Производительность электропогрузчиков в значительной мере зависит от состояния аккумуляторных батарей. Чтобы поддерживать аккумуляторные батареи в работоспособном состоянии, их необходимо систематически подзаряжать и проводить квалифицированное обслуживание.
Отечественные электропогрузчики моделей 4004, 4004А укомплектованы щелочными железоникелевыми аккумуляторными батареями 26ТЖН-300В,типа КВЗ — батареями 24ТЖН-500В, типа ЭП-103-36ТЖН-300, типа ЭП-201—40ТЖН-400.
Заряженная аккумуляторная батарея обеспечивает нормальную эксплуатацию электропогрузчика в течение всей рабочей смены.
Аккумуляторная батарея состоит из 24 и более отдельных щелочных аккумуляторов, залитых до определенного уровня щелочным электролитом и соединенных между собой последовательно. Напряжение каждого заряженного аккумулятора составляет примерно 1,25 В. Электролитом для аккумуляторных батарей отечественного производства служит раствор едкого натрия или едкого калия в дистиллированной воде.
Щелочной аккумулятор представляет собой металлическую банку (сосуд), внутри которой размещены блоки положительных и отрицательных пластин, отделенных друг от друга эбонитовыми палочками.
Рис. 1. Щелочной железоникелевый аккумулятор типа 24ТЖН-500В.
В процессе эксплуатации аккумуляторов накопленный в них запас электроэнергии уменьшается, а вода из электролита испаряется, что ведет к понижению ее уровня в банке и обнажению пластин. Обнаженные части пластин соприкасаются с воздухом и быстро разрушаются. По этим причинам электропогрузчик по окончании смены должен направляться на зарядную станцию для очередной подзарядки, проверки и доведения уровня электролита до нужной величины, а также для выполнения других операций, связанных с обслуживанием машины.
На базах «Сельхозтехники» используется большое количество электропогрузчиков болгарского производства. Эти машины по конструкции аналогичны отечественным, но укомплектованы сернокислотными аккумуляторными батареями, залитыми электролитом, состоящим из раствора серной кислоты в дистиллированной воде. По общему устройству данные аккумуляторы подобны автомобильным, отличаются от них только размерами и количеством положительных и отрицательных пластин, изготовленных из материалов, в основу которых заложен свинец.
Как отечественные, так и болгарские электропогрузчики в равной мере нуждаются в повседневном техническом обслуживании на зарядной станции. Однако наличие разных по устройству аккумуляторов вносит ряд затруднений в уходе за ними: если даже небольшое количество сернокислотного электролита попадает в аккумулятор, залитый щелочным электролитом, то качество последнего резко ухудшается, и аккумулятор может прийти в негодность, и, наоборот, попадание незначительного количества щелочи в сернокислотный аккумулятор может также послужить причиной выхода последнего из строя. Это обстоятельство приводит к необходимости содержать на тех базах, где имеется смешанный парк погрузчиков, два- раздельных помещения для их обслуживания.
Зарядные станции строятся преимущественно по типовым проектам. На зарядной станции желательно иметь два помещения. Одна часть ее используется в качестве гаража для стоянки погрузчиков в ночное время и нерабочие дни. Другая делится на отделения:
а) ремонтное со смотровой ямой, предназначенной для осмотра и ремонта узлов и деталей, расположенных в нижней части погрузчика; над смотровой ямой устанавливается монорельс с тельфером для снятия батареи и других узлов;
б) агрегатное, оснащенное зарядным оборудованием;
в) щелочное, где приготавливают и содержат электролит.
Зарядка щелочных и сернокислотных аккумуляторных батарей производится постоянным током различного напряжения. Так, для зарядки аккумуляторных батарей отечественных погрузчиков требуются аппараты, направляющие в батарею при зарядке постоянный ток напряжением 40…50 В. Зарядка же батарей болгарских погрузчиков осуществляется постоянным током напряжением 90… 105. В.
Поэтому зарядное оборудование для тех и других батарей между собой различается.
Для зарядки батарей отечественного производства применяют мотор-генераторы или умформеры, а также выпрямители. Мотор-генератор представляет собой агрегат, состоящий из электродвигателя, питаемого переменным током от общей электрической сети, и присоединенного к нему генератора, вырабатывающего постоянный ток.
Более совершенным и распространенным зарядным аппаратом является выпрямитель. Наиболее приспособлен для зарядки батарей типа 24ТЖН-500В и 26ТЖН-300В полупроводниковый выпрямитель модели УЗА-150/80 с автоматическим регулированием процесса зарядки. Выпрямитель рассчитан на питание от сети трехфазного переменного тока напряжением 220 или 380 В. Напряжение выпрямленного тока при этом равно 150…80 В, причем в процессе зарядки заданную величину тока поддерживают при помощи регулятора с точностью ±5%. Максимальная потребляемая мощность равна 8 кВт.
Для зарядки сернокислотных батарей болгарских погрузчиков применяют также выпрямители, но другой конструкции. Они обеспечивают получение постоянного тока Других параметров, отвечающих требованиям зарядки этих батарей.
Рис. 2. План зарядной станции с гаражом на 8 аккумуляторных погрузчиков.
В процессе зарядки электрический ток проходит внутри аккумулятора через электролит. При этом поступающий ток наряду с полезной работой по зарядке аккумулятора частично разлагает воду на водород и кислород, при этом образуется взрывоопасный гремучий газ. Газ выделяется через открытые горловины аккумуляторов, поэтому, чтобы избежать взрыва или пожара при зарядке, батарея устанавливается под металлический зонт с вытяжной вентиляцией.
Отделение для приготовления электролита оснащается оборудованием применительно к типу аккумуляторов. При обслуживании щелочных аккумуляторов электролит приготовляют в деревянном ящике, обложенным изнутри резиновым мешком, или в железном баке, имеющем плотно закрывающиеся крышки. Заливают приготовленный электролит в аккумуляторы через фарфоровую, эбонитовую или стеклянную воронку железной или стеклянной кружкой. В этом отделении запрещается пользоваться алюминиевой, медной, свинцовой, керамической, луженой и оцинкованной посудой, так как эти материалы резко ухудшают качество щелочного электролита.
Сернокислотный электролит приготовляют и перемешивают в баке, выложенном изнутри свинцом.
Плотность того и другого электролита выбирают, исходя из температуры окружающей среды. Электролит слабой плотности при низких температурах может вообще замерзнуть и превратиться в лед, разрушая при этом аккумулятор. По этой причине при переходе на осенне-зимний период эксплуатации в аккумуляторы заливают электролит повышенной плотности, не замерзающий и при низких температурах. При переходе на весенне-летний период эксплуатации плотность электролита снижают в соответствии с данными специальных таблиц.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Аккумуляторные батареи электропогрузчиков и зарядные станции"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы