Динамическое торможение асинхронного двигателя осуществляется подключением двух фаз статорной обмотки двигателя к источнику постоянного тока. Постоянный ток, протекая по обмотке статора, образует неподвижное магнитное поле, наводящее, в свою очередь, во вращаемом внешними силами роторе переменный ток, который, взаимодействуя с полем статора, образует тормозной момент. Величина тормозного момента зависит от величины постоянного тока и сопротивления в цепи ротора, а также от скорости вращения подъемного двигателя. В качестве источника постоянного тока при динамическом торможении применяют преобразовательные агрегаты: генератор постоянного тока с приводным асинхронным двигателем; силовые магнитные усилители с кремниевыми выпрямителями или тиристорные преобразователи. Регулирование выходного напряжения преобразователя осуществляется путем изменения тока возбуждения генератора, тока управления магнитного усилителя или угла управления тиристоров.
Применительно к грузовым подъемам (скиповые и с опрокидными клетями) схемы и комплекты аппаратуры динамического торможения обеспечивают замедление от максимальной скорости при автоматическом режиме управления до ползучей.
Применительно к клетевым вспомогательным (грузолюдским) подъемам, вертикальным и наклонным схемы и комплекты аппаратуры динамического торможения обеспечивают:
1) замедление от максимальной скорости до ползучей при подъеме грузов;
2) поддержание в заданных пределах величин ускорения и замедления при спуске грузов;
3) поддержание постоянной скорости спуска груза в диапазоне скоростей ниже синхронной скорости подъемного двигателя.
Динамическое торможение значительно повышает управляемость асинхронного двигателя шахтного подъема и полностью исключает механическое маневровое торможение, сохранив за ним лишь функции стопорения машины при нормальном и аварийном останове.
Кроме того, динамическое торможение может быть использовано в комплекте с механическим тормозом, что создает большие гарантии безопасности эксплуатации.
Простейшие схемы динамического торможения показаны на рис. 1.
Источником постоянного тока является генератор постоянного тока ГДТ с двумя обмотками возбуждения. В обмотку возбуждения ГДТ от постороннего источника подается постоянный ток, величина
которого регулируется изменением величины сопротивления СУД Т. Для обеспечения устойчивой работы устройства вводится обратная связь по току ротора от трансформатора тока или обратная связь по скорости от тахогенератора. Более эффективной является схема с обратной связью по скорости.
Рис. 1. Схема динамического торможения с разделенной обмоткой возбуждения генератора динамического торможения с обратной связью:
а — от трансформатора тока; б — от тахогенератора
Динамическое торможение включается контактором ДТ. Целость цепи динамического торможения контролируется реле РКТ, а защита от перегрузки осуществляется реле РМ.
Надежная работа установки с динамическим торможением может быть обеспечена при соблюдении следующих основных условий.
1. Схема динамического торможения должна исключать возможность опрокидывания подъемного двигателя при любых практически возможных режимах торможения.
2. Пониженная скорость спуска должна автоматически поддерживаться постоянной в заданных пределах независимо от изменения Угла наклона ствола или от изменения величины спускаемого груза.
3. Динамическое торможение должно осуществляться в любом положении рукоятки управления.
4. Переход с режима динамического торможения на двигатель- >| ный режим должен производиться только с нулевого положения командоконтроллера.
5. Для более надежного торможения может быть предусмотрена форсировка возбуждения при включении контакторов ускорения.
6. Для получения большего эффекта торможения необходимо } начало динамического торможения осуществлять при полностью : введенном в цепь ротора сопротивлении с последующим закорачиванием его с выдержкой времени по ступеням.
7. В схеме должно исправно работать реле, контролирующее целость цепей возбуждения и наличие в них тока.
8. Должна быть обеспечена взаимная электрическая и дуговая блокировка между реверсивными контакторами и контактором динамического торможения.
9. Во избежание появления чрезмерных и недопустимых замедлений в схеме должна быть блокировка, исключающая возможность одновременного действия аварийного механического тормоза и динамического торможения.
При мощности генератора динамического торможения до 10 кВт • в качестве генератора используют электромашинный усилитель . ЭМУ, при мощности более 10 кВт — генератор серии П или ПН, обмотка возбуждения которого питается от электромашинного усилителя или магнитного усилителя (МУ). Наличие нескольких обмоток возбуждения ЭМУ (до четырех) и обмоток управления МУ (до шести) позволяет реализовать обратные связи по скорости, напряжению и току нагрузки, повышающие устойчивость и эффективность динамического торможения.
Аппаратуру динамического торможения устанавливают на станциях управления.
В последнее время все больше вместо вращающихся агрегатов применяют статические преобразователи.
Александрийский электромеханический завод выпускает комплектные устройства динамического торможения с силовыми магнитными усилителями и кремниевыми выпрямителями на выходе. Аппаратура предназначена для управления асинхронным приводом шахтных подъемных машин и лебедок.
Станции динамического торможения питаются от сети переменного тока напряжением 380 В. Защита станций осуществляется автоматом. Для охлаждения вентилей предусмотрен вентилятор, включаемый пускателем. Ток динамического торможения регулируется подачей постоянного тока в одну из обмоток управления магнитного усилителя.
В схемах предусмотрена возможность использования четырех , обмоток управления магнитного усилителя. На лицевой панели шкафа установлены вольтметр и амперметры контроля тока нагрузки и тока управления.
В последнее время на некоторых установках динамического торможения применяют тиристорные преобразователи. Примером такого устройства может служить преобразователь, разработанный Ворошиловградским монтажно-наладочным управлением.
Рис. 2. Схема тирлсторного устройства динамического торможения
Схема тиристорного устройства динамического торможения показана на рис. 2. Напряжение 220 В переменного тока выпрямляется выпрямителем, состоящем из шести силовых диодов Д5—Д10 и двух тиристоров Т1 и Т2. Величина выпрямленного напряжения регулируется углом управления тиристоров Т1 и Т2.
Фазосмещающее устройство для регулирования угла управления состоит из трансформатора Тр, магнитного усилителя МУ, диодов Д1—Д4, сопротивлений R1—R9, фильтра R6—C, выпрямителя Д11—ДЫ.
Регулирование осуществляется изменением тока, протекающего по обмотке управления МУоу.
При эксплуатации устройств динамического торможения следует руководствоваться следующим.
1. При перерывах в работе и осмотрах с устройства динамического торможения и контактора динамического торможения должно быть снято напряжение. Правила ухода за контактором динамического торможения те же, что и за реверсором (см. § 3 настоящей главы).
При включении и отключении напряжения питания необходимо пользоваться резиновыми перчатками и ковриками.
2. Осматривать устройства динамического торможения необходимо один раз в сутки, а профилактические испытания и нодна-ладку производить не реже одного раза в шесть месяцев.
При периодических осмотрах необходимо проверить: изоляторы и места контактов шин и других токоведущих частей; заземление, исправность ограждения дверей, замков; нагрев генератора и ЭМУ; показания измерительных приборов.
3. Устройства динамического торможения должны обеспечивать устойчивую работу подъемного двигателя при любых практически возможных колебаниях момента опускающегося груза. Стабилизация скорости опускания грузов обеспечивается увеличением эффекта обратной связи, что достигается перераспределением величин напряжений, поступающих от независимого источника тока возбуждения и от устройства обратной связи. Чем выше величина напряжения от обратной связи по сравнению с напряжением от независимого источника тока возбуждения, тем жестче стабилизация скорости при опускании грузов.
Напряжение от независимого источника регулируется сопротивлением СУДТ, а напряжение от обратной связи — подключением требуемого количества вторичных обмоток трансформаторов обратной связи.
Обычно в обмотке возбуждения генератора динамического торможения ток от независимого источника возбуждения устанавливается 30—40% суммарного потребного тока возбуждения.
Для удовлетворительной работы узла обратной связи трансформаторы обратной связи следует выбирать не по номинальному току ротора, а по несколько меньшему.
Реле контроля тока РКТ регулируется таким образом, чтобы оно втягивалось при токе возбуждения статора, равном 0;7—0,8 величины тока, поступающего от независимого источника возбуждения без форсировки.
Реле РКН регулируется таким образом, чтобы размыкание его контактов в цепи защиты не успевало произойти до замыкания контактов реле РКТ в цепи катушки РКН. Выдержка времени реле РКН должна быть несколько больше выдержки времени реле дуговой блокировки плюс время нарастания постоянного тока в цепи статора подъемного двигателя. Эта выдержка времени равна примерно 1,3—1,6 с. В процессе наладки эта выдержка устанавливается минимально возможной. Однако при этом должно быть надежно исключено случайное размыкание контактов РКН в цепи защиты во время включения динамического торможения.
Выдержку времени реле блокировки нулевого положения командоконтроллера РБ устанавливают минимально возможную для данного типа реле. Уставку максимального токового реле выбирают таким образом, чтобы реле срабатывало при токе, равном 1,2—1,3 пикового значения постоянного тока в цепи возбуждения статора при работе двигателя в наиболее тяжелом режиме динамического торможения.
4. После наладки устройств динамического торможения надо проверить устойчивость работы подъемного двигателя в режиме динамического торможения. Проверку осуществляют в средней части ствола следующим образом. При номинальной скорости опускания расчетного груза и отторможенной машине включают динамическое торможение в различных положениях рукоятки управления. При этом не должно происходить ни опрокидывания подъемного двигателя, заключающегося в снижении тормозного момента и увеличении скорости двигателя, ни срабатывания максимальной защиты.
Проверку следует производить с соблюдением соответствующих предосторожностей, чтобы не допустить появления чрезмерных скоростей. Предварительно необходимо проверить надежность работы предохранительного тормоза и ограничителя скорости.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Аппаратура динамического торможения"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы