2, наверните гайки 250510-П8 и окончательно затяните все гайки, кроме гайки верхнего болта на задней стойке.
6. Для установки газового редуктора 13§А-4404010 соберите три болта 200-323-П8 с шайбами 252136-П2 и 303325-П8 и один болт с шайбой 252136-П2. Вставьте собранные болты в отверстия ушков редуктора. Болт с одной шайбой установите в ушко, ближнее к задней стойке по ходу автомобиля.. Наденьте на болты шайбы 303325-П8, распорные трубки 138-4404476, шайбы 303325-П8. Установите редуктор на кронштейн и вверните болты в приваренные к кронштейнам гайки. Затем окончательно затяните болты крепления редуктора к кронштейнам, кроме болта, расположенного около задней стойки.
7. Выверните болт с шайбой, расположенный около задней стойки. Вставьте в отверстие кронштейна электромагнитного пускового клапана 138А-4412050 болт 200323-П8, собранный с шайбой 252136-П2. Установите болт в отверстие ушка редуктора и заверните его от руки.
8. Соедините трубкой 138А-4412096 с гайкой штуцер на выходе первой ступени редуктора со штуцером электромагнитного клапана, развернув при этом клапан в нужное положение. Окончательно затяните болт 200323-П8 крепления кронштейна электромагнитного клапана и редуктора.
9. Установите шланг 138А-4408263 от пускового клапана к карбюратору на штуцер электромагнитного клапана 138А-441050, а на штуцер смесителя — шланг 138-4407010-01. Закрепите шланг ленточными хомутами 308759-П8 и шплинтами с пряжками 306739-П8, 304201-П8.
10. Вверните в отверстие испарителя штуцер 421152-П8 и окончательно затяните все резьбовые соединения.
11. Соедините трубку подвода воды, ранее установленную на двигатель, со штуцером испарителя, наверните на штуцер накидную гайку трубки и окончательно затяните ее.
12. Вверните в резьбовое отверстие испарителя штуцер 140-8104076 шланга подвода к компрессору и окончательно затяните его.
13. Соберите шланг 130-3509293-Б подвода воды к компрессору с хомутиками 288004-П8, винтами 220082-П8 и гайками 251084-П8. Наденьте шланг на штуцер компрессора и штуцер испарителя, закрепите шланг хомутами.
14. Соедините шланг 130-1013071-Б с хомутом 288004-П8 винтом 220082-П8 и гайкой 251084-П8. Наденьте шланг на кран испарителя, закрепите шланг хомутом.
15. Наденьте конец шланга, ранее соединенного с переходником карбюратора, на штуцер редуктора и закрепите ленточным хомутом 308759-П8, предварительно собрав его с пряжкой 306739-П8 и шплинтом 304501-П8.
16. Наденьте соединительные шланги 138-4408239 трубки холостого хода на штуцер смесителя и штуцер редуктора. Закрепите шланги ленточными хомутами 308759-П8 с пряжками 306739-П8 и шплиитами 304501-П8.
17. Вставьте концы трубки 138-4408237 холостого хода в ранее установленные шланги, закрепите трубку в шлангах ленточными хомутами 308759-П8 с пряжками 306739-П8 и шплинтами 304501-П8.
18. Соберите шланги 157К-Ю15293 с хомутами 288007-П8, винтами 220084-П8 и гайками 251084-П8. Один шланг наденьте на патрубок редуктора, второй — на патрубок смесителя газа. Закрепите шланги хомутами.
19. Вставьте концы трубки 138-4408244 в шланги и закрепите их хомутами.
20. Разведите концы скобы 308743-П29 и установите ее на трубу от редуктора к смесителю, соедините концы скобы, совместите отверстия скобы с отверстием кронштейна 138-4408248-Б крепления трубы, который необходимо установить под верхний болт скобы кронштейна редуктора на задней стойке.
21. Совместите отверстие скобы 308743-П29 с отверстием в кронштейне 138-4408248-Б. Закрепите соединение болтом 201434-П8, установив под головку болта шайбы 252135-П2, 252005-П8.
22. Снимите технологическую пленку с нижней части воздушного фильтра В-29140, установите фильтр на смеситель газа и закрепите его центральным болтом и на боковой стойке.
При установке фильтра проверьте правильность положения прокладки между смесителем и фильтром.
Кронштейнов штуцеров и трубопроводов газовой системы
1. Вставьте в кронштейн 138-4408107 с наружной стороны штуцер 300417-01, наверните гайку 250638-П8 и окончательно затяните ее (только для автомобиля ЗИЛ-138).
2. Отверните гайки крепления заднего хомута первого воздушного баллона.
3. Установите собранный кронштейн штуцером вверх на концы заднего хомута первого воздушного баллона и заверните гайки крепления хомута.
4. Наденьте на передний конец трубки 138-4408091 от баллона к вентилю накидную гайку 305309-01 и уплотнительный ниппель 306350-01, наверните гайку на штуцер 300417-01 и окончательно ее затяните.
5. Вставьте в кронштейн 138Д2-4408107 с наружной стороны тройник 305344-П8 средним выводом в отверстие кронштейна, наверните гайку 305309-01 и окончательно затяните ее (только для автомобилей ЗИЛ-138В1 и ЭИЛ-138Д1).
6. Совместите отверстия в кронштейне с отверстиями в правом лонжероне рамы изнутри между хомутами крепления воздушного баллона, вставьте в них болты 201497-П8, с наружной стороны рамы наденьте на болты шайбы 252136-П2, наверните гайки 250512-П8, окончательно затяните их.
7. Наденьте на передний конец трубки 138Д2-4408070 от баллона к переходнику накидную гайку 305309-01, уплотнительный ниппель 306350-01, наверните гайку на задний вывод тройника 305344-П8 и окончательно затяните ее.
8. Совместите отверстие скобы 306736-П8 с отверстием в правом лонжероне снаружи у второй поперечины рамы, вставьте в отверстия болт 201497-П8, наденьте на болт шайбу 252136-П2, наверните гайку 250512-П8, заведите под скобу трубку 138Д2-4408070 от баллона к переходнику и окончательно затяните гайку.
9. На передний конец трубки 138Д2-4408071 от баллона к переходнику наденьте накидную гайку 305309-01, уплотнительный ниппель 306350-01, наверните гайку на средний вывод тройника 305344-П8 и окончательно затяните ее.
10. Совместите отверстие скобы 306736-П8 с отверстием в левом лонжероне снаружи у второй поперечины рамы, вставьте в отверстие болт 201497-П8, наденьте на болт шайбу 252136-П2, наверните гайку 250512-П8, заведите под скобу трубку 138Д2-4408071 от баллона к переходнику и окончательно затяните гайку.
11. Наденьте на шланг высокого давления 138-4408110 накидную гайку 305390-01, уплотнительный ниппель 306350-01, наверните один конец гибкого шланга на штуцер 300417-01. Для автомобиля ЗИЛ-138 соберите другой конец гибкого шланга 138-4408110 с гайкой 305309-01 и уплотнительным ниппелем 306350-01, наверните гайку на фланцевый штуцер 300417-01, установленный на кронштейне 138-4408107 правого лонжерона, и окончательно затяните ее. Для автомобилей ЗИЛ-138В1 и ЗИЛ-138Д2 соберите другой конец гибкого шланга 138-4408110 е гайкой 305309-01 и уплотнительным ниппелем 306350-01, наверните гайку на передний вывод тройника 305344-П8, установленного на кронштейне 138Д2-4408107 правого лонжерона, и окончательно затяните ее.
12. Соберите шланг высокого давления 138-4408108 с гайкой 305309-01 и уплотнительным ниппелем 306350-01, наверните гайку на нижний штуцер электромагнитного клапана, расположенного на щите передней части кабины, и окончательно затяните ее.
13. Соберите другой конец шланга высокого давления с гайкой 305309-01 и ниппелем 306350-01, наверните гайку на штуцер испарителя и окончательно затяните ее.
14. Соберите трубку 138-4408103-Б с накидной гайкой 305309-01 и уплотнительным ниппелем 306350-01, наверните гайку на штуцер газового фильтра редуктора.
15. Соберите другой конец трубки 138-4408103-Б с накидной гайкой 305309-01 и уплотнительным ниппелем 306350-01, наверните гайку на штуцер испарителя и окончательно затяните ее.
Установка газовых баллонов. Крепление газового баллона на автомобиле ЗИЛ-138 показано на рис. 7, а.
1. Совместите овальные отверстия стяжки 138-4401025-Б с отверстиями в кронштейне газового баллона 138-4401020, наденьте на два болта 201540-П8 плоские шайбы 252007-П8, вставьте сверху в совмещенные отверстия, наденьте на них пружинные шайбы 252137-П2 и наверните гайки 250514-П8.
2. Совместите овальные отверстия в задней стяжке 138-4401037 с отверстиями в кронштейне 138-4401020 газового баллона, возьмите два болта 201540-П8, наденьте на них плоские шайбы 252007-П8, вставьте сверху в совмещенные отверстия, наденьте на них пружинные шайбы 252137-П2 и наверните от руки гайки 250514-П8.
3. Сместите передний кронштейн крепления газового баллона в овальных отверстиях стяжек в сторону увеличения радиуса обхвата газового баллона и окончательно закрепите гайки.
4. То же самое сделайте и с задним кронштейном.
5. Вставьте хомут 138-4401060 длинным концом во внутреннее отверстие передней стяжки, наденьте на него распорную втулку 138-4401061, шайбу 305614-П2, наверните гайку 250559-П8 так, чтобы резьба стержня хомута выступала на 15—25 мм за ее пределы.
6. Собранную переднюю стяжку с кронштейном и хомутом проложите над левым деревянным брусом платформы, совместите отверстия кронштейна с отверстиями в левом лонжероне, вставьте с внутренней стороны лонжерона два болта 201540-П8 в средние отверстия кронштейна, наденьте пружинные шайбы 252137-П2, наверните на них гайки 250514-П8.
7. Вставьте с внутренней стороны лонжерона два болта 201497-П8 в верхнее и нижнее отверстия кронштейна, наденьте на них пружинные шайбы 252136-П8, наверните гайки 250512-ГО.
8. Окончательно затяните гайки крепления кронштейна газового баллона к лонжерону.
9. Возьмите собранную заднюю стяжку с кронштейном и хомутом и проложите над верхним брусом платформы по правую сторону запасного колеса, совместите отверстия кронштейна с отверстиями в лонжероне рамы, вставьте с внутренней стороны лонжерона три болта 201540-ГО, наденьте пружинные шайбы 252137-П2, наверните на них гайки 250514-П8.
10. Окончательно затяните гайки крепления заднего кронштейна газового баллона к лонжерону.
11. Совместите отверстия в передней стяжке с отверстиями в правом лонжероне, при наличии зазора между лонжеронами и стяжкой вставьте прокладки 138-4401034 или 138-4401033. Вставьте в совмещенные отверстия два болта 201544-П8, наденьте плоские шайбы 252007-П8 и пружинные шайбы 252137-П2, наверните гайки 250514-П8 и окончательно затяните их.
12. Точно так же закрепите задний конец второй стяжки на правом лонжероне. Прокладки 138-4401034 и 138-4401033 устанавливайте по мере надобности. Число прокладок определяется величиной зазора между лонжероном и стяжкой.
13. Совместите отверстия усилительной накладки 138-4401039 с отверстиями в правом лонжероне для подвески газового баллона; возьмите болты 201540-П8, наденьте на них плоские шайбы 252007-П8, вставьте болты сверху стяжки и с внутренней стороны лонжерона в сомещенные отверстия, наденьте на болты пружинные шайбы 252137-П2, наверните гайки 250514-П8 и окончательно затяните их.
14. Точно так же установите усилительную накладку на заднюю стяжку подвески газового баллона.
15. Свободные концы хомутов крепления газового баллона разведите соответственно заднего — вправо, а переднего — влево.
16. Поднимите баллон 138-4401010 до соприкосновения его боковой поверхности с посадочными местами стяжек и кронштейнов. Заведите свободные концы хомутов за баллон и вставьте в отверстия стяжек, наденьте распорные втулки 138-4401061, плоские шайбы 305614-П8 и наверните гайки 250559-П8.
17. Окончательно затяните гайки хомутов. Наверните на концы хомутов контргайки 250559-П8 и окончательно подтяните их.
18. Трубку 138-4408091 соберите с накидной гайкой 305309-01 и уплотнительным ниппелем 306350-01, наверните на штуцер 300417-01 на кронштейне 138-4408107 правого лонжерона и окончательно затяните ее.
19. Соберите другой конец трубки 138-4408091 с накидной гайкой 305309-01 и уплотнительным ниппелем 306350-01, наверните гайку на резьбовую часть тройника газового баллона и окончательно затяните ее.
Крепление газовых баллонов на автомобилях ЗИЛ-138В1 и ЗИЛ-138Д2 показано на рис. 27, б. Ниже приведена последовательность установки газовых баллонов на автомобиль.
1. Совместите отверстия в кронштейнах 138Д2-4401020 с вновь просверленными отверстиями в правом и левом лонжеронах, вставьте изнутри рамы болты 201564-П8, наденьте на них пружинные шайбы 252137-П2, наверните гайки 250515-Г18 и окончательно затяните их.
2. Вставьте верхние концы хомутов 138Д2-4401060 в накладки кронштейнов подвески газовых баллонов, совместив отверстия в накладках с проушинами хомутов; вставьте в совмещенные отверстия пальцы 260141-П8, наденьте на них шайбы 252017-П8, вставьте в пальцы шплинты 258053-П8 и разведите концы шплинтов.
3. Для установки на автомобиль ЭИЛ-138Д2 поднимите баллоны (правый 138Д2-4401012 и левый 138Д2-4401013) до соприкосновения их боковых поверхностей с посадочными местами кронштейнов. Заведите свободные концы хомутов под баллоны и вставьте в отверстия кронштейнов, наденьте на резьбовую часть наконечников хомутов шайбы 252017-П8, наверните гайки 250636-П8.
4. Для установки на автомобиль ЗИЛ-138В1 поднимите баллоны (правый 138Д2-4401012 и левый 138Д2-4401013) до соприкосновения их боковых поверхностей с посадочными местами кронштейнов. Заведите свободные концы хомутов под баллоны, установите на верхней части баллонов под хомуты кронштейны 138В1-8404102, вставьте в отверстия кронштейнов подвески газовых баллонов резьбовую часть наконечников хомутов, наденьте на них шайбы 252017-П8, наверните гайки 250636-П8. Возьмите щиты-подножки 138В1-8404083, установите их на кронштейны 138В1-8404102, совместите отверстия в щитах-подножках с гайками в кронштейнах, наденьте на болты 201454-П8 пружинные шайбы 252155-П2 и шайбы 252038-П8, собранные болты вставьте в совмещенные отверстия, заверните и окончательно затяните их. Соедините демонтированный ранее настил рамы со щитами-подножками, используя старые детали крепления.
5. Окончательно затяните гайки 250636-П8 крепления хомутов газовых баллонов. Наверните на концы хомутов контргайки 250636-П8.
6. Соберите трубку 138Д2-4408070 с накидной гайкой 305309-01 и уплотнительным ниппелем 306350-01, наверните гайку на задний вывод тройника 305344-П8, установленного на кронштейне 138Д2-4408107 правого лонжерона, и окончательно затяните ее.
7. Соберите другой конец трубки 138Д2-4408070 с накидной гайкой 305309-01 и уплотнительным ниппелем 306350-01, наверните гайку на резьбовую часть тройника правого газового баллона и окончательно затяните ее.
8. Закрепите трубку на правом лонжероне, используя скобу 306736-П, болт 201497-П8, шайбу 252136-П2, гайку 250512-П8.
9. Соберите трубку 138Д2-4408071 с накидной гайкой 305309-01 и уплотнительным ниппелем 306350-01, наверните гайку на нижний вывод тройника 305344-П8, установленного на кронштейне 138Д2-4408107 правого лонжерона и окончательно затяните ее.
10. Соберите другой конец трубки 138Д2-4408071 с накидной гайкой 305309-01 и уплотнительным ниппелем 306350-01, наверните гайку на резьбовую часть тройника левого газового баллона и окончательно затяните ее.
11. Закрепите трубку на левом лонжероне с помощью скобы 306736-П, болта 201497-П8, шайбы 252136-П2, гайки 250512-П8.
При установке газового баллона на автомобиль необходимо убедиться в наличии пломбы на предохранительном клапане и оттиска на ней, в исправности вентилей, в отсутствии вмятин на поверхности газового баллона; обратить внимание на дату проведенного и следующего испытания. Номер баллона, указанный в паспорте, должен совпадать с номером, выбитым на табличке газового баллона, где также должно быть четко выбито клеймо ОТК завода-изготовителя.
Контроль качества установки газовых баллонов
1. Проверьте комплектность детален при установке газовых баллонов на автомобиль.
2. Проверьте правильность установки болтовых соединений.
3. Проверьте затяжку крепления следующих болтовых соединений:
— кронштейна к стяжке, момент затяжки должен быть равен 55— 60 Н-м (5,5—6,0 кг-м);
— кронштейнов к лонжерону рамы; для болтов М12 момент 55— 60 Н-м (5,5—6,0 кг-м); для болтов М10 момент 30—35 Н-м (3,0— 3,5 кг-м);
— стяжек к правому лонжерону; момент 55—60 Н-м (5,5— 6,0 кг-м);
— усилительных накладок; момент 55—60 Н-м (5,5—6,0 кг-м); гаек хомутов газового баллона, момент 80—90 Н-м (8,0— 9,0 кг-м).
4. Проверьте, нет ли зазора между плоскостью стяжки и плоскостью правого лонжерона после затяжки болтовых соединений.
5. Проверьте установку газового баллона по положению сливной пробки.
6. Проверьте паспортные данные на газовый баллон согласно ТУ 37.031.001—71 в такой последовательности:
— товарный знак завода-изготовителя; номер баллона;
— фактическую массу незаполненного баллона в кг; дату (месяц, год) проведенного и последующего испытания; рабочее давление, МПа (кгс/см2);
— пробное гидравлическое давление;
— объем баллона (в литрах), заполняемый сжиженным газом;
— клеймо ОТК завода-изготовителя (круглой формы диаметром 10 мм).
Проверка герметичности газовой системы
1. Осмотрите снаружи всю газовую систему, обратив особое внимание на соединения шлангов и трубок со штуцерами, а также проверьте комплектность газовой аппаратуры на автомобиле.
2. Проверьте легкость открывания и закрывания расходных вентилей на баллоне.
3. Перед испытанием под давлением газовой системы и наполнением газовых баллонов сжатым воздухом вентили на баллонах должны быть закрыты. Выверните заглушку наполнительного вентили и подсоедините к штуцеру шланг компрессора; убедитесь в плотности соединения. Включите компрессор и наполняйте каждый газовый баллон воздухом до давления 1,6 МПа (16 кгс/см2). Во время наполнения газового баллона сжатым воздухом находиться со стороны расположения вентилей, а также в кабине автомобиля запрещается. Работник, проверяющий газовую систему, в момент наполнения баллона должен находиться у пульта включения компрессора.
4. Отключите компрессор при давлении воздуха в баллоне 1,6 МПа (16 кгс/см2). Если предохранительный клапан срабатывает при давлении воздуха ниже 1,6 МПа (16 кгс/см2), то следует заменить газовый баллон и провести опрессовку газовой системы автомобиля.
5. Медленным открытием одного из расходных вентилей на одном из баллонов наполните газовую систему автомобиля сжатым воздухом при закрытом электромагнитном клапане.
6. Смочите места соединения трубопроводов от газового баллона (или баллонов) до электромагнитного клапана мыльной пеной. При обнаружении утечки воздуха (образование пузырьков, шипение и т. д.) в соединениях закройте расходный вентиль и затяните гайки, трубки или шланги в местах, где была обнаружена течь воздуха. В случае, если подтягиванием гайки течь воздуха не устраняется, следует заменить ниппель и снова проверить соединение на герметичность.
7. Включите зажигание и проверьте герметичность соединений на участке от электромагнитного клапана до редуктора. При больших утечках и понижении давления воздуха в газовом баллоне необходимо включить компрессор, увеличить давление до 1,6 МПа (16 кгс/см2). При разрывах и вспучивании шлангов газовой системы их следует заменить и испытать.
8. Проверьте работу электрического датчика давления в первой ступени газового редуктора при включении зажигания. Показания стрелки на указателе давления газа в первой ступени газового редуктора должны быть в пределах 0,12—0,15 МПа (1,2— 1,5 кгс/см2).
Проверка и испытания автомобиля после переоборудования
Прежде чем приступить к проверке и испытанию переоборудованного автомобиля, водитель должен изучить инструкцию по его эксплуатации.
1. После сборки автомобиля и опрессовки газовой системы подготовьте автомобиль для работы на бензине.
2. Пустите двигатель на бензине, проверьте работу системы резервного питания и отрегулируйте частоту вращения коленчатого вала на режиме холостого хода. Система резервного питания не имеет ограничителя, поэтому при пуске, прогревании, проверке и регулировании особенно внимательно следите за работой двигателя и не увеличивайте частоту вращения выше 2000—2500 об/мин.
3. Проведите все необходимые, мероприятия по переводу двигателя для работы на газе.
4. С соблюдением всех указаний инструкции по эксплуатации пустите двигатель на газе. Проверьте его работу, герметичность всех соединений газовой системы. Отрегулируйте частоту вращения коленчатого вала на режиме холостого хода в пределах 500— 600 об/мин. В случае утечки газа через соединения или детали приборов системы питания немедленно перекройте подачу газа, остановите двигатель и устраните неисправности.
5. После проверки и регулирования двигателя в стационарных условиях проведите обкатку автомобиля (пробег 10 км) и снова проверьте герметичность и работоспособность системы питания двигателя. Скорость движения в этот период должна быть не выше 50 км/ч.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Переоборудование автомобилей семейства ЗИЛ-130 для работы на газовом топливе"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы