Асфальтобетонные машины (смесители) служат для приготовления асфальтобетонной смеси. Машина сушит и подогревает щебень, песок и перемешивает их с вяжущими.
Основные операции технологического процесса приготовления асфальтобетона в машине:
а) дозировка минерального материала на весах по заданному рецепту;
б) сушка щебня, песка и подогрев их в сушильном барабане до температуры 180—250° в зависимости от типа машины;
в) подогрев битума в котлах до температуры 150—175°;
г) дозировка битума;
д) перемешивание мешалками просушенного материала с битумом и минеральным порошком.
Кроме перечисленных основных операций, некоторые машины дополнительно сортируют на специальных грохотах минеральные материалы по фракциям для последующей, более точной дозировки. В таких машинах порядок перечисленных операций изменяется, так как сортировка и дозировка проводятся после сушки и подогрева минерального материала.
Асфальтосмесители классифицируются следующим образом.
1. По способу загрузки материала — на машины порционного и непрерывного действия.
2: По способу сушки и нагрева материала — на машины с поточным нагревом и с противопоточным нагревом. В машинах с противопоточным нагревом горячие газы в сушильном барабане движутся навстречу подсушиваемому минеральному материалу.
3. По способу перемешивания материала с битумом — на машины со свободным и с принудительным перемешиванием.
В машинах со свободным перемешиванием смесь перемешивается в барабанных мешалках, при вращении которых материал свободно пересыпается внутри барабана.
Машины со свободным перемешиванием применяются главным образом для приготовления крупнозернистых сортов асфальтобетонной смеси. Так как при приготовлении в таких машинах мелкозернистых сортов хорошее перемешивание не достигается, то наиболее целесообразно в этом случае применять машины с принудительным перемешиванием.
Машины со свободным перемешиванием постепенно вытесняются машинами, работающими по принципу принудительного перемешивания, так как последние по устройству более совершенны и могут быть использованы для приготовления асфальтобетона любой крупности.
В машинах с принудительным перемешиванием смесь с битумом смешивается в лопастных мешалках, в которых навстречу друг другу вращаются валы с установленными на них лопастями.
4. По способу дозировки материалов — на машины с дозировкой до сушки и с дозировкой после сушки в процессе приготовления. В асфальтобетонных машинах с дозировкой до сушки минеральный материал по заданному рецепту взвешивается на весах до поступления его в сушильный барабан.
В асфальтобетонных машинах с дозировкой после сушки (в процессе приготовления) материал по выходе из сушильного барабана сортируется по фракциям, направляется в горячий бункер и по заданному рецепту взвешивается на специальных весах.
В зависимости от степени подвижности различают машины передвижные, полустационарные и стационарные.
Машины с поточным нагревом материала, с порционной нагрузкой, со свободным перемешиванием и с предварительной дозировкой минерального материала относятся к первой группе, я машины с противопоточным нагревом материала, с непрерывной загрузкой, с принудительным перемешиванием и с более точной .дозировкой материала после сушки и подогрева — ко второй.
Современные асфальтобетонные машины имеют мешалки для принудительного перемешивания и работают по такому технологическому процессу, при котором материал сортируется и дозируется после нагревания.
Каждая машина первой группы имеет следующие части:
1) сушильный барабан с приемным бункером для сушки и нагрева минерального материала;
2) барабанную мешалку для перемешивания материала с битумом;
3) подъемное устройство для загрузки в сушильный барабан материала;
4) весы для взвешивания битума;
5) насос для подачи битума из битумных котлов в мешалку;
6) весы для дозировки материала;
7) отопительную систему (топку, форсунки, нефтяной бак, насос и прочие приборы);
8) вытяжную систему (трубы и вентиляторы);
9) двигатели для приведения в действие сушильного барабана, мешалок, насосов и вспомогательных механизмов;
10) паровое хозяйство для подогрева битумопроводов и распыления топлива в форсунках (у некоторых машин применяется воздушное дутье или разбрызгивание топлива механическим способом);
11) приспособление для подачи минерального порошка (элеватор или шнек, пневмоустановка, имеющаяся не у всех машин);
12) паро- и битумопроводы.
Рис. 1. Схема технологического процесса асфальтобетонной машины первой группы: 1 — штабель щебня (гравия), песка, сарай минерального порошка; 2— весовой ящик; 3—ковшовый элеватор; 4—бункер; 5—сушильный и смесительный барабаны; 6 — вытяжная труба; 7 — весы для битума; 8 — битумный котел; 9 — бак для нефти; 10 — паровой котел; 11 — форсунка
Асфальтобетонные машины второй группы (рис. 113) отличаются от машин первой группы наличием следующих дополнительных агрегатов:
1) грохота для сортировки материала;
2) горячего бункера для скопления горячего материала после грохочения;
3) горячего элеватора для подачи материала к грохоту (имеется не у всех машин);
4) сборного бункера для готовой асфальтобетонной массьр (имеется не у всех машин).
На рис. 2 показан наиболее распространенный в дорожном строительстве смеситель. Асфальтосмеситель имеет два основных агрегата: сушильный и смесительный.
Сушильный агрегат состоит из сушильного барабана, смонтированного на металлической сварной раме, топочного устройства с вытяжной трубой, ковшового элеватора для загрузки сушильного барабана и питателя элеватора.
Раму сушильного барабана для работы устанавливают на фундамент или временные деревянные опоры с наклоном 3,5—7° в сторону горячего элеватора.
Сушильный барабан изготовлен из листовой стали и своими бандажами опирается на четыре ролика, по которым перекатывается.
К внутренним стенкам барабана прикреплены лопасти из швеллеров, которые при вращении барабана перемещают материал в атмосфере горячих газов.
Со стороны загрузочного холодного элеватора расположена дымовая коробка, на которой установлена вытяжная труба с паровым сифоном и загрузочный лоток для подачи каменного материала в барабан. На противоположном конце барабана помещаются выгрузочная коробка и нефтяная топка, выложенная огнеупорным кирпичом. Сушильный и смесительный агрегаты имеют самостоятельные трансмиссионные приводы.
Смесительный агрегат состоит из верхнего и нижнего блоков. К нижнему блоку относятся мешалка, весы для дозировки минеральных материалов и битума, нижняя трансмиссия, битумная система с насосом, прибор для определения продолжительности перемешивания и паровой цилиндр для управления затвором мешалки.
Вибрационный грохот, бункер, верхняя трансмиссия и головк» горячего элеватора и элеватора для заполнителя образуют верхний блок.
Рис. 2. Асфальтосмеситель второй группы:
1 — питатель; 2 — холодный ковшовый элеватор; 3— сушильный барабан; 4 — топка с форсунками; 5 — горячий ковшовый элеватор; 6 — грохот; 7— теплый бункер; 8 — весы; 9—элеватор для минерального порошка; 10—мешалка; 11 — битумные весы; 12 — битумный насос; а, б, в, г — отсеки бункера
Мешалка лопастного типа представляет собой корыто со сменными броневыми плитами, внутри которого вращаются навстречу друг другу два вала с лопастями.
Над мешалкой находится весовая дозировка для минеральных материалов, поступающих из бункера. Мешалка и дозировка закрыты кожухом для защиты обслуживающего персонала от пыли. В кожухе мешалки сделан люк для наблюдения за перемешиванием.
Асфальтобетонную смесь выгружают через отверстие в нижней части корыта, закрытое затвором. Затвор закрывают и открывают посредством пара, поступающего из парового цилиндра.
Для отмеривания битума служат дозировка, состоящая из весового шкафа, и бадья емкостью 100 кг.
Битумные трубопроводы и пробковые краны снабжены паровым обогревом. Из весовой бадьи в мешалку битум нагнетается под давлением шестеренчатым насосом.
В целях создания благоприятных условий работы во время приготовления асфальтобетона и обезвреживания воздуха в районе работы машины смеситель снабжается пылеулавливающим приспособлением.
Смеситель приготовляет асфальтобетон следующим образом. Песок и щебень в нужной пропорции (в зависимости от марки асфальтобетона) подаются холодным ковшовым элеватором в сушильный барабан. По мере продвижения в барабане материал сушится, нагревается горячими газами до температуры около 220° и по выходе из барабана поступает в горячий элеватор, который подает материал на вибрационный грохот. Грохот разделяет материал на три фракции размером 0—5, 5—15 и 15—35 мм.
Каждая фракция поступает в соответствующий отсек бункера. Минеральный порошок подается в бункер отдельным элеватором.
После взвешивания материал весовой дозировки попадает в мешалку. Мешалка предварительно в течение 10—12 сек. перемешивает горячие щебень и песок с минеральным порошком. После этого в мешалку поступает битум, и она окончательно перемешивает содержимое.
Из мешалки готовую смесь выгружают непосредственно в автомобиль-самосвал. Производительность смесителя 25—30 т/час.
Другой смеситель показан на рис. 114. Он работает по той же технологической схеме. Основное отличие его — другая компоновка агрегатов и некоторые конструктивные изменения.
Сушильный барабан этого смесителя расположен в верхней части установки и смонтирован вместе с грохотом барабанного типа, находящимся снаружи сушильного барабана.
Щебень и песок, подаваемые в сушильный барабан элеватором, после сушки и подогрева попадают непосредственно в грохот, где разделяются на три фракции и поступают в бункер, а из него на весы и далее в мешалку. Дозировка битума — объемная.
За последние годы все больше начинают получать распространение автоматизированные смесительные установки для приготовления асфальтобетона. При этом весь процесс от подачи сырья!
Рис. 3. Асфальтосмеситель, у которого сушильный барабан и грохот составляют один конструктивный узел:
1 — сушильный барабан; 2 — грохот; 3 — топка
До выдачи готовой смеси совершается автоматически. Практика-применения автоматизированных смесителей на дорожном строительстве в США подтверждает экономическую целесообразность .автоматизации не только больших установок, но и установок с малой производительностью. Такие установки выпускает фирма Барбер-Грин.
Промышленность осваивает передвижные автоматизированные смесители производительностью 40—50 т/час.
Для ремонтных работ выпускаются асфальтосмесители передвижного типа производительностью 3—10 т/час. Технологическая схема этих смесителей зачастую аналогична описанным выше. Передвижной смеситель, выпускаемый промышленностью (Д-288), имеет производительность 3—5 г/час. Дозировка материалов — объемная. Песок и щебень дозируются до сушки и из сушильного барабана поступают в лопастную мешалку непрерывного действия. Отмеренный минеральный порошок и битум подаются непосредственно в мешалку. Готовая смесь развозится аккумуляторными тележками к месту укладки. Смеситель монтируется на прицепе с пневматическими колесами.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Асфальтобетонные машины"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы