Строительные машины и оборудование, справочник






Топливо, смазочные материалы и специальные жидкости


Категория:
   Управление автомобилем


Топливо, смазочные материалы и специальные жидкости

Автомобильные бензины. В настоящее время выпускаются по ГОСТ 2084—67 бензины следующих марок: А-66, А-72, А-76, АИ-93 и АИ-98, а по ОСТ 38.01—9—71 бензин марки «Экстра».

Автомобильные бензины подразделяются на летние, предназначенные для использования с 1 апреля до 1 октября во всех районах страны, кроме северных и северо-восточных, и зимние с облегченным фракционным составом для применения в северных и северо-восточных районах в течение всего сезона, а с 1 октября по 1 апреля во всех остальных районах страны. Бензин марки АИ-98 является всесезонным. Бензины марок А-66, А-76, АИ-93 и АИ-98 выпускаются этилированными, а бензин А-72— неэтилированным.

В обозначении марки бензина буква А указывает на то, что бензин автомобильный, следующая за ней цифра — наименьшее октановое число, определенное по моторному методу. Буква И показывает, что октановое число определено по исследовательскому методу.



Важнейшие показатели автомобильных бензинов следующие.

Октановое число характеризует детонационную стойкость бензинов. Чем выше октановое число, тем меньше склонность топлива к детонации. Детонация — это способность смеси паров бензина с воздухом быстро сгорать, в результате чего работа двигателя сопровождается характерными звонкими металлическими стуками. Чтобы улучшить антидетонационные качества бензинов, к ним добавляют в небольших количествах антидетонационные присадки. В качестве антидетонационной присадки в бензины добавляют тетраэтилсвинец (ТЭС) в виде этиловой жидкости, в состав которой входят также выносители, предназначенные для уменьшения отложений на деталях двигателя. Этилированный бензин очень ядовит, и применять его можно только как топливо для двигателей. При этом необходимо соблюдать следующие правила: не применять этилированный бензин для мытья рук, деталей и для бытовых целей; не разливать и не расплескивать при заправке, транспортировании или переливании; не перевозить этилированный бензин совместно с людьми, продуктами питания и другими грузами; одежду, пропитанную этилированным бензином, необходимо хорошо промыть в гарячей воде с мылом; категорически запрещается продувать бензопроводы и жиклеры ртом; производить заправку этилированным бензином можно только закрытым способом при помощи заправочных колонок, насосов, шлангов, а также посуды; при работе с этилированным бензином нельзя принимать пишу, курить, не помыв перед этим руки керосином, а затем теплой водой с мылом; детали, соприкасавшиеся с этилированным бензином, необходимо хорошо промыть керосином, а затем в горячем растворе каустической соды; нельзя хранить в кабине и кузове автомобиля обтирочные материалы, пропитанные этилированным бензином. Такие обтирочные материалы следует содержать в специальных закрытых ящиках и обязательно сжигать; работать с этилированным бензином нужно только в спецодежде и хранить ее отдельно.

Стабильность бензина — это его способность длительное время противостоять осмолению, образованию смолистых отложений и нагаров, а также окислению кислородом воздуха. При изготовлении бензина для повышения его стабильности вводятся антиокислительные присадки, которые задерживают развитие окислительных реакций.

Содержание серы характеризуется количеством сернистых соединений в топливе. Эти соединения после сгорания в двигателе могут вызывать коррозию и износ деталей.

Водорастворимые кислоты и щелочи являются также показателем коррозионности топлива. Их присутствие в топливе определяют специальными индикаторами. Наиболее распространенные индикаторы — красная и синяя лакмусовые бумажки: синей определяют присутствие кислоты, красной — щелочи.

Водорастворимые кислоты вызывают сильную коррозию любых металлов, а щелочи коррозируют алюминий, поэтому их присутствие в автомобильных бензинах недопустимо.

Автомобильные дизельные топлива применяются для быстроходных дизельных автомобильных двигателей, они вырабатываются (ГОСТ 4749—73) из малосернистых нефтей, а топливо дизельное автотракторное (ГОСТ 305—73)—из сернистых нефтей. Маркируются указанные топлива буквами, которые характеризуют- сезонные условия их применения: А и ДА — арктические топлива, применяемые для дизельных автомобилей при температуре окружающего воздуха ниже — 30°С; 3 и ДЗ (зимнее) ЗС (зимнее северное) — тооливо, применяемое при температуре окру* жающего воздуха от 0° до —30°С; Л и ДЛ—летние топлива, применяемые при температуре окружающего воздуха 0 °С и выше.

Дизельное топливо марки ДС (дизельное северное) отличается от других топлив более высоким цетановым числом.

Важнейшими показателями дизельных топлив являются следующие.

Цетановое число характеризует воспламеняемость дизельных топлив и их способность обеспечивать мягкую работу двигателей при полном отсутствии стуков и ударов. Чем выше цетановое число, тем ниже температура пуска дизельного двигателя.

Температура застывания — это температура, при которой в условиях опыта охлажденный нефтепродукт настолько застывает, что при наклоне пробирки на 45° уровень испытуемого нефтепродукта остается неподвижным в течение 1 минуты.

Температура помутнения — это температура, при которой тй-пливо из-за выпадания микрокристаллов, парафина или воды при охлаждении начинает мутнеть.

Вязкость характеризует способность топлива к прохождению по топливоподающей системе и выражается в сантикстоксах. При высокой вязкости затрудняется протекание топлива в топливопроводах и ухудшается его распыливание форсунками.

В дизельных топливах не допускается наличие механических примесей (это приводит к засорению фильтров и сопла форсунок, а также к преждевременному износу топливной аппаратуры), воды (что вызывает разрушение фильтров и снижение теплоты сгорания топлива) и серы (продукты ее сгорания в виде окислов с влагой воздуха образуют серную кислоту, оказывающую разрушающее действие на детали системы выпуска и на подшипники из свинцовистой бронзы, поэтому для снижения вредного действия серы для смазки двигателя применяют моторные масла с присадками, содержащими противокоррозионный элемент).

Нормы расхода жидкого топлива. Постановлением Госплана СССР от 9 октября 1975 года № 111 утверждены и введены в действие с 1 января 1976 года новые временные линейные нормы расхода жидкого топлива для автомобильного транспорта (табл. 47).

Нормы расхода каждого топлива увеличиваются при следующих условиях работы:
— в зимнее время при средней температуре воздуха ниже 0 °С в южных районах—до 5%, в районах с умеренным климатом — до 10%, в северных районах — до 15%, “в районах Крайнего Севера—до 20%;
— на дорогах в горных местностях (свыше 1500 м над уровнем моря) — до 10%;
— на дорогах со сложным планом (наличие в среднем на 1 км пути более пяти закруглений радиусом менее 40 м) — до 10%;
— для автобусов и автомобилей, работающих в черте города с частыми остановками — до 10%;
— при постоянной работе автомобилей в качестве технологического транспорта на территории предприятий, внутри цехов — до 10%;
— для автомобилей, вышедших из капитального ремонта, и для новых автомобилей при пробеге первой тысячи километров — до 5%;
— в карьерах, в тяжелых дорожных условиях, а также при движении по полю во время сельскохозяйственных работ — до 20%;
— в тяжелых дорожных условиях в период сезонной распутицы снежных заносов (как исключение) —до 35% на срок не более одного месяца;
— при учебной езде — до 25%;
— при работе с применением прицепов на каждую тонну собственной массы прицепа по бензиновым автомобилям — на 2 л и дизельным автомобилям — на 1,3 л.

Нормы расхода жидкого топлива снижаются при работе автомобилей на внегородских дорогах с усовершенствованным покрытием до 15%.

При работе автомобилей, оборудованных специализированными кузовами, нормы расхода топлива на 100 км пробега увеличиваются или уменьшаются на каждую тонну превышения или снижения веса специализированного автомобиля против базового по бензиновым автомобилям — на 2 л и по дизельным автомобилям — на 1,3 л.

Для автомобилей, на которых установлено специальное оборудование, нормы расхода топлива на передвижение устанавливаются исходя из линейных норм расхода топлива, утвержденных для базовой модели автомобиля, и надбавки, предусмотренной вышеизложенным пунктом.

Смазочные материалы

При эксплуатации автомобилей применяются такие смазочные материалы: масла для двигателей, трансмиссионные масла и консистентные (пластичные) смазки, предназначенные для уменьшения трения между трущимися поверхностями, отвода тепла и вымывания продуктов трения.

Основными эксплуатационными свойствами масел для двигателей являются следующие.

Вязкость — основной показатель качества смазочных масел, влияющий на образование жидкостного трения. Повышенная вязкость увеличивает сопротивление передвижению трущихся пар, при этом возрастает их износ. Пониженная вязкость ведет к нарушению минимального зазора, необходимого для жидкостного трения и перехода к полужидкому, полусухому и сухому трению, и вызывает усиленный износ или задир трущихся поверхностей.

Зольность характеризует в маслах с присадками количество введенных зольных присадок, а в маслах без присадок — количество несгораемых примесей.

Температура застывания — условная температура, при которой масло теряет текучесть. Поэтому зимой надо применять такие масла, температура застывания которых ниже температуры окружающего воздуха.

Моющие свойства характеризуют способность масла обеспечивать необходимую чистоту деталей двигателя.

Коррозионность характеризует потенциальную коррозионность масла: чем выше этот показатель, тем больше склонно масло к коррозионному воздействию на детали двигателя в процессе работы.

В целях улучшения свойств масел к ним добавляют в небольших количествах присадки, которые классифицируются по способности улучшить какое-либо определенное свойство масел.

Вязкостные присадки — полиизобутилен КП-20, КП-10 и КП-5— используют для производства загущенных масел на маловязкой основе. По своим свойствам они соответствуют одновременно летним и зимним сортам обычных масел. Вводятся вязкостные присадки в количестве от 0,5 до 8%.

Депрессорные присадки добавляют в масло для понижения температуры застывания. Депрессаторы АЗНИИ-ЦИАТИМ-1, АЗНИИ и АФР вводятся в количестве до 1% и понижают температуру застывания масла на 15—25 °С.

Противоокислительные присадки ДФ-11, ВНИИНП-354 препятствуют образованию в масле кислот и других соединений, вызывающих коррозию, и вводятся в количестве от 0,5 до 2%. ‘

Моющие присадки добавляют для уменьшения отложений в виде лаков и осадков на поверхностях соприкасающихся деталей. Наиболее эффективными моющими свойствами обладают присадки СБ-3, СК.-3, СК-П, ПМС, которые предохраняют детали двигателя от загрязнений, вызываемых циркулирующим маслом, и вводятся в количестве до 3—10%.

Противопенные присадки ПМС-200А вводят в количестве 0,002 — 0,005% для устранения пенообразования в масле и удаления из него растворимого воздуха.

Противоизносные присадки — ЛЗ-6/9, Л3-23к, ЭФО, ОТП, ЭЗ-2 — вводятся в масла в количестве от 0,5 до 2% для снижения износа трущихся пар.

Противозадирные присадки — Л-309/2, хлорэф-40 — добавляются в количестве до 2% для снижения трения и уменьшения возможности заеданий и задиров трущихся пар.

Противокоррозионные присадки — осерненное масло, ДФ-11, АКОР-1, ИНГА, концентрат КП — вводят для уменьшения коррозии цветных и черных металлов в количестве до 1%. Такие присадки способствуют образованию на поверхностях деталей пленки, предохраняющей от коррозии.

Многофункциональные присадки—ВНИИНП-360, ЦИАТИМ- 339, АЗНИИ-ЦИАТИМ-1 и другие — вводятся в количестве до 8% для улучшения нескольких эксплуатационных свойств масел, а именно: моющих, противоизносных, шротивоокислительных, противокоррозионных и других.

Масла для двигателей, в зависимости от способа их производства, подразделяются на дистиллятные, остаточные, смешанные и загущенные, а по назначению — на масла для карбюраторных и дизельных двигателей.

Согласно новой классификации (ГОСТ 17479—72) масла имеют обозначения, где буква М означает масло для двигателя, следующая за ней цифра показывает кинематическую вязкость масла при 100 °С в сантистоксах (сст); буквы, следующие за цифрой, указывают на принадлежность масла к определенной группе, характеризующей его эксплуатационные свойства, индексы 1 и 2 означают, что масло предназначено для карбюраторных и дизельных двигателей.

Автомобильные трансмиссионные масла подразделяются на масла для механических передач и масла гидромеханических передач.

Консистентные (пластичные) смазки представляют собой минеральные масла, загущенные до мазеподобного состояния специальными веществами с добавкой присадок и наполнителей. Применяются консистентные смазки для смазывания открытых или трудно герметизируемых узлов трения. Основными свойствами, характеризующими эксплуатационные качества консистентных смазок, являются следующие.

Температура каплепадения — условная температура плавления смазки, то есть та температура, при которой в определенных условиях испытания падает первая капля смазки. Это дает возможность судить о верхней температурной границе применения смазки.

Вязкость — вязкостно-температурное свойство, показывающее степень изменений вязкости смазки в зависимости от ее температуры. Если температура понизилась, вязкостное сопротивление смазок возрастает.

Предел прочности — способность смазки удерживаться на вращающихся деталях подшипников качения.

Стабильность — способность консистентных смазок сохранять свои первоначальные свойства как при хранении, так и при эксплуатации, они не должны изменяться под действием температуры и нагрузок.

Вода является необходимой составной частью смазок, она предотвращает их расслоение при нагревании.

Механические примеси абразивного характера в консистентных смазках не допускаются.

Нормы расхода смазочных материалов для автомобилей установлены в процентах от норм расхода горючего, выраженного в литрах, и составляют: для автомобилей с карбюраторными двигателями со сменными фильтрующими элементами или центрифугами, не прошедших капитальный ремонт,—3.5%: прошедших капитальный ремонт — 4,2% Для дизельных автомобилей с четырёхтактным двигателем — 6%; с двухтактным двигателем — 7,5%.

Расход трансмиссионных масел не должен превышать для автомобилей с одной ведущей осью — 0,8%; с двумя ведущими осями— 1,1%; с тремя ведущими осями— 1,4%; с четырьмя ведущими осями — 1,7%.

Нормы расхода консистентных смазок (в кг) установлены в процентах от норм расхода горючего, выраженного в литрах, и составляют: для автомобилей с игольчатыми подшипниками шарниров карданного вала — 0,5%, для автомобилей, снятых с производства,— 0,9%.

Необходимо применять для смазки только масла тех сортов, которые рекомендованы заводом-изготовителем и приведены в картах смазки автомобилей.

Для экономии горюче-смазочных материалов необходимо: применять топливо, марка и сорт которого соответствуют конструкции двигателя; регулярно проверять величину компрессии в двигателе; своевременно удалять нагар с головки, цилиндров, поршней и клапанов; поддерживать нормальный тепловой режим двигателя; осуществлять постоянный контроль за системой охлаждения и питания двигателя; своевременно промывать воздушные и топливные фильтры.

Уменьшению расхода топлива способствует сокращение потерь от разливания топлива при заправке. Поэтому запрещается производить заправку автомобилей при помощи шлангов, ведер, залив «под пробку» топливного бака.

Кроме того, необходимо применять экономичные приемы вождения автомобиля, которые в значительной мере зависят от квалификации и профессионального мастерства водителя. Следует помнить, что движение автомобилей на повышенных скоростях приводит к перерасходу топлива. Так, при движении грузовых автомобилей со скоростью свыше 60 до 70 км/час расход топлива увеличивается на 9%; при скорости до 80 км/час — до 20%.

В целях экономии масла для двигателей необходимо регулярно следить за расходом масла двигателем; проверять состояние масляных фильтров тонкой и грубой очистки; своевременно сменять масло в двигателе и смазку в силовой передаче. При заправке масла в картер двигателя не переливать его выше верхней метки мас-лоизмерительного щупа.

Для экономии трансмиссионных и консистентных смазок необходимо своевременно заменять пришедшие в негодность сальники и прокладки и производить подтяжку креплений уплотнений.

Специальные жидкости

Вода как охлаждающая жидкость используется для заполнения системы охлаждения двигателя. Она имеет как положительные, так и отрицательные свойства. К положительным свойствам воды относятся ее распространенность, безопасность в противопожарном отношении, высокая удельная теплоемкость. Отрицательные свойства воды—это невысокая температура кипения и высокая температура замерзания, равная 0°С, со значительным увеличением объема, что в зимнее время может привести к размораживанию радиатора и блока двигателя. Одним из основных недостатков воды как охлаждающей жидкости является содержание в ней механических примесей, растворенных минеральных солей, органических веществ. Если в воде имеются растворенные соли магния или кальця, такая вода называется жесткой. При кипячении она дает много накипи, которая, оседая на стенках водяной рубашки, ухудшает теплоотвод, что, в свою очередь, приводит к снижению мощности двигателя и его экономичности.

В систему охлаждения следует заливать только чистую и мягкую воду, в которой отсутствуют механические примеси.

Воду также следует предохранять от загрязнения нефтепродуктами, которые, входя в состав образующейся накипи, ухудшают теплопроводность.

Наиболее мягкой водой считается дождевая и снеговая. Если такая вода отсутствует, жесткую воду можно смягчить.

Существует несколько способов смягчения воды:
1) кипячение (30—40 мин);
2) известково-содовое умягчение (химическое);
3) умягчение тринатрийфосфатом;
4) умягчение растительной золой;
5) умягчение воды глауконитовыми фильтрами.

Для умягчения воды каустической или кальцинированной содой берется 6—7 г каустической или 10—20 г кальцинированной соды на 10 л воды, при этом раствор перемешивается. Вода отстаивается в течение 2—3 часов, после чего ее можно заливать в систему охлаждения.

Умягчение воды с помощью тринатрийфосфата производится как в специальных баках, так и непосредственно в радиаторе. Для этого приготавливают насыщенный раствор тринатрийфосфата в мягкой воде: 150 г тринатрийфосфата на 10 л воды. Затем этот раствор заливают в систему охлаждения из расчета 10 см3 раствора на 10 л емкости системы охлаждения.

Для умягчения воды с помощью золы “необходимо насыпать в 200-литровую бочку 20 кг золы и залить горячей водой, затем следует 2—3 раза перемешать раствори дать ему отстояться зтечение 15 часов. После этого раствор сливают через кран, который расположен на уровне ‘/з высоты бочки через фильтр из мешковины.

Умягчение воды с помощью глауконитовых фильтров состоит в том, что ионы кальция, магния, содержащиеся в воде, при прохождении через слой глауконита взаимодействуют с содержащимися в нем ионами натрия и получающиеся при этом соли натрия не образуют накипи.

Воду, сливаемую из системы охлаждения, рекомендуется сохранить до следующей заправки, так как она по своему качеству близка к кипяченой.

Жидкости с низкой температурой замерзания (антифризы) применяются для заполнения системы охлаждения двигателей в зимнее время. В качестве антифризов используются смеси воды со” спиртами, воды с глицерином и ряд других веществ. Наиболее распространены как низкозамерзающие жидкости водные растворы этиленгликоля.

Зависимость плотности и температуры замерзания от концентрации технического этиленгликоля в водных растворах приводится в таблице 54. Для облегчения эксплуатации автомобилей выпускаются антифризы марок, представленных в таблице 55.

Жидкость марки 40 выпускают в концентрированном виде марки 40к. Для того чтобы получить из нее нормальную жидкость марки 40 необходимо на 1 л концентрированной жидкости долить 0,73 л дистиллированной воды.

Этиленгликоль оказывает коррозирующее действие на металл. Для уменьшения коррозирующего действия этиленгликоля в жидкость добавляют присадки: 2,5—5 г/л динатрийфосфата и 1 г/л декстрина. Кроме этих присадок, в антифризы вводят молибденово-кислый натрий, который улучшает их антикоррозионные свойства по отношению к хромовым и цинковым покрытиям. Индексы этих антифризов 40м и 60м. Если этиленгликолевые жидкости отсутствуют, их заменяют смесью спирта, глицерина, воды.

Жидкость, содержащая 43% воды, 4,2% этилового спирта и 15% глицерина, замерзает при температуре — 32 °С.

Для автомобилей ВАЗ «Жигули» применяется низкозамерзаю-щая жидкость Тосол (ТУ6—02—751—73), изготовленная на основе этиленгликоля и содержащая антикоррозионные присадки и антивспениватель.

Тосол выпускается трех марок. Тосол А — им можно пользоваться только при разведении дистиллированной водой (смесь Тосола А и воды в соотношении 1:1 имеет температуру начала кристаллизации — 35 °С); Тосол А-40 — водный раствор Тосола с температурой застывания не выше — 40 °С; Тосол А-65 с температурой застывания — 65 °С.

При работе с этими жидкостями следует соблюдать определенные правила:
1) перед заправкой незамерзающей жидкостью систему охлаждения необходимо очистить от накипи;
2) заправлять жидкость при помощи насоса.

Как правило, незамерзающая жидкость остается без замены в течение всего сезона эксплуатации автомобиля. В связи с испарением понижается уровень жидкости, поэтому следует доливать в этиленгликолевую жидкость дистиллированную или очень мягкую воду; в спирто-глицериновую жидкость — смесь спирта и воды (до 50%). Если уровень жидкости понижается из-за течи, в систему необходимо доливать жидкость того же состава, которая была залита ранее.

Помутнение жидкости указывает на необходимость ее замены.

Надо не забывать, чистый этиленгликоль и водно-этиленгли-колевые смеси ядовиты, поэтому в обращении с ними необходимо соблюдать осторожность.

Тормозные жидкости применяются как для заполнения системы гидравлического привода тормозов, так и гидравлического привода сцепления.

По характеру основы тормозные жидкости подразделяют на спирто-касторовые и гликолевые. В состав жидкостей на касторовой основе входят спирты и касторовое масло, которое обладает хорошими смазочными свойствами, не вызывает коррозии металлических деталей гидравлического привода, набухания или размягчения натуральной резины. В го же время они имеют плохие вязкостно-температурные свойства. Эти жидкости не рекомендуется использовать при температуре ниже 16—25 °С, так как при низких температурах происходит вымерзание касторового масла и теряется подвижность жидкости, что затрудняет ее прокачку в системе.

Нормы расхода тормозных жидкостей установлены следующие: на заполнение и прокачку при смене жидкостей — 1,1 заправки; на долив в гидросистему при эксплуатации в течение года — 1 заправка (в жарких климатических условиях 1,5 заправки).

Тормозная жидкость на гликолевой основе ГТЖ-22 обладает удовлетворительными вязкостно-температурными свойствами, нз разрушает резиновые детали и может применяться при температуре— 60 °С. Недостатки этой жидкости — плохая смазывающая способность, поэтому перед заправкой системы гидравлического природа жидкостью рекомендуется смазывать касторовым маслом или жидкостью на его основе манжеты главного и рабочих цилиндров. Жидкость ГТЖ-22 нельзя смешивать со спирто-касторовыми жидкостями, так как произойдет расслоение и выпадение касторового м&сла.

Тормозная жидкость «Нева» для автомобилей ВАЗ выпускается Шостинским „ заводом химических реактивов и Кемеровским азототуковым заводом. «Нева» — прозрачная однородная жидкость от желтого до светло-желтого цвета, без осадков, это смесь гликолей с присадками, улучшающими эксплуатационные свойства. Жидкость «Нева» обеспечивает работу гидравлического привода тормозов при температуре окружающего воздуха в пределах от +50 до —50 °С.

Аморт и заторные жидкости применяются для заполнения рычажных и телескопических амортизаторов. Наибольшее распространение получили маловязкие масла нефтяного происхождения (веретенное АУ, турбинное 22, трансформаторное), поэтому все резиновые уплотнения амортизаторов изготовляют из масло-стойкой резины.

К летним сортам амортизаторных жидкостей относятся смеси масел: 50—60% турбинного 22 и 40—50% трансформаторного. Зимой используют веретенное масло АУ. Недостатками этих смесей являются высокая вязкость при охлаждении и высокая температура застывания.

Хорошими вязкотемпературнымн свойствами обладают всесе-зонные жидкости АЖ-12т и АЖ-16а.

Присутствие антиокислительной и противоизносной присадок в жидкостях придает им высокие эксплуатационные свойства.

Для автомобилей ВАЗ «Жигули» выпускается амортизационное масло МГП-10. Это масло застывает при температуре — 40 °С, имеет вязкость 10 сст при +50°С, при —20 °С — не более 1000 сст.

Основные показатели качества амортизаторных жидкостей приведены в таблице 58.

Для гидравлических подъемников автомобилей-самосвалов, кранов с гидравлическим приводом и автопогрузчиков применяют в качестве рабочих жидкостей маловязкие масла типа веретенного, трансформаторного, турбинного и их смесей. Имеется и ряд специальных масел. К ним относятся: всесезонное гидравлическое ВМГЗ, которое является фракцией сернистых нефтей с присадками; гидравлическое единое МГЕ-10А— низкозастывающая фракция отборной нефти, загущенная виниполом, а присадка МНИ-5 и ионол придают жидкости хорошие эксплуатационные качества.

Ниже приведены карты смазок автомобилей ГАЗ-24 «Волга», «Москвич—412», ГАЗ-52-04, ГАЭ-53А, ЗИЛ-130, МАЗ, КамАЗ-5320 и его модификаций.

Читать далее:

Категория: - Управление автомобилем

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины