Приготовленная на асфальтобетонном заводе смесь транспортируется в автомобилях-самосвалах к месту укладки.
Перед загрузкой смесью внутренность металлического кузова смазывают нефтью или отработанным маслом, чтобы избежать прилипания смеси к стенкам кузова. Асфальтобетонные заводы обычно располагаются сравнительно далеко От места укладки (до 25 км), поэтому для предохранения смеси от запыления и охлаждения в пути кузов автомобиля покрывают брезентом.
Одной из трудоемких и важных работ на строительстве дороги является укладка асфальтобетонной смеси. Для механизации процесса укладки применяют специальные машины — укладчики асфальтобетона.
Эти машины классифицируются:
а) по способу передвижения — на самоходные и прицепные;
б) по типу ходовой части— на колесные и гусеничные;
в) по характеру обработки смеси — на укладчики с уплотняющим устройством и без него. Уплотняющее устройство может быть трамбующего и вальцового Свибрацион-ного или виброударного) типа.
Наиболее распространен и удачен укладчик на гусеничном ходу с трамбующим брусом.
Укладка таким укладчиком позволяет сохранить необходимую температуру смеси (для нижнего слоя 120—160° и для верхнего слоя 130—160°) вследствие сокращения времени укладки.
Подогрев рабочих органов укладчика улучшает температурные условия укладки.
При механизированной укладке устраняется опасность нарушения однородности смеси.
Укладчик укладывает смесь ровным слоем, независимо от мелких неровностей основания.
На рис. 1 показан наиболее распространенный в дорожном строительстве самоходный укладчик. Укладчик состоит из двух рам (основной и верхней), ходового устройства, рабочих органов, силовой установки, трансмиссии, вспомогательного и дополнительного оборудования. Основная рама установлена своими консолями на две гусеничные тележки. Эта рама одновременно служит бункером для асфальтобетонной смеси. Емкость его — 3,5—5 т. В днище бункера смонтированы скребковые транспортеры. К основной раме болтами прикреплена верхняя рама, на которой смонтированы двигатель, коробка передач, механизмы трансмиссии и рычаги управления. На задней стенке основной рамы на кронштейнах укреплен шнек. Трамбующий брус и выравнивающая плита 6 шарнирно закреплены сзади укладчика при помощи несущих рычагов.
К вспомогательному оборудованию укладчика относятся гидравлическое управление, пружинная подвеска несущих рычагов, система обогрева выравнивающей плиты и рычаги управления.
Рис. 1. Самоходный укладчик асфальтобетона на гусеничном ходу:
1— бункер; 2— скребковые транспортеры; 5 —двигатель; 4— шнек; 5 — трамбующий брус; 6 — выравнивающая плита; 7 — несущие рычаги; 8 — гусеничный ход; 3 — бункер-питатель; 10 — упорный ролик; 11 — автомобиль-самосвал: 12 — моторный каток
Ходовую часть укладчика составляют две подрессоренные гусеничные тележки и балансирное устройство, связывающее с ним основную раму.
Скребки транспортера, закрепленные на двух движущихся Шарнирных цепях, перемещают перед собой по днищу бункера материал и сбрасывают его в конце днища. Цепи транспортеров надеты на звездочки таким образом, что верхние их ветви скользят по днищу бункера, а нижние свободно висят под ним.
Шнек служит для распределения по дорожному основанию поданной из бункера асфальтобетонной смеси. Шнек передвигает смесь от середины к краям укладчика. Так же как и скребковый транспортер, шнек состоит из левой и правой частей. Каждая половина шнека имеет независимый привод и работает синхронно с соответствующей ветвью скребкового транспортера.
Трамбующий брус предназначен для предварительного уплотнения уложенной асфальтобетонной смеси. Он состоит из двух половин (звеньев). Каждое звено подвешено к своему эксцентриковому валу. Количество ударов бруса — 1400 в минуту.
Выравнивающая плита представляет собой тонкий стальной лист прямоугольной формы. Нижняя сторона листа, находящаяся в постоянном контакте с асфальтобетонной смесью, — шлифованная. Для устройства двускатного профиля покрытия выравнивающая плита составлена из двух симметричных половин—левой и правой, соединенных шарниром.
Укладчик загружают асфальтобетонной смесью на ходу из автомобилей-самосвалов. Укладчик укладывает смесь на основание дороги, оставляя за собой ровный слой частично уплотненного асфальтобетона с гладко отделанной поверхностью. Коли-честро смеси, подаваемое транспортерами, регулируют заслонками, установленными на задней вертикальной стенке бункера. Ширина транспортеров меньше ширины рабочих органов укладчика, поэтому транспортеры подают смесь на основание дороги только в средней части укладчика. Смесь по всей ширине рабочих органов распределяется шнеком 4. Шнек раскладывает смесь более толстым слоем, чем это требуется для окончательной отделки. Трамбующий брус 5, оборудованный отражательным щитом, при движении укладчика срезает лишний материал и оставляет за собой слой асфальтобетона нужной толщины, частично уплотненный брусом. Излишек смеси, срезанный отражательным щитом, перемещается все время впереди трамбующего бруса, обеспечивая необходимую толщину укладываемого слоя. Поверхность покрытия, уплотненного трамбующим брусом, выравнивается и выглаживается выравнивающей плитой 6. Этим заканчиваются операции по укладке смеси. Окончательно асфальтобетон уплотняют катками, двигающимися за укладчиком.
Асфальтобетонную смесь укатывают моторными катками с небольшой скоростью движения (2—3 км/час). Уплотнение покрытия требует 25—30 проходов по одному месту.
Признаком окончания уплотнения является исчезновение следов на поверхности покрытия после прохода тяжелых катков.
Более простой по конструкции укладчик для ремонтных работ выпускает фирма Амман. Масс‘а высыпается на дорожное основание, разравнивается и уплотняется с помощью вибробруса. Ширина укладки 2 м. Производительность 360 м2/час. Скорость движения 1—3 м/мин. Мощность двигателя — 7 л. с. Вес укладчика 1,6 т.
При работе на асфальтосмесителе и укладчике необходимо соблюдать следующие правила техники безопасности.
Рабочие, занятые на обслуживании смесителя, должны быть снабжены брезентовыми рукавицами и ботинками на деревянной подошве, а рабочие, оперирующие минеральным порошком, кроме того, очками. При пуске и регулировке форсунки во избежание ожогов форсунщик должен находиться сбоку от топки.
Асфальтосмесительная установка должна быть снабжена четырьмя огнетушителями: один устанавливают у форсунки, два у двигателей и один при входе на площадку оператора.
При работе на асфальтоукладчике нельзя подводить к нему моторные катки ближе чем на 1 м. При подаче автомобиля-самосвала к бункеру укладчика рабочие не должны стоять у его передней кромки. При зажигании топлива в форсунке необходимо пользоваться факелом с длинной рукоятью. Сначала нужно вводить в камеру сгорания зажженный факел, а затем подавать топливо.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Машины для укладки асфальтобетонной смеси на дороге"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы