Технологические процессы, в выполнении которых участвуют тракторы, а также почвенно-климатические и природные условия нашей страны чрезвычайно многообразны. Этим объясняется то обстоятельство, что отечественная промышленность выпускает тракторы различных типов.
Тракторы каких типов целесообразно производить для наиболее полного удовлетворения потребностей сельского хозяйства (и народного хозяйства в целом) при минимальных затратах на их изготовление, эксплуатацию и ремонт, высоком качестве работ и максимальной производительности?
На этот вопрос дает ответ типаж тракторов.
Таким образом, типаж тракторов — это совокупность моделей тракторов, рекомендуемых к производству для удовлетворения потребностей всех отраслей народного хозяйства.
Типаж тракторов состоит из базовых моделей и их модификаций, объединенных в тяговые классы.
К базовым моделям (число их несколько больше числа тяговых классов) относят тракторы, выпуск которых планируется в массовых количествах. В модификации базовых моделей входят тракторы, используемые при выполнении сравнительно узких сельскохозяйственных операций; потребность в них, естественно, значительно меньше, чем в базовых моделях. По конструкции модификация представляет собой видоизмененную модель базового трактора, сохраняющую его основные агрегаты, т. е. имеющую высокую степень единообразия (унификации). Принцип унификации конструкций широко используется в тракторостроении, так как позволяет быстро, с наименьшими затратами создавать необходимые сельскому хозяйству экономичные машины. По мере совершенствования типажа тракторов степень их унификации увеличивается, число базовых моделей сокращается, а число модификаций возрастает.
В типаже тракторов за номинальное тяговое усилие принимается тяговое усилие, которое реализуется им на стерне (чернозем или суглинок) нормальной влажности и плотности при буксовании колесных движителей 17—18% и гусеничных — 5%.
Типаж тракторов, намеченных к выпуску на перспективу, состоит из базовых моделей восьми тяговых классов и их модификаций*. Классы определяются следующими значениями номинальных тяговых усилий Лф.н (в тоннах): 0,2; 0,6; 1,4; 3,0; 4,0; 5,0; 6,0. В типаже, кроме того, указывается назначение каждого трактора, а для базовых моделей — конструктивный вес и эффективная мощность двигателя.
Все тракторы, составляющие типаж — базовые модели и модификации, по назначению разделяются на три основные группы: общего назначения (пахотные), универсально-пропашные и специализированные.
К тракторам общего назначения относятся тракторы, выполняющие пахоту, посев, культивацию, уборку урожая, дорожно-строительные, землеройные и погрузочные работы в сельском хозяйстве. Промышленность выпускает гусеничные пахотные тракторы тяговых классов 3,0; 4,0 и 6,0 Г и колесный трактор класса 5 Т. Наиболее массовые из них тракторы ДТ-75 (ДТ-75М), Т-74 тягового класса 3,0 Т: они являются основными пахотными тракторами во всех сельскохозяйственных зонах страны. Для замены трактора Т-74 подготавливаются к производству гусеничный трактор Т-150** (базовая модель) и его колесная модификация — трактор Т-150К**, отличающиеся более высокими технико-экономическими показателями. Гусеничные тракторы Т-4А тягового класса 4,0 Т предназначены в основном для зон орошаемого земледелия и степных районов Сибири.
Гусеничные тракторы Т-130 тягового класса 6,0 Т применяются в небольших количествах во всех зонах страны для выполнения особо тяжелых полевых, земляных и мелиоративных работ в сельском хозяйстве. К числу таких работ относятся глубокая вспашка под виноградники (плантаж), трехъярусная вспашка специальными плугами или глубокое рыхление почвы без оборота пласта (глубина обработки до 45 см, удельное сопротивление почвы до 1,5 кГ/см2}.
Колесный пахотный трактор К-700 (4X4) тягового класса 5,0 Т используется в качестве основного на целинных землях и в других зерновых районах страны.
В типаже сельскохозяйственных тракторов универсально-пропашные тракторы представлены базовыми моделями трех тяговых классов — 0,6; 0,9 и 1,4 Т. Более половины парка универсально-пропашных тракторов в сельском хозяйстве составляют тракторы «Беларусь» тягового класса 1,4 Т, предназначенные для обработки пропашных культур с междурядьями 45, 60, 70, 90 и 100 см во всех основных сельскохозяйственных зонах страны.
На основе базовой модели трактора МТЗ-50 производятся следующие модификации: МТЗ-52 (с четырьмя ведущими колесами), МТЗ-50Х (хлопководческая), МТЗ-50ПГХ (на полугусеничном ходу), Т-54В (гусеничная, виноградниковая), Т-54Л (гусеничная, лесохозяйственная). Кроме того, ведутся работы по выпуску других модификаций, в том числе тракторов МТЗ-50К (крутосклонная) и Т-54С (свекловодческая). За счет применения одних и тех же узлов, агрегатов и деталей степень унификации семейства тракторов «Беларусь» (с базовой моделью) достига-гает 89—98% для колесных и полугусеничных моделей, 62% для гуселичных, а унификация между гусеничными моделями составляет 96-98%.
В ближайшее время трактор МТЗ-50 будет заменен более производительным трактором МТЗ-80, представляющим собой усовершенствованную модель первого; одновременно ведутся работы по модернизации всех указанных выше модификаций этого трактора.
В районах с небольшими размерами участков целесообразно использовать колесные универсально-пропашные тракторы Т-40 класса 0,9 Т с колесной формулой 4×2 (базовая модель) и Т-40А с колесной формулой 4X4 (модификация).
Тракторы Т-40 и Т-40А в ближайшее время будут заменены более мощными (50 л. с.) и совершенными тракторами Т-50 и Т-50А.
Колесные универсальные тракторы Т-25 и самоходные шасси Т-16М класса 0,6 Т применяются во всех сельскохозяйственных зонах страны. Наибольшее распространение они получили в Северо-Западной и Северной зонах, где размеры участков невелики, а длина гонов незначительна.
К специализированным тракторам, как указывалось ранее, относятся хлопководческие, свекловодческие, виноградниковые, тракторы для парников и теплиц и некоторые другие, предназначенные для выполнения комплекса работ в различных отраслях сельскохозяйственного производства. Сюда же следует причислить тракторы, служащие для выполнения технологических процессов в особых условиях, например на крутых склонах (крутосклонные), на переувлажненных почвах (болото-ходные).
Специализированные тракторы, как правило, являются модификациями пахотных или универсально-пропашных тракторов.
Широкая унификация конструкций тракторов достигается типизацией и унификацией их механизмов и в первую очередь двигателей.
В основу типажа сельскохозяйственных тракторных и комбайновых двигателей положена классификация по диаметру и ходу поршня (dXS, мм), определяющая типоразмер данного двигателя. Дополнительными признаками служат число цилиндров и их расположение, способ охлаждения, наддув и другие технические особенности.
Так же, как у тракторов, различают базовые типоразмеры двигателей и их модификации. Например, базовой (наиболее массовой) моделью двигателей воздушного охлаждения типоразмера 105X120 служит четырехцилиндровая модель, а модели двух-, трех-, шестицилиндровые являются модификациями. Модификации с одним и тем же числом цилиндров могут отличаться числом оборотов, эффективной мощностью в зависимости от способов и методов форсировки, способом пуска (электрический стартер, пусковой двигатель) и т. д.
Типажом двигателей для тракторов и комбайнов на ближайший период предусматриваются дизели четырех основных типоразмеров: двух-, трех-, четырех- и шестицилиндровые двигатели воздушного охлаждения типоразмера 105X125, четырехцилиндровый двигатель водяного охлаждения типоразмера 110X125, четырехцилиндровый двигатель водяного охлаждения типоразмера 120X140, четырех-, шести-, восьмицилиндровые двигатели водяного охлаждения типоразмера 130X140, шести- и восьмицилиндровые V-образные двигатели типоразмера 130X115.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Типаж тракторов и двигателей"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы