Строительные машины и оборудование, справочник






Уход за коробкой передач трактора ДТ-75


Категория:
   Гусеничные тракторы


Уход за коробкой передач трактора ДТ-75

Признаки исправной работы коробки передач — отсутствие ненормальных шумов и стуков, течи масла. В механической коробке передач шестерни должны переключаться без рывков и шума при небольшом усилии на рычаге, без самопроизвольного включения и выключения.

Во избежание износа и поломки зубьев шестерен включать передачи нужно только при полностью остановленном первичном вале. У трактора ДТ-75 при остановке первичного вала останавливается и дополнительный вал, который приводит во вращение масляный насос УКМ. Подача масла прекращается, и стрелка манометра показывает нуль.

Уход за механической коробкой передач заключается в проверке уровня масла и его своевременной смене, выявлении и устранении течи масла, шумов, стуков и повышенного нагрева корпусов подшипников и крышек, стенок корпуса, а также в проведении регулировок механизма блокировки.



Механизм блокировки регулируют, изменяя длину тяги,, соединяющей педаль или рычаг выключенной муфты сцепления с рычагом валика блокирующего устройства, находящегося в положении, при котором передачи свободно переключаются.

Уровень масла у тракторов Т-130, Т-100М, ДТ-75 проверяют по масломерной линейке, у тракторов Т-4А, Т-54В, Т-70С — по контрольной пробке, у трактора Т-74 нижний минимальный уровень масла определяют контрольной пробкой на задней стенке корпуса заднего моста, а верхний допустимый уровень масла устанавливают с помощью метки на щупе маслозаливной горловины. У трактора Т-150 доливают и проверяют уровень масла только при работающем дизеле. Уровень масла контролируют с помощью смотрового окна, в которое вставлено мерное стекло.

Автономная гидравлическая система гидромеханической коробки передач трактора Т-150 включает гидронасос, распределители, гидроаккумуляторы, фильтры заливной, нагнетания и заборный, клапаны плавного сброса давления, перепускные клапаны, радиатор, бак и маслопроводы.

Уход за агрегатами гидравлической системы коробки передач состоит из следующих операций. Ежесменно очищают агрегаты от пыли и грязи, проверяют и при необходимости подтягивают всё резьбовые соединения, доливают масло в картер коробки передач.

При ТО № 1 промывают фильтры нагнетания. Для этого снимают фильтр, разбирают и тщательно промывают в дизельном топливе набор сетчатых фильтрующих элементов, перфорированную трубу, предохранительный шариковый клапан и другие детали фильтра.

Собирая фильтр, необходимо проверить правильность затяжки пружины, которая поджимает друг к другу фильтрующие элементы. Пружину следует затягивать до тех пор, пока шайба пружины не установится заподлицо с торцом поршня, который разделяет полости фильтрованной и нефильтрованной жидкости.

При ТО № 3 сразу же после остановки трактора сливают масло из системы через сливную пробку масляного бака и из картера коробки передач через крышку заборного фильтра. Разбирают, тщательно очищают, промывают в дизельном топливе и продувают сжатым воздухом фильтрующие элементы фильтра нагнетания, заливной фильтр и фильтр-заборник, очищают магнит сливной пробки от металлических частиц.

Устанавливают промытые фильтры на место и заполняют систему чистым маслом через заливной фильтр. Запускают дизель и через 23 мин проверяют уровень масла и при необходимости доливают до середины масломерного стекла.

Необходимо постоянно следить за давлением масла в гидравлической системе коробки передач по показаниям манометра, установленного в кабине трактора. Нормальное давление составляет 9,5— и кгс/см2 и не зависит от частоты вращения коленчатого вала дизеля.

Рис. 1. Регулировка рычагов муфт поворота и тормозов трактора Т-74:
1 — тяга муфты попорота; 2 — стяжной винт наконечника; 3 — тяга тормоза; 4 — рычаг выключения; 5 — регулировочная гайка; 6 — рычаг тормоза; 7 — педаль муфты сцепления; 8 — рычаги управления муфтами поворота; 9 — педали управления тормозами.

У тракторов Т-130, Т-100М, Т-4А, Т-70С систематически проверяют работу гидроусилителя.

Регулировка управления муфтами поворота (бортовыми фрикционами) заключается в восстановлении величины свободного хода рычагов управления. Нормальный свободный ход рычагов управления составляет 135—165 мм у тракторов Т-100М, Т-70С и 60—90 мм у трактора Т-74. По мере износа дисков муфт поворота свободный ход рычагов управления уменьшается. Минимально допустимый свободный ход этих рычагов у трактора Т-100М равен 75 мм, у трактора Т-74 — 40 мм, у трактора Т-70С — 70 мм.

Регулировку свободного хода рычагов управления бортовыми фрикционами у трактора Т-100М проводят в следующем порядке. Через открытые смотровые люки с задней стороны корпуса бортовых фрикционов ослабляют гайку регулировочной вилки. Отвертывая шаровую гайку регулировочной тяги, устанавливают нормальный свободный ход рычага.

На тракторе Т-74 для регулировки свободного хода рычагов управления снимают сиденье тракториста. Ослабляют стяжные винты наконечников тяг. Навинчивая наконечники, уменьшают длину тяг муфт поворота до тех пор, пока свободный ход рычагов не будет равен нормальному. После этого затягивают до отказа стяжные винты наконечников тяг. Если при регулировке снимались наружные горизонтальные рычаги вилок выключения, то их устанавливают на шлицы таким образом, чтобы каждый из них был повернут на 7+5° вперед от оси, перпендикулярной продольной оси трактора.

Свободный ход рычагов управления трактора Т-70С обеспечивается наличием зазора в отверстии рычага, соединяющего гидроусилитель с тягой рычага управления. При нормальном свободном ходе рычагов этот зазор равен 3 мм. Величину этого зазора регулируют путем навинчивания или отвинчивания серьги, которая соединяется с поршнем гидроусилителя.

Рис. 2. Регулировка свободного хода рычагов тормозов планетарного механизма трактора ДТ-75:
1 — рычаги тормозов планетарных механизмов; 2 — тяги рычагов; 3 — крышка коробки управления: 4 — регулировочная гайка; 5 — проушина; 6 — шток.

Регулировка управления планетарными механизмами поворота заключается в установлении свободного хода рычагов управления тормозами планетарного редуктора в пределах 60—80 мм у тракторов ДТ-75, ДТ-75М или в установлении зазора между рычагами управления и планкой пола кабины в пределах 10±1 мм и полного хода рычагов управления в пределах 260—370 мм у трактора Т-4А.

У тракторов ДТ-75, ДТ-75М по мере износа накладок лент тормозов планетарного редуктора уменьшается свободный ход их рычагов. Минимально допустимый свободный ход рычагов управления равен 20 мм. Наличие свободного хода этих рычагов проверяют во время движения трактора.

Для регулировки останавливают трактор и, не трогая рычагов управления, снимают крышки регулировочных люков коробок управления и крышки двух смежных люков, расположенных на задней стенке корпуса силовой передачи. Обтягивают до отказа тормозные ленты на шкивах тормозов, завинчивая регулировочные гайки. Ослабляя регулировочные гайки, совмещают кольцевую проточку на штоке с торцом проушин и устанавливают регулировочные гайки таким образом, чтобы их параллельные грани находились в вертикальном положении.

Замеряют линейкой свободный ход рычагов управления. Если свободный ход рычагов управления меньше или больше допустимого следует соответственно укоротить или удлинить тяги.

Чтобы установить нормальный зазор между тормозной лентой и шкивом, отвинчивают контргайку регулировочного винта, находящегося внизу корпуса силовой передачи, завертывают регулировочный болт до упора и, отвернув его на один-полтора оборота, затягивают контргайку.

У трактора Т-4А тормоза планетарных механизмов необходимо отрегулировать, если контрольные штифты выступают от плоскости задней стенки корпуса заднего моста более чем на 6 мм. Для регулировки тормозов планетарных механизмов снимают крышки регулировочных люков, расположенных на задней стенке корпуса заднего моста, и, завинчивая-регулировочные гайки, полностью затягивают тормозные ленты на барабанах. Затем отвинчивают регулировочные гайки на 4,5—5,5 оборота; положение гаек фиксируется пластинами с прорезью, укрепленными на крышках люков.

Зазор между рычагами управления и планкой пола кабины должен быть в пределах 9—11 мм. При необходимости величину этого зазора регулируют изменением длины тяг рычагов управления.

После этого проверяют зазор между накладками тормозной ленты и шкивом и в случае необходимости проводят регулировку аналогично регулировке у трактора ДТ-75.

Регулировка остановочных тормозов. Все гусеничные тракторы оснащены остановочными тормозами ленточного типа, управление которыми осуществляется с помощью педалей.

Нормальный полный ход тормозных педалей, измеренный между крайними положениями подушек, должен быть у трактора Т-4А 75—120 мм, у трактора Т-ЮОМ 150—190 мм, у трактора Т-74 120— 140 мм, у трактора Т-70С 130—150 мм. У трактора ДТ-75 ход педалей считается отрегулированным правильно, если при перемещении педали от вертикального положения вперед до отказа зуб педали войдет в первую впадину на секторе и при этом произойдет обтягивание лентой шкива остановочного тормоза.

Нормальный ход педалей восстанавливают в такой последовательности.

У трактора ДТ-75 устанавливают правую педаль так, чтобы зуб педали вошел в первую впадину на секторе. Снимают крышки двух крайних регулировочных люков, расположенных на задней стенке корпуса силовой передачи и полностью завинчивают правую регулировочную гайку, т. е. обтягивают тормозную ленту на шкиве. Параллельные грани гайки устанавливают в вертикальном положении. Ход левой педали регулируют в такой же последовательности, при этом ориентиром должна служить правая педаль. При замене тормозных лент необходимо, кроме этого, проверить, правильно ли подобраны длины тяг педалей остановочных тормозов и при необходимости отрегулировать длину тяг.

У трактора Т-74 устанавливают тормозные педали в крайнее заднее положение так, чтобы они упирались в уголок пола кабины. Изменяя длину тормозных тяг, устанавливают рычаг в тормоза под углом 15±5° назад от вертикальной линии. Затягивают регулировочную гайку 5 до отказа, а затем отвинчивают ее на 6—7 оборотов. Устанавливают нормальный зазор между накладками тормозной ленты и барабаном аналогично подобной регулировке трактора ДТ-75.

У трактора Т-4А остановочные тормоза регулируют таким же образом, как и тормоза планетарных механизмов. У правильно отрегулированных остановочных тормозов педали должны упираться в планку пола кабины, этого достигают регулировкой длины тяг.

У трактора Т-100М тормоза регулируют в следующем порядке. Снимают штампованные крышки верхних люков против отделения бортовых фрикционов (под топливным баком) и завертывают правую и левую регулировочные гайки до тех пор, пока при нажатии на каждую педаль до отказа ее ход не окажется в пределах 150—190 мм. Затем устанавливают нормальный зазор между накладками тормозной ленты и барабаном аналогично подобной регулировке трактора ДТ-75.

У трактора Т-70С для регулировки тормозов снимают крышки люков регулировочных штанг. Завертывают регулировочную штангу каждого тормоза до отказа, а затем ослабляют ее на четыре оборота, что должно соответствовать ходу педали в пределах 130— 150 мм.

Устанавливают нормальный зазор между накладками тормозной ленты и барабаном. Завинчивают регулировочный винт, находящийся внизу корпуса заднего моста, до отказа, а затем отвинчивают его примерно на один оборот и затягивают контргайку.

У трактора Т-150 для регулировки каждого тормоза устанавливают двуплечий рычаг вниз под углом 4°30’ к горизонтали и, удерживая рычаг в этом положении, затягивают регулировочную гайку тормоза до отказа, а затем отвинчивают ее на 5—6 оборотов. Зазор между накладками тормозной ленты и тормозным барабаном должен находиться в пределах 1,5—2 мм. Равномерность зазора регулируют пружинами, болтом и контргайкой.

Промывка бортовых фрикционов и тормозов. Если при правильно отрегулированном механизме поворота трактор не поворачивается или поворачивается плохо, то одной из причин этой неисправности может быть замасливание накладок дисков муфты поворота и тормозных лент.

Рис. 3. Регулировка тормозов трактора Т-150:
1 — регулировочная гайка; 2 — траверса; 3 — двуплечий рычаг; 4—пружина; 5, 10 — оттяжные пружины; 6 — тормозная лента; 7 — барабан тормоза; 8 — контргайка; 9 — регулировочный болт.

Для устранения неисправности следует промыть отделения бортовых фрикционов и тормозов.

Промывку производят в конце смены, так как диски и ленты достаточно нагреты и масло легко смывается с них. Вывинчивают спускные пробки и сливают из отделений фрикционов и тормозов скопившееся там масло. Завинчивают спускные пробки и заливают в отделения через снятые люки чистый керосин или бензин в количестве 7—8 л у тракторов Т-100М и Т-4А, 4—5 л у тракторов ДТ-75 и Т-74, 2 л у тракторов Т-70С и Т-54В.

Ездят на тракторе вперед и назад 5—10 минут. При этом у тракторов Т-130, Т-100М, Т-74, Т-70С и Т-54В не выключают муфты поворота, чтобы избежать попадание грязи между дисками. Сливают грязный керосин или бензин и заливают чистый. Включают первую передачу, выключают муфты поворота, а у тракторов Т-4А и ДТ-75 растормаживают шкивы планетарных механизмов и дают проработать трактору 5—6 мин, удерживая рычаги управления в отведенном назад положении. В это время промываются диски и тормозные ленты.

Останавливают дизель, сливают промывочный керосин или бензин и оставляют сливные отверстия открытыми на 1—2 ч, чтобы смогли стечь остатки керосина или бензина. После промывки смазывают подшипники отводок.

Читать далее:

Категория: - Гусеничные тракторы

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 

Поиск по сайту:


Статьи по теме::
Особенности эксплуатации тракторов в холодное время года
Проверка состояния фильтра гидравлической системы гусеничного трактора
Проверка насоса раздельно-агрегатной гидросистемы на производительность
Технология проведения обязательных операций при технической диагностике
Понятие о технической диагностике гусеничного трактора
Проверка и регулировка рабочего оборудования тракторов
Проверка и регулировка ходовой системы гусеничных тракторов
Уход за конечными передачами трактора ДТ-75
Уход за увеличителем крутящего момента трактора ДТ-75
Проверка и регулировка главной муфты сцепления гусеничного трактора


Остались вопросы по теме:
"Уход за коробкой передач трактора ДТ-75"
— воспользуйтесь поиском.


Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы