Строительные машины и оборудование, справочник





Система смазывания двигателей

Категория:
   Мини-тракторы

Система смазывания двигателей

Система смазывания двигателей позволяет уменьшить потери на трение, возникающие в сопряженных поверхностях, обеспечивает отвод теплоты и удаление из зоны трения продуктов изнашивания. Смазывание способствует, кроме того, более тщательному уплотнению внутрици-линдрового пространства и предохраняет детали и узлы от коррозии. В зависимости от конструкции двигателя смазывание его может осуществляться разными способами.

Четырехтактные карбюраторные двигатели мотоблока МТЗ-05, микротрактора «Агрия-4800» и других имеют комбинированную систему смазывания.
В двигателе УД-15 масло по каналу системы смазывания поступает к распределительному валу и далее в его втулку, а через радиальные отверстия во втулке по кольцевому каналу между распределительным валом и его втулкой — к подшипникам скольжения распределительного вала. При подъеме второго толкателя ^происходит сообщение каналов втулки и толкателя, поэтому масло поступает по штанге к ее верхнему наконечнику и каналу коромысла, а затем в крышку головки цилиндра. Слив масла в картер происходит через кожух штанги и маслосливную трубку. Масло из масляной ванны через фильтрующую сетку поступает в шестеренный масляный насос, установленный выше уровня масла в картере и представляющий собой расположенные в одном корпусе две спаренные шестерни, одна из которых является ведущей, а другая — ведомой. Обе шестерни устанавливаются в корпусе с небольшими радиальным и торцевым зазорами. Во время работы шестерни вращаются и во впадинах между зубьями переносят масло из всасывающей магистрали в нагнетательную, которая выполнена в стенках картера двигателя, при этом рабочее давление составляет 0,15—0,5 МПа.

Нагнетательная магистраль раздваивается. Один ее канал заканчивается пробкой, он используется для подключения манометра при контроле рабочего давления масла в магистрали. Другой канал разветвляется на три: по первому из них масло поступает к толкателям клапанов, по второму — подается к распределительному валу, по третьему, выполненному в стенке картера и опоре переднего подшипника, — поступает в кольцевую полость. Далее через отверстие в коленчатом валу масло идет к неполнопоточной центрифуге, корпусом которой является вентилятор-маховик. В центрифуге масляный поток закручивается, а находящиеся в масле механические примеси отбрасываются к стенкам и оседают на них. После центрифуги очищенное масло поступает в центральный канал коленчатого вала и по нему подается к шатунному подшипнику скольжения. Отработанное в подшипнике масло сливается в картер двигателя.



Нагнетательная магистраль раздваивается. Один ее канал заканчивается пробкой, он используется для подключения манометра при контроле рабочего давления масла в магистрали. Другой канал разветвляется на три: по первому из них масло поступает к толкателям клапанов, по второму — подается к распределительному валу, по третьему, выполненному в стенке картера и опоре переднего подшипника, — поступает в кольцевую полость. Далее через отверстие в коленчатом валу масло идет к неполнопоточной центрифуге, корпусом которой является вентилятор-маховик. В центрифуге масляный поток закручивается, а находящиеся в масле механические примеси отбрасываются к стенкам и оседают на них. После центрифуги очищенное масло поступает в центральный канал коленчатого вала и по нему подается к шатунному подшипнику скольжения. Отработанное в подшипнике масло сливается в картер двигателя.

Масляная система снабжена редукционным клапаном, поддерживающим постоянное давление масла в магистрали, которое контролируется по указателю, установленному в полости клапана. Выход штифта указателя из корпуса клапана при нормальном рабочем давлении должен быть не менее 5 мм.

Путем разбрызгивания масла и масляным туманом, образующимся в картере, смазываются зеркало цилиндра и поршневой палец. Смазывание поршневого пальца осуществляется маслом, поступающим к нему через отверстие во втулке и поршневой головке шатуна. Заливается масло в картер через заливную горловину с использованием воронки с сеткой. Слив масла производится через отверстие в поддоне картера, уплотняемое резьбовой пробкой.
Аналогичная комбинированная система смазывания применяется в четырехтактных двигателях фирм «Руджерини» и «Ко Ти Емме».

В отличие от УД-15 четырехтактный двигатель ДМ-1 смазывается только разбрызгиванием. С этой целью на кривошипной головке шатуна устанавливается масло-разбрызгиватель, который при движении зачерпывает масло, находящееся в картере, и разбрызгивает его. Образующийся при этом масляный туман смазывает сопряжения деталей кривошипно-шатунного механизма и механизма газораспределения.

Двухтактные карбюраторные двигатели МК-1, Д-300, «1Z11 Гутброд» и другие смазываются горючей смесью.

Конструкция двигателя мотокультиватора МК-1 предусматривает смазывание трущихся поверхностей за счет смазывающего действия горючей смеси, получаемой в карбюраторе при смешивании воздуха и топлива. В качестве топлива для этого двигателя используется смесь бензина с маслом в соотношении 20 : 1, т. е. на 20 частей бензина приходится одна часть масла. Поступающая в картер двигателя горючая смесь в виде тумана через зазоры и специально предусмотренные отверстия, например для смазывания сопряжения поршневого пальца и втулки поршневой головки шатуна, подается к трущимся поверхностям, смазывая их, чему в немалой степени способствует некоторое повышение давления смеси в картере двигателя при ходе поршня к н. м. т. Смазывание зеркала цилиндра также осуществляется туманом горючей смеси на такте всасывания. Редуктор двигателя смазывается отдельно, для чего в него заливают 0,075—0,080 л моторного масла, уровень которого постоянно контролируют в процессе эксплуатации мотоблока. При необходимости масло доливают. В отличие от МК-1 двигатель Д-300 смазывается горючей смесью, в которой соотношение между бензином и маслом 25 : 1.

Аналогичным образом производится и смазывание кривошипно-шатунного механизма двигателя «1Z11 Гутброд». Необходимо отметить, что качество смазывания рассмотренных двигателей существенно зависит от точности соблюдения пропорций бензина и масла, входящих в состав топлива, а также регулировок карбюратора.

Смазывание двигателя осуществляется многопоршневым масляным насосом, расположенным в передней крышке. Насос крепится снаружи в отверстии днища передней крышки, образующей масляную ванну, и приводите в действие от вала привода посредством червячной передачи, располагающейся на приводном валу и состоящей из червяка и шестерни масляного насоса с передаточным отношением 2 : 17. Кроме того, в самом насосе происходит дальнейшее снижение частоты вращения вала в соотношении 1:11. Вал насоса приводит в движение три поршневых секции, каждая из которых выполняет определенные функции.

Одна секция масляного насоса по нагнетающему трубопроводу через штуцер подает масло к масляному фильтру, установленному с правой стороны масляного картера и представляющему собой фетровую втулку, закрытую специальной крышкой. Крепление фильтра к картеру осуществляется барашком-гайкой. Пройдя через фетровую втулку, масло оставляет на ней механические примеси и уже очищенным поступает в картер двигателя на смазывание подшипников качения кривошипно-шатунного механизма. Вторая секция масляного насоса предназначена для отсасывания избыточного масла из картера двигателя и подачи его в масляную ванну передней крышки. Забор масла из картера осуществляется через отделительный поддон, прикрепляемый четырьмя болтами к нижней части картера и также обеспечивающий очистку масла от механических примесей и продуктов изнашивания. Состоит поддон из фильтрующей сетки, верхней и нижней частей, соединенных между собой через прокладку. От поддона масло через штуцер и трубопровод подается к масляному насосу. Третья секция насоса осуществляет подачу масла по трубопроводу в верхнюю часть передней крышки картера, откуда масло стекает на приводной вал и механизм привода масляного и топливного насосов, смазывая этот механизм.

Кроме того, крышка картера имеет пробку для слива масла при его замене. Эту же операцию можно выполнить, если снять с передней крышки масляный насос, что является более предпочтительным при промывании полости передней крышки чистым топливом. В передней крышке размещается щуп для определения уровня масла.

Читать далее:

Категория: - Мини-тракторы

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины