Гидравлический увеличитель сцепного веса (ГСВ) предназначен для регулирования сцепного веса, приходящегося на ведущие колеса трактора, за счет нагрузок, снимаемых с опорного колеса навесного орудия и направляющих колес трактора. Рассмотрим схему его работы.
Гидравлическая навесная система имеет специальный дроссельный клапан, соединенный через трубопровод с силовым цилиндром. Если рукоятка распределителя будет установлена в положение «подъем», а дроссельный клапан приоткрыт, то в силовом цилиндре создается давление подпора, стремящееся вывести орудие из почвы. Так как давление жидкости в нижней полости силового цилиндра ограничено из-за частичного перепуска ее через дроссельный клапан и распределитель в бак, то орудие не будет поднято, однако нагрузка на опорное колесо уменьшится, а на ведущее колесо увеличится. Регулируя открытие дроссельного клапана, можно увеличивать или уменьшать дополнительную нагрузку на ведущие колеса трактора.
Однако дроссельный клапан повышает сопротивление движению жидкости в системе, вследствие чего увеличиваются потери мощности, масло перегревается, а гидромеханизм изнашивается. Поэтому в отличие от рассмотренной принципиальной схемы реальная схема ГСВ несколько усложнена: в нее введены дополнительные устройства — гидроаккумулятор, в котором содержится запас жидкости под определенным давлением, и автомат подзарядки.
Распределение сил на колесах трактора и опорном колесе орудия условно показано стрелками: светлыми, когда ГСВ включен, темными, когда ГСВ выключен.
Гидравлический увеличитель сцепного веса тракторов МТЗ-50 и МТЗ-52 состоит из гидроувеличителя с автоматом подзарядки и гидроаккумулятора, подключенных к гидросистеме трактора.
Гидроувеличитель с автоматом подзарядки расположен в корпусе, закрытом крышками. В нижнем приливе корпуса помещается грибовидный запорный клапан с шариком и пружиной. Штуцером к гидрораспределителю присоединяется трубопровод, идущий от основного (заднего) силового цилиндра. В горизонтальном канале корпуса помещен ползун перепуска масла с запорным устройством. Конец хвостовика ползуна соединен с внутренним рычагом, укрепленным на валике, который размещен в передней крышке корпуса. На валике укреплен внешний рычаг, соединенный с рукояткой управления ГСВ. Ползун может фиксироваться запорным устройством в трех положениях: «ГСВ выключен», «ГСВ включен» и «заперто». Запорное устройство ползуна состоит из пружины, распорной втулки, обоймы и шарика, входящего в одну из трех канавок на ползуне.
Автомат подзарядки состоит из золотника, плунжеров, предохранительного и обратного клапанов и регулировочного винта. Золотник, направляющей которого служит расточенное в корпусе отверстие, удерживается в определенном положении противодействующими силами натяжения пружины и давления масла на его торец со стороны большого плунжера. Пружина одним концом опирается на бурт золотника через шайбу, а вторым — на фигурную гайку. В гайку ввинчен регулировочный винт с маховичком, которым можно регулировать положение золотника, изменяя сжатие пружины. Во внутренней полости золотника помещен предохранительный клапан с пружиной и шариком. Пружина центрируется направляющей клапана и шайбой, надетой на малый плунжер. Направляющей малого плунжера служит гайка, навернутая на золотник. Торцом плунжер опирается на колпак, помещенный на гайке. В корпусе гидроувеличителя расположен обратный клапан с пружиной и пробкой. К отверстиям штуцерами присоединяются трубопровод, ведущий к гидроаккумулятору, и трубопровод для слива масла из гидроувеличителя в бак.
Гидроаккумулятор служит для создания подпора масла и восполнения утечек в основно,м силовом цилиндре. Этим псключаетсй длительная работа насоса под нагрузкой при включенном ГСВ. Он представляет собой цилиндр одностороннего действия, Нагруженный пружиной. Гидроаккумулятор укрепляется На рукаве левой полуоси трактора. Основные его детали — стальной кожух с крышками , цилиндр со штоком и поршнем и пружина, Поршень закреплен на штоке, неподвижно соединенном с крышкой, вследствие чего под действием давления масла или упругости пружины цилиндр может перемещаться относительно поршня. Внутреннее сквозное отверстие в штоке через штуцер и трубопровод соединяет рабочее надпоршневое пространство цилиндра с гидроувеличителем.
ГСВ работает следующим образом. Устанавливая рукоятку распределителя управления основным (задним) цилиндром в положение «плавающее», заглубляют орудие в почву. Затем рукоятку ГСВ переводят в позицию «ГСВ включен», а рукоятку распределителя из положения «плавающее» в положение «подъем». Ползун при этом устанавливается так, что гидроаккумулятор соединяется через трубопровод с силовым цилиндром, и фиксируется запорным шариковым устройством. Давление масла в гидроаккумуляторе передается по трубопроводу в силовой цилиндр. Ведущие колеса трактора при этом получают дополнительную нагрузку. Одновременно из распределителя по трубопроводу масло поступает в полости А и С гидроувеличителя (как показано стрелками) и далее по трубопроводам — на слив в бак.
Давление подпора масла в силовом цилиндре зависит от давления масла в гидроаккумуляторе и может регулироваться маховичком в пределах 8—28 кГ/см2. Вращение маховичка против часовой стрелки до полного сжатия пружины золотника соответствует максимальному давлению подпора в цилиндре. Пружина предохранительного клапана подобрана так, что он открывается, если давление подпора в цилиндре и гидроаккумуляторе будет больше отрегулированного. Если при максимальном подпоре в цилиндре опорные колеса орудия не будут копировать рельефа почвы, то натяжение пружины надо ослабить, вращая маховичок в противоположную сторону.
Если давление в гидроаккумуляторе упадет, пружина, преодолев давление масла на торец золотника, сдвинет его в направлении стрелки и перекроет отверстие, сообщающее полости А и С. При этом слив масла из распределителя через гидроувеличитель прекратится, создавшееся в полости А давление откроет обратный клапан и масло поступит в гидроаккумулятор на подзарядку и в основной силовой цилиндр на подпор.
Как только заданное регулировкой давление подпора в цилиндре будет восстановлено, давление масла на торец золотника автомата подзарядки, преодолев усилие пружины, передвинет золотник в обратном направлении и соединит тем самым полости А и С, обратный клапан закроется и масло от распределителя поступит на слив в бак. Давление подпора в цилиндре будет создаваться гидроаккумулятором.
Для подъема орудия рукоятку ГСВ ставят в положение «ГСВ выключен» . При этом ползун отъединяет полость А от нагнетательного трубопровода и фиксируется запорным устройством. Распределитель соединяется с цилиндром через выточки ползуна и открытый запорный клапан, и навесное орудие выводится из почвы.
После полного вывода орудия из почвы рукоятка распределителя автоматически устанавливается в положение «нейтральное» и масло, подаваемое насосом, перепускается через распределитель в бак.
Когда ГСВ не используется, его рукоятка устанавливается в позицию «ГСВ выключен» или «заперто».
В позиции «заперто» ползун отъединяет трубопровод от полости А и запорного клапана гидроувеличителя, отключая силовой цилиндр от гидросистемы. В это положение рукоятку ставят только при длительных переездах трактора с поднятым в транспортное положение орудием, предупреждая тем самым опускание орудия, которое может произойти из-за утечек масла в гидросистеме.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Гидравлический увеличитель сцепного веса"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы