Сцепление — однодисковое сухое, установлено в литом чугунном картере. Кожух сцепления закреплен на маховике коленчатого вала восемью центрирующими (специальными) болтами. Нажимное усилие сцепления создается шестнадцатью пружинами, установленными между кожухом сцепления и нажимным диском. Под пружины со стороны нажимного диска подложены теплоизолирующие шайбы. Передача крутящего момента от кожуха сцепления на ведомый диск осуществляется через нажимной диск четырьмя парами пружинных пластин.
Выключающее устройство состоит из четырех рычагов, которые пальцами соединяются g нажимным диском и вилкой. Между пальцами и рычагом поставлены игольчатые ролики. Положение рычагов выключения сцепления регулируют при сборке гайками, которые после регулирования раскернивают. В процессе эксплуатации автомобиля положение этих рычагов не регулируют.
Ведомый диск сцепления — стальной, с фрикционными накладками, имеет гаситель крутильных колебаний (демпфер) фрикционного типа (с сухим трением стали по стали). Упругой муфтой гасителя являются восемь равномерно расположенных по окружности пружин.
Ведомый диск сбалансирован. Балансировка осуществляется установкой на ведомом диске балансировочных пластин.
Для выключения сцепления применен упорный подшипник, установленный на муфте подшипника. В подшипник смазочный материал закладывается на заводе-изготовителе и при эксплуатации и ремонте не добавляется. В процессе ремонта сцепления подшипник при необходимости следует заменить новым. При правильно отрегулированном приводе сцепления зазор между рычагом и подшипником выключения сцепления должен быть равен — 4 мм.
Для выключения сцепления служит педаль, вал которой установлен в кронштейне, закрепленном на левом лонжероне рамы автомобиля. Нижний конец рычага связан регулируемой тягой с рычагом вилки выключения сцепления. Ход педали ограничивается упором в пол кабины.
Правильно отрегулированное сцепление не должно пробуксовывать в включенном положении, а при нажатии на педаль должно выключаться полностью (не должно «вести»). Свободный ход педали сцепления должен быть равен 35—50 мм, а полный ход — не менее 180 мм.
По мере изнашивания фрикционных накладок уменьшается свободный ход педали сцепления, в результате чего сцепление может пробуксовывать. Это приводит к быстрому изнашиванию ведомого диска и подшипника муфты выключения сцепления. В случае чрезмерного свободного хода (свыше 50 мм) при нажатии на педаль до отказа не происходит полного выключения сцепления, это приводит к ускоренному изнашиванию ведомого диска и затрудняет переключение передач.
Свободный ход педали надо регулировать в таком порядке.
1. Отвернуть контргайку.
2. Отрегулировать свободный ход педали сцепления, вращая сферическую гайку; для уменьшения свободного хода педали сферическую гайку следует завертывать на тягу, а для увеличения свободного хода — отвертывать с тяги.
3. Затянуть контргайку.
4. После регулирования пустить двигатель и проверить правильность работы сцепления.
Уход заключается в регулировании привода сцепления, очистке от грязи, своевременном подтягивании всех болтовых соединений, смазывании вилки выключения сцепления и вала педали в соответствии с картой смазывания.
Передний подшипник ведущего вала коробки передач имеет постоянный запас смазочного материала, закладываемого на заводе-изготовителе подшипников. При эксплуатации периодического добавления смазочного материала не требуется. При ремонтных работах подшипник в случае необходимости надо заменить новым.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Агрегаты шасси сцепление ЗИЛ-130"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы