Рубильники и переключатели. Рубильники и переключатели представляют собой наиболее простые пусковые устройства. Изготовляются они в одно-, двух- и трехпо-люсном исполнении для напряжения до 500 в при токах до 600 а (25, 60, 100, 200 а) и выше; предназначаются для сравнительно редких включений и отключений (рис. 48).
Рис. 48. Рубильники
а — защищенный кожухом; б — с рычажным приводом
Рубильники бывают трех основных типов: открытые РО; открытые с центральным рычажным управлением РП и защищенные кожухом с боковым (РБП) и со смещенным приводом (РСП). Открытые рубильники монтируются на распределительных щитах. Отдельно устанавливаемые рубильники должны быть закрытыми для защиты об-служивающего персонала от случайного соприкосновения с токоведущими частями, а также от поражения электрической дугой, возникающей при отключении электроприемника.
Для изменения направления вращения двигателей применяются перекидные рубильники — переключатели.
Пакетные выключатели и переключатели. Пакетные выключатели и переключатели типа ПК и ГПК (рис. 49) отличаются компактностью при значительной разрывной мощности (номинальная величина тока 6, 15, 25 и 60 а) и напряжении до 380 в. Их устанавливают в сухих, непыльных и взрывобезопасных помещениях. Они допускают до 15—20 включений двигателя в час. По способу защиты от внешних воздействий выключатели и переключатели подразделяются на открытые и герметические.
Рис. 49. Пакетный выключатель
а — общий вид; б —контактная система; в — пакет; г — переключающий механизм
Выключатели и переключатели барабанного типа. Для управления двигателями с частыми пусками в более тяжелых условиях работы применяются выключатели и переключатели барабанного типа. Барабанные выключатели снабжаются дугогасящими устройствами, предохраняющими контакты от обгорания.
Автоматические воздушные выключатели. Автоматическими воздушными выключателями, или автоматами, называются коммутационные двухпозиционные аппараты, предназначенные для замыкания (в ручную) и автоматического или дистанционного размыкания электрических цепей, находящихся под нагрузкой.
Контакты автоматических выключателей замыкаются при помощи ручного или механического привода. Автоматическое размыкание контактов происходит в случае изменения состояния цепи, связанного с нарушением ее нормальной работы (короткое замыкание, чрезмерное повышение тока нагрузки, исчезновение или недопустимое снижение напряжения питающей сети, изменение направления постоянного тока и т. п.). Механизм, с помощью которого происходит замыкание и размыкание контактов в автомате, называется расцепителем.
При обычных условиях работы автоматы применяются для нечастых включений (несколько раз в сутки), так как конструкция их контактной системы не рассчитана на частые включения и отключения.
Данные автоматы занимают промежуточное положение между аппаратурой ручного и автоматического управления, совмещая в себе коммутационные и защитные функции. Современные автоматы применяются для управления двигателями, заменяя рубильники с плавкими предохранителями и другие электрические устройства.
Промышленностью выпускаются автоматы различных серий, рассчитанные на различные токи и напряжения. В условиях строительства наибольшее распространение имеют автоматы серий А-3100, АП-50 и АП-25 (так называемые установочные автоматы).
Автоматы серии А-3100 изготовляются двух- и трех-полюсные на напряжение переменного тока до 500 в и постоянного —до 220 в, на токи от 15 до 600 а с расцепи-гелями трех типов: электромагнитными, тепловыми и комбинированными. Наиболее целесообразно применение трехполюсных автоматов с расцепителями комбинированного действия: они отключают цепь ири коротком замыкании мгновенно, а при перегрузке —с определенной выдержкой времени.
Автоматы АП-50 выпускаются на токи от 1,6 до 50 а.
Рис. 50. Вид автоматического выключателя типа АП-25 при снятой крышке
1 — неподвижные контакты: 2 — подвижные контакты: 3 — кнопка «Пуск», 5 —реле максимального тока; б — дугогасительные камеры
Автоматы АП-25 выпускаются также двух- и трехпо-люсные с тепловыми и электромагнитными расцепителями (рис. 50). Они рассчитаны на следующие номинальные токи уставки расцепителей: 1,6; 2,5; 4; 10; 16 и 25 а. Электромагнитные расцепители отключают цепь мгновенно при достижении током определенного предела. Тепловые расцепители, не отключаясь, могут работать длительное время при токе, равном 1,1 номинального, и срабатывают в течение не более 0,5 ч при токе, равном 1,35 номинального. При нагреве током, величина которого в шесть раз превышает величину номинального тока, они отключаются в течение 1—7 сек.
Реостаты. Электропромышленность выпускает реостаты разного назначения: реостаты возбуждения, пусковые, пускорагулировочные. При выборе реостатов возбуждения двигателей постоянного тока необходимо знать тип и мощность двигателя, его рабочее напряжение, а также желательные пределы регулирования скорости.
Для пуска двигателей, как правило, применяются реостаты с металлическими сопротивлениями. В наиболее распространенных металлических сопротивлениях используется константановая или никелиновая проволока или лента. Число пусков для реостатов с воздушным и масляным охлаждением составляет не более 2—5 в час. При выборе пускового реостата надо учитывать нагрузку, при какой двигатель запускается. В каталогах пусковых реостатов обычно приводятся данные для двух нагрузок: половинной и полной. При выборе пусковых реостатов необходимо знать тип и мощность двигателя, его рабочее напряжение и условия пуска. Для асинхронных двигателей следует также знать напряжение между кольцами при неподвижном роторе и ток ротора при номинальной нагрузке двигателя.
Контроллеры. Контроллер представляет собой аппарат для переключений, имеющий ряд коммутационных положений, позволяющих производить различные изменения в схеме соединений управляемой цепи.
Переключение элементов схемы управления при помощи контроллера обычно производится посредством поворота рукоятки, связанной с валом аппарата. Неподвижные контакты контроллера соединяются с регулируемыми сопротивлениями. В этом случае контроллер работает как переключатель ступеней реостата. Отличие контроллера от реостата состоит в том, что конструктивно контроллер устанавливается не вместе с набором сопротивлений, а отдельно от последних (для удобства обслуживания и сокращения габаритов аппарата).
Для регулирования скорости вращения с помощью контроллеров применяют сопротивления, рассчитанные на более длительное протекание тока, чем пусковые реостаты. Они выпускаются промышленностью в виде стандартных элементов, собираемых в комплекты, называемые яшиками сопротивлений.
По роду тока контроллеры можно подразделить на контроллеры постоянного и переменного токов, по назначению— на силовые, контакты которых включаются непосредственно в цепь питания электродвигателей, и ко-мандоконтроллеры, включаемые во вспомогательные цепи питания катушек электромагнитных аппаратов управления. Наиболее распространены барабанные и кулачковые контроллеры.
Барабанные контроллеры рассчитаны на небольшое число включений (не более 120 в час). Кулачковые контроллеры вследствие более совершенной конструкции контактной системы допускают до 600 включений в час.
Кулачковые и барабанные контроллеры широко применяются в схемах управления крановыми двигателями малой и средней мощности. Барабанные контроллеры используют при постоянном токе для двигателей мощностью до 6 кет, при трехфазном токе — до 35 кет. Кулачковые контроллеры допускают большую нагрузку: для двигателей постоянного и трехфазного тока она соответственно равна 40 и 60 кет.
На рис. 51 изображена схема контроллера, служащего для пуска асинхронного двигателя с контактными кольцами. Двигатель запускается включением сетевого рубильника при полностью введенных в цепь ротора сопротивлениях Rh R2, R3 и R4. При поворачивании рукоятки контроллера в положение, показанное на рис. 50, верхние контактные пальцы замыкаются накоротко, вследствие чего сопротивление Rx шунтируется; при дальнейшем поворачивании рукоятки постепенно шунтируются сопротивления R2, R3 и R4.
Рис. 51. Схема контроллера барабанного типа
Кнопка «Пуск» служит для включения цепи управления, кнопка «Стоп» —для отключения. При нажатии на кнопку «Стоп» мостик опускается и разрывает цепь между неподвижными контактами. Кнопки управления подразделяются на кнопки с замыкающими и размыкающими контактами. Штифт отключающей кнопки «Стоп» окрашивается в красный цвет.
Рис. 52. Кнопочная станция на две кнопки «Пуск» и «Стоп» типа КУ-12
1 — зажимы для присоединения проводов; 2 — неподвижная контактная пластина; 3 — подвижная контактная пластина; 4 — винт для заземления кожуха
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Аппаратура неавтоматического управления"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы