При перевозках длинномерных, легковесных и крупногабаритных грузов применяют автопоезда в составе автомобилей-тягачей и полуприцепов или автомобилей-тягачей и прицепов. Грузоподъемность автопоездов достигает значительной величины без ущерба для поверхности дороги, большое количество осей позволяет снизить нагрузку на одну ось. Применение автопоездов позволяет снизить расход топлива (на т перевозимого груза), обеспечить сохранность грузов, повысить производительность труда, увеличить скорость доставки грузов и снизить себестоимость перевозок.
Наряду с положительными сторонами автопоезда имеют и отрицательные— меньшую проходимость (в условиях грунтовых дорог) и плохую маневренность, что осложняет работу водителей и увеличивает время на погрузку и выгрузку грузов, которое значительно сокращается при применении седельных ав-томобилей-тягачей и сменных полуприцепов.
Несмотря на указанные недостатки использование автопоездов большой грузоподъемности весьма перспективно.
Для буксирования одно-и двухосных прицепов используются бортовые грузовые автомобили, которые сзади оборудованы буксирным крюком (ЗИЛ-130, ГАЗ-53А и др.).
Для буксирования многоосных низкорамных прицепов используют коротко-базные балластные грузовые автомобили. Они имеют металлическую платформу, загружаемую для увеличения сцепной массы автомобиля балластом.
Для буксирования полуприцепов автомобильные заводы выпускают седельные автомобили-тягачи. На автомобильном транспорте широко рас-пространены ЗИЛ- 130В1; МАЗ-504 (рис. 165), КрАЗ-258, КАЗ-608 «Колхида», Урал-377С. На седельном автомобиле-тягаче нет платформы-кузова. На его укороченной раме смонтировано полуавтоматическое опорно-сцепное устройство, с помощью которого производится сцепка автомобиля-тягача с полуприцепом. Полуприцеп оборудован шкворнем.
Опорно-сцепное устройство седельного автомобиля-тягача должно обеспечить надежную сцепку. Для взаимного перемещения автомобиля-тягача и полуприцепа опорно-сцепное устройство имеет две оси качания в продольной и поперечной плоскостях.
На раме автомобиля-тягача жестко крепится плита (рис. 166), относительно которой поворачивается (качается) на продольной оси балансир. Балансир имеет поперечную ось качания опорного седла. На седле смонтированы устье, захваты с замком. Для открывания и закрывания замок имеет рычаг 16, шток с пружиной и защелку.
Перед сцепкой необходимо повернуть планку в сторону, рычаг перевести в крайнее переднее положение. При этом шток перемещается вместе с замком вперед (на рис. 166 влево), сжимая пружину. Замок в данном положении удерживается защелкой, которая поворачивается при движении замка и заходит за его выступ. Полуприцеп должен находиться сзади автомобиля-тягача. Его опорная плита со шкворнем должна быть на уровне седла автомобиля-тягача или ниже (но не более чем на 100 мм). Колеса полуприцепа находятся в заторможенном состоянии. Перед сцепкой необходимо убедиться, что шланги пневматического привода тормозов и электропривода приборов освещения и сигнализации полуприцепа не будут при сцепке защемлены. После этого автомо-биль-тягач подается назад и шкворень полуприцепа попадает сначала в устье, а затем между захватами, раздвигая их. Захваты при этом поворачиваются относительно пальцев, а штифт нажимает на защелку, которая выходит из выступа замка. Замок под действием пружины перемещается назад (на рис. 166 вправо) и стопорит захваты. Для фиксации замка предохранительная планка ставится в вертикальное положение, после чего шток с замком самопроизвольно перемещаться не может.
Перед расцепкой колеса полуприцепа затормаживают стояночным тормозом, закрывают краны на шлангах пневматической системы тормозов, разъединяют шланги, отключают электропровода полуприцепа от электропроводов автомобиля-тягача, опускают опорные катки полуприцепа. Рычаг замка переводят в крайнее переднее положение (на рис. 166 влево), повернув предохранительную планку в сторону. Положение замка автоматически стопорится защелкой. При движении автомобиля-тягача вперед (на первой передаче) захваты расходятся иод нажимом шкворня полуприцепа. Штифт поворачивает защелку и замок под действием пружины возвращается в исходное положение. Предохранительную планку ставят в вертикальное положение.
Рис. 165. Седельный автомобиль-тягач МАЗ-504
Рис. 166. Опорно-сцепное устройство седельного автомобиля-тягача
При перевозках грузов широко используют автопоезда в составе автомобилей-тягачей, полуприцепов и прицепов. Применение автопоездов позволяет снизить расход топлива на 1 т перевозимого груза, повысить производительность труда и снизить себестоимость перевозок.
Наряду с положительными сторонами автопоезда имеют и отрицательные — меньшую проходимость (в условиях грунтовых дорог) и худшую по сравнению с одиночными автомобилями маневренность, что усложняет работу водителей и увеличивает время на погрузку и выгрузку грузов. При применении седельных автомобилей-тягачей и сменных полуприцепов можно полностью устранить простои под погрузкой-выгрузкой.
Для буксирования одно- и двухосных прицепов используют бортовые грузовые автомобили ЗИЛ-130, КамАЭ-5320, ГАЗ-53А и др., которые сзади оборудуют буксирным крюком.
Для буксирования многоосных низкорамных прицепов используют грузовые автомобили, имеющие металлическую платформу, загружаемую для увеличения сцепной массы автомобиля балластом.
Для буксирования полуприцепов автомобильные заводы выпускают седельные автомобили-тягачи ЗИЛ-139В1, МА36422 (рис. 19.1), КамАЗ-5410, КрАЗ-260В, «Урал-377С-К1». На седельном автомобиле-тягаче нет платформы-кузова. На его укороченной раме смонтировано полуавтоматическое опорно-сцепное устройство, при помощи которого осуществляется сцепка автомобиля-тягача с полуприцепом, оборудованным шкворнем.
Опорно-сцепное устройство седельного автомобиля-тягача должно обеспечивать надежную сцепку его с полуприцепом. Для взаимного перемещения автомобиля-тягача и полуприцепа опорно-сцепное устройство (рис. 19.2) имеет две оси качания в продольной и поперечной плоскостях.
Рис. 19.1. Седельный автомобиль-тягач МАЗ-6422
На раме автомобиля-тягача жестко крепится плита, относительно которой поворачивается (качается) на продольной оси балансир. Между плитой и балансиром установлена амортизационная пружина. Балансир имеет поперечную ось качения опорного седла. Качание в поперечном направлении ограничивается ограничителем. На седле имеются устье и захваты с замком. Для открывания и закрывания замка служат рычаг, шток с пружиной, направляющий палец и защелка.
Перед сцепкой необходимо повернуть планку в сторону, а рычаг перевести в крайнее переднее положение. При этом шток переместится вместе с замком вперед (на рис. 19.2 влево), сжимая пружину. Замок в данном положении удерживается защелкой с пружиной, которая поворачивается при движении замка и заходит за его выступ.
Рис. 19.2. Опорно-сцепное устройство седельного автомобиля-тягача
Полуприцеп должен находиться сзади автомобиля-тягача. Его опорная плита со шкворнем должна быть на уровне седла автомобиля-тягача или ниже (но не более чем на 100 мм).
Колеса полуприцепа должны быть заторможены. Перед сцепкой необходимо убедиться, что шланги пневматического привода тормозов и электропривода приборов освещения и сигнализации полуприцепа не будут защемлены при сцепке. После этого автомобиль-тягач следует подать назад так, чтобы шкворень полуприцепа попал сначала в устье, а затем прошел между захватами, раздвигая их. Захваты при этом поворачиваются относительно пальцев, а штифт на захватах нажимает на защелку, которая выходит из выступа замка. Замок под действием пружины перемещается назад (на рис. 19.2 вправо) и стопорит захваты. Для фиксации замка предохранительная планка ставится в вертикальное положение, после чего шток с замком самопроизвольно перемещаться не может.
Перед расцепкой колеса полуприцепа затормаживают стояночным тормозом, закрывают краны на шлангах пневматической системы тормозов, разъединяют шланги, отключают электропровода полуприцепа от электропроводов автомобиля-тягача, опускают опорные катки полуприцепа. Рычаг замка переводят в крайнее переднее положение (на рис. 19.2 влево), повернув предохранительную планку в сторону. Положение замка автоматически стопорится защелкой. При движении автомобиля-тягача вперед (на первой передаче) захваты расходятся под нажимом шкворня полуприцепа. Штифт поворачивает защелку, и замок под действием пружины возвращается в исходное положение. Предохранительную планку ставят в вертикальное положение.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Автомобили-тягачи"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы