Строительные машины и оборудование, справочник





Соединительные муфты и муфты сцепления автогрейдера

Категория:
   Трансмиссии автогрейдеров


Соединительные муфты и муфты сцепления автогрейдера

Соединительные муфты. Соединительные муфты служат для передачи крутящего момента от двигателя к трансмиссии. Соединительная муфта обеспечивает упругое соединение ведущего и ведомого элементов, допуская незначительные погрешности в соосности и перекосы, возможные при установке агрегатов.

Соединительная муфта автотрейдера ДЗ-98 (рис. 9) крепится к маховику двигателя. Она состоит из наружной полумуфты, двенадцати резиновых пальцев и внутренней полумуфты. Резиновые пальцы вставлены в цилиндрические расточки, образованные обеими полу муфтами в собранном виде. Фиксируются пальцы в продольном направлении с по- P7tonh мощью двух пружинных колец. Основной неисправностью соединительной муфты является срез пальцев, который происходит главным образом при работе двигателя на холостом ходу с низкой частотой вращения до 500 об/мин.

Для удаления срезанных и установки новых пальцев необходимо через люк вынуть кольцо из паза.



Рис. 9. Соединительная муфта автогрейдера ДЗ-98:
1 — маховик двигателя, 2 — наружная полумуфта, 3 —резиновый палец, 4 — пружинное кольцо, 5 — люк в картере, б — внутренняя полумуфта

Муфты сцепления. Муфта сцепления предназначена для соединения и отсоединения коленчатого вала двигателя от трансмиссии при переключении передач и торможении автогрейдера. Кроме того, муфта сцепления предохраняет трансмиссию при значительных перегрузках, что обеспечивается возможным пробуксовыванием элементов муфты.

Муфта сцепления автогрейдера ДЗ-98 (рис. 10) установлена в блоке трансмиссии. Это двухдисковая муфта, которая в нормальном состоянии включена (постоянно замкнутая). При переключении передач муфту сцепления выключают, т. е. принудительно разводят диски. Эта мУфта называется сухой, так как крутящий момент передается сжатым пакетом дисков за счет сухого трения между ними.

При сжатом пакете дисков крутящий момент от двигателя через пакет и шлицевые соединения ведомых дисков и зубчатый барабан передается первичному валу коробки передач. Разжимается пакет дисков с помощью трех рычагов, шарнирно закрепленных на фланце. Нижние концы рычагов упираются в ползун муфты выключения.

Рис. 10. Муфта сцепления автогрейдера ДЗ-98:
1, 3, й, 5 —диски, 2~ зубчатый барабан, 6 — рычаг, 7— гайка, в —вилка, 9 — муфта выключения, 10 — тормозок, 11 — вал коробки передач, 12 — ползун, 13, 14 — пружины, 15 — фланец

При выключении муфты сцепления муфта перемещается в сторону тормозка, который предназначен для остановки свободно вращающихся после отжатия дисков ведомых деталей. Это необходимо для обеспечения легкого включения коробки передач.

Для снижения усилия на педали управления муфтой сцепления меняется усилитель или сервомеханизм гидравлического типа

При работе автогрейдера и включенной муфте сцепления шток сервомеханизма находится в верхнем положении. Рабочая жидкость гидросистемы от насоса поступает к порционеру, в котором поток а разделяется на два (как показано стрелками).

Рис. 11. Сервомеханизм управления муфтой сцепления автогрейдера ДЗ-98:
1 — поршень, 2 — клапан, 3 — шток, 4 — стакан, 5, 8 — рычаги, 6 — тяга, 7 — шаровая гайка»
9 — ролик, 10 — порционер; а — подвод масла, б — слив масла

Один из потоков поступает в надпоршневое пространство Г сервомеханизма, другой — к выходу на распределитель рулевого механизма (по-

Из полости Г по сверлениям в поршне масло поступает в полость Д, а оттуда в бак (поток б). Давление в полости Г незначительное, поэтому поршень неподвижен. При нажатии на педаль сцепления, связанную системой рычагов со штоком, последний и клапан опускаются, перекрывая конусом сверления в поршне и, следовательно, прекращая слив масла из полости Г в полость Д.

В полости Г давление масла начинает возрастать, и поршень под действием этого давления перемещается вниз, нажимая на ролик рычага, который через рычаг и тягу воздействует на вилку (см. рис. 10) механизма выключения муфты.

Момент размыкания дисков муфты сцепления соответствует давлению жидкости в полости Г, равному 16 кгс/см2. При повышении давления в полости Г свыше 38 кгс/см2 и дальнейшем нажатии на шток открывается клапан и масло перепускается на слив через отверстия в стакане клапана.

При снятии ноги с педали шток возвращается в исходное положение и диски под действием пружин (см. рис. 10) сжимаются.

При неисправности гидросистемы муфта сцепления может выключаться механически нажатием штока на поршень и ролик, однако усилие нажатия на педаль при этом возрастает до 70 кгс, что может допускаться только в аварийных случаях.

Механизм управления муфтой сцепления представляет собой систему рычагов и тяг, передающих усилие от нажатой педали управления в кабине машиниста штоку сервомеханизма. Возврат педали сцепления в исходное положение (для включения муфты) обеспечивается оттяжной пружиной.

Муфту сцепления автогрейдера ДЗ-98 регулируют одновременно с сервомеханизмом.

Отвернув гайки (см. рис. 10) и шаровую гайку (см. рис. 11) устанавливают между дисками тормозка проставку размером мм (см. рис. 10). После этого шаровую гайку завертывают до тех пор, пока поршень не упрется в клапан. Затем, отпустив шаровую гайку на восемь оборотов, обеспечивают между клапаном и поршнем зазор, равный 4—5 мм. Кроме этого с помощью гаек (см. рис. 10) между рычагами 6 и торцом муфты выключения устанавливают зазор £ = 0,54-0,8 мм.

В процессе эксплуатации сервомеханизм не требует никаких регулировок.

При техническом обслуживании муфты сцепления следят за состоянием накладок дисков, обращая особое внимание на их износ, замасливание, проверяют зазоры между отжимными рычагами и муфтой выключения, а также в тормозке.

В соответствии с картой смазки смазывают выжимные подшипники, шарнирные соединения осей и рычагов механизмов управления и т. д.

Читать далее:

Категория: - Трансмиссии автогрейдеров

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины