Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Автомобили и трактора

Публикация:
   Автомобильные аккумуляторные батареи

Читать далее:




Автомобильные аккумуляторные батареи

Аккумуляторная батарея состоит из трех или шести кислотных аккумуляторов, соединенных последовательно.

Эбонитовый или из кислотоупорной пластмассы бак имеет отделения для аккумуляторов, составляющих батарею. В каждом аккумуляторе помещен блок чередующихся положительных и отрицательных свинцовых пластин в виде решеток, заполненных активной массой.

Отрицательных пластин в каждом аккумуляторе на одну больше, чем положительных, поэтому с обеих наружных сторон блока находятся отрицательные пластины.

Положительные пластины отделены от отрицательных пористыми сепараторами (прокладками), изготовленными из выщелоченной древесины, стеклянного войлока, эбонита или пластмассы.

Одноименные пластины соединены между собой свинцовыми баретками (перемычками). К бареткам приварены свинцовые штыри, выведенные наружу через два крайних отверстия в крышке аккумулятора. Сверху пластины закрыты перфорированным пластмассовым щитком. Через среднее отверстие в крышке, закрываемое пробкой, аккумулятор заполняют электролитом. Образующиеся при заряде аккумулятора газы выходят в атмосферу через вентиляционное отверстие пробки. У некоторых аккумуляторов это отверстие выполнено в отдельном штуцере на крышке. Зазоры между крышками и стенками бака уплотнены битумной мастикой.

Аккумуляторы соединены в батарею последовательно посредством свинцовых межэлементных соединений (мостиков), приваренных к выводным штырям 6. Свободные от мостиков выводные штыри крайних аккумуляторов присоединяют к сети электрооборудования автомобиля.

Электролитом для кислотных аккумуляторов служит раствор химически чистой (аккумуляторной) серной кислоты в дистиллированной воде.

Действие аккумуляторной батареи. Активная масса пластин новых аккумуляторов состоит из окислов свинца — свинцового сурика и глета (РЬО) или окисленного свинцового порошка. Для первоначального заряда (формования пластин) через аккумуляторы пропускают постоянный электрический ток от внешнего источника, протекающий внутри аккумуляторов через электролит в направлении от положительных пластин к отрицательным. При этом в аккумуляторах в результате химических реакций активная масса положительных пластин превращается в двуокись свинца, а отрицательных пластин — в металлический свинец (РЬ) губчатой структуры.

Заряженные аккумуляторы используют как источники элек< трической энергии. При соединении выводных штырей аккумуляторной батареи с внешней цепью через последнюю начинает протекать ток в направлении от положительного выводного штыря к отрицательному (происходит разряд). Одновременно через внутреннюю цепь аккумуляторов течет ток от отрицательных пластин к положительным.

Вследствие химических реакций, происходящих во время разряда, активная масса положительных и отрицательных пластин аккумуляторов превращается в сернокислый свинец (PbS04). При этом расходуется часть серной кислоты, содержащейся в растворе, отчего плотность электролита при разряде падает.

Во время последующего заряда в аккумуляторах батареи совершаются обратные химические реакции, в результате которых активная масса положительных пластин снова превращается в перекись свинца, а отрицательных — в губчатый свинец. Во время заряда количество серной кислоты в растворе возрастает и плотность электролита увеличивается.

Электродвижущая сила (ЭДС) заряженного аккумулятора составляет около 2,2 В. ЭДС измеряют вольтметром на выводных штырях аккумулятора, отъединенного от внешней цепи.

Напряжение — часть ЭДС, действующая во внешней цепи аккумулятора. Напряжение измеряют вольтметром, присоединенным к выводным штырям аккумулятора, соединенного с внешней цепью. Напряжение меньше ЭДС на величину падения напряжения во внутренней цепи аккумулятора, которое зависит от силы тока нагрузки и величины внутреннего сопротивления аккумулятора. Для уменьшения падения напряжения во внутренней цепи аккумуляторных батарей, что позволяет обеспечить питание таких мощных потребителей электроэнергии на автомобиле, как стартер, автомобильные аккумуляторы должны иметь большую емкость и очень малое внутреннее сопротивление (порядка 0,002 Ом), такие аккумуляторы называют стартер-н ы м и.

По мере разряда аккумулятора его ЭДС и напряжение при определенной нагрузке понижаются. По величине этого понижения можно судить о степени заряженности аккумуляторов.

ЭДС и напряжение батареи, состоящей из нескольких соединенных последовательно аккумуляторов, равно сумме их ЭДС или напряжений. Поскольку номинальное напряжение на выводных штырях одного аккумулятора принимают равным 2 В, напряжение на выводных штырях батареи из трех аккумуляторов равно 6 В, а батареи из шести аккумуляторов — 12В.

Емкостью называется количество электричества, которое полностью заряженный аккумулятор может отдать в цепь при разряде до определенного конечного напряжения. Емкость измеряется в ам-перчасах (А-ч) и зависит от площади и состояния всех пластин аккумулятора, силы разрядного тока, плотности и температуры электролита. Номинальная емкость стартерных аккумуляторов гарантируется при непрерывном разряде полностью заряженного аккумулятора током, численно равным 0,1 его емкости, при температуре 30 °С и начальной плотности электролита 1,285 г/см3 до напряжения 1,7 В. Так, аккумулятор емкостью 70 А-ч способен при указанных температуре и начальной плотности электролита поддерживать в присоединенной к нему цепи ток 7 А в течение 10 ч, по истечении которых разрядится до напряжения 1,7 В.

При разряде аккумулятора током стартерного режима (100…500 А) он отдает только 20…30% своей номинальной емкости. На каждый градус понижения температуры аккумулятора его емкость уменьшается примерно на 1%; если номинальная емкость при 30 °С равна 70 А-ч, то при 0 °С она уменьшается на 30% (до 49 А-ч), а при —20 °С — на 50% (до 35 А-ч).

Емкость батареи, состоящей из нескольких аккумуляторов, соединенных последовательно, равна емкости одного аккумулятора.

Типы и обозначение (маркировка) автомобильных аккумуляторных батарей. На автомобилях устанавливают 6- и 12-вольтовые аккумуляторные батареи.

Принятая маркировка батарей включает: цифру 3 или 6 (вначале), обозначающую число аккумуляторов в батарее; буквы СТ, указывающие на то, что батарея стартерная; двух- или трехзначное число после букв СТ, показывающее номинальную емкость батареи в ампер-часах; буквенное обозначение материала бака (Э — эбонит, П — асфальто-пековая масса с кислотоупорными вставками); буквенное обозначение материала сепараторов (Д — древесина, М — мипласт, ДС и МС — древесина или мипласт, комбинированные со стекловолокном). Например, обозначение 6СТ-54ЭМ указывает, что батарея состоит из шести аккумуляторов, стартерная, имеет емкость 54 А-ч, бак из эбонита и мипластовые сепараторы.

На изучаемых автомобилях применяют следующие аккумуляторные батареи: ЗИЛ-130 — 6СТ-78ЭМ, ГАЗ-53А — 6СТ-68ЭМ, ГАЗ-24 «Волга» — 6СТ-54ЭМ. У автомобиля ГАЗ-53А батарея размещена под сиденьем водителя, у автомобиля ЗИЛ-130 — на кронштейне рамы около левой подножки кабины, у автомобилей ГАЗ-24 — в моторном тсеке. Батареи соединяют положительным полюсом с изолированными проводами системы электрооборудования, отрицательным — с массой автомобиля.

Отрицательных пластин в каждом аккумуляторе на одну больше, чем положительных, поэтому с обеих наружных сторон блока находятся отрицательные пластины.

Положительные пластины отделены от отрицательных пористыми сепараторами (прокладками), изготовленными из выщелоченной древесины, стеклянного войлока, эбонита или пластмассы.

Одноименные пластины соединены между собой свинцовыми баретками (перемычками). К бареткам приварены свинцовые штыри, выведенные наружу через два крайних отверстия в крышке аккумулятора. Сверху пластины закрыты перфорированным пластмассовым щитком. Через среднее отверстие в крышке, закрываемое пробкой, аккумулятор заполняют электролитом. Образующиеся при заряде аккумулятора газы выходят в атмосферу через вентиляционное отверстие пробки. У некоторых аккумуляторов это отверстие выполнено в отдельном штуцере на крышке. Зазоры между крышками и стенками бака уплотнены битумной мастикой.

Аккумуляторы соединены в батарею последовательно посредством свинцовых межэлементных соединений (мостиков), приваренных к выводным штырям. Свободные от мостиков выводные штыри крайних аккумуляторов присоединяют к сети электрооборудования автомобиля.

Электролитом для кислотных аккумуляторов служит раствор химически чистой (аккумуляторной) серной кислоты в дистиллированной воде.

Действие аккумуляторной батареи. Активная масса пластин новых аккумуляторов состоит из окислов свинца — свинцового сурика (РЬ304) и глета (РЬО) или окисленного свинцового порошка. Для первоначального заряда (формования пластин) через аккумуляторы пропускают постоянный электрический ток от внешнего источника, протекающий внутри аккумуляторов через электролит в направлении от положительных пластин к отрицательным. При этом в аккумуляторах в результате химических реакций активная масса положительных пластин превращается в двуокись свинца, а отрицательных пластин — в металлический свинец (РЬ) губчатой структуры.

Заряженные аккумуляторы используют как источники элек< трической энергии. При соединении выводных штырей аккумуляторной батареи с внешней цепью через последнюю начинает протекать ток в направлении от положительного выводного штыря к отрицательному (происходит разряд). Одновременно через внутреннюю цепь аккумуляторов течет ток от отрицательных пластин к положительным.

Вследствие химических реакций, происходящих во время разряда, активная масса положительных и отрицательных пластин аккумуляторов превращается в сернокислый свинец (PbS04). При этом расходуется часть серной кислоты, содержащейся в растворе, отчего плотность электролита при разряде падает.

Во время последующего заряда в аккумуляторах батареи совершаются обратные химические реакции, в результате которых активная масса положительных пластин снова превращается в перекись свинца, а отрицательных — в губчатый свинец. Во время заряда количество серной кислоты в растворе возрастает и плотность электролита увеличивается.

Электродвижущая сила (ЭДС) заряженного аккумулятора составляет около 2,2 В. ЭДС измеряют вольтметром на выводных штырях аккумулятора, отъединенного от внешней цепи.

Напряжение — часть ЭДС, действующая во внешней цепи аккумулятора. Напряжение измеряют вольтметром, присоединенным к выводным штырям аккумулятора, соединенного с внешней цепью. Напряжение меньше ЭДС на величину падения напряжения во внутренней цепи аккумулятора, которое зависит от силы тока нагрузки и величины внутреннего сопротивления аккумулятора. Для уменьшения падения напряжения во внутренней цепи аккумуляторных батарей, что позволяет обеспечить питание таких мощных потребителей электроэнергии на автомобиле, как стартер, автомобильные аккумуляторы должны иметь большую емкость и очень малое внутреннее сопротивление (порядка 0,002 Ом), такие аккумуляторы называют стартер-н ы м и.

По мере разряда аккумулятора его ЭДС и напряжение при определенной нагрузке понижаются. По величине этого понижения можно судить о степени заряженности аккумуляторов.

ЭДС и напряжение батареи, состоящей из нескольких соединенных последовательно аккумуляторов, равно сумме их ЭДС или напряжений. Поскольку номинальное напряжение на выводных штырях одного аккумулятора принимают равным 2В, напряжение на выводных штырях батареи из трех аккумуляторов равно 6В, а батареи из шести аккумуляторов — 12В.

Емкостью называется количество электричества, которое полностью заряженный аккумулятор может отдать в цепь при разряде до определенного конечного напряжения. Емкость измеряется в ам-перчасах (А-ч) и зависит от площади и состояния всех пластин аккумулятора, силы разрядного тока, плотности и температуры электролита. Номинальная емкость стартерных аккумуляторов гарантируется при непрерывном разряде полностью заряженного аккумулятора током, численно равным 0,1 его емкости, при температуре 30 °С и начальной плотности электролита 1,285 г/см3 до напряжения 1,7В. Так, аккумулятор емкостью 70 А-ч способен при указанных температуре и начальной плотности электролита поддерживать в присоединенной к нему цепи ток 7А в течение 10 ч, по истечении которых разрядится до напряжения 1,7В.

При разряде аккумулятора током стартерного режима (100…500 А) он отдает только 20…30% своей номинальной емкости. На каждый градус понижения температуры аккумулятора его емкость уменьшается примерно на 1%; если номинальная емкость при 30 °С равна 70 А-ч, то при 0 °С она уменьшается на 30% (до 49 А-ч), а при —20 °С — на 50% (до 35 А-ч).

Емкость батареи, состоящей из нескольких аккумуляторов, соединенных последовательно, равна емкости одного аккумулятора.

Типы и обозначение (маркировка) автомобильных аккумуляторных батарей. На автомобилях устанавливают 6- и 12-вольтовые аккумуляторные батареи.

Принятая маркировка батарей включает: цифру 3 или 6 (вначале), обозначающую число аккумуляторов в батарее; буквы СТ, указывающие на то, что батарея стартерная; двух- или трехзначное число после букв СТ, показывающее номинальную емкость батареи в ампер-часах; буквенное обозначение материала бака (Э — эбонит, П — асфальто-пековая масса с кислотоупорными вставками); буквенное обозначение материала сепараторов (Д — древесина, М — мипласт, ДС и МС — древесина или мипласт, комбинированные со стекловолокном). Например, обозначение 6СТ-54ЭМ указывает, что батарея состоит из шести аккумуляторов, стартерная, имеет емкость 54 А-ч, бак из эбонита и мипластовые сепараторы.

На изучаемых автомобилях применяют следующие аккумуляторные батареи: ЗИЛ-130 — 6СТ-78ЭМ, ГАЗ-53А — 6СТ-683М, ГАЗ-24 «Волга» — 6СТ-54ЭМ. У автомобиля ГАЗ-53А батарея размещена под сиденьем водителя, у автомобиля ЗИЛ-130 — на кронштейне рамы около левой подножки кабины, у автомобилей ГАЗ-24 — в моторном отсеке. Батареи соединяют положительным полюсом с изолированными проводами системы электрооборудования, отрицательным — с массой автомобиля.

Аккумуляторная батарея на автомобиле служит для питания электрическим током стартера при пуске двигателя, а также всех других приборов электрооборудования, когда генератор не работает или не может еще отдавать энергию в цепь (например, при работе двигателя на режиме холостого хода).

Если мощность, потребляемая включенными потребителями, превышает мощность, развиваемую генератором, аккумуляторные батареи, разряжаясь, обеспечивают питание потребителей одновременно с работающим генератором.

Свинцово-кислотная аккумуляторная батарея является вторичным химическим источником постоянного тока. Прежде чем она будет отдавать электрическую энергию, ее необходимо зарядить— сообщить ей определенное количество электрической энергии. На автомобилях применяют стартерные аккумуляторные батареи, конструкция которых позволяет разряжать их токами, в 3—5 раз превышающими их номинальную емкость. Емкость аккумуляторной батареи измеряется в «ампер-часах» (А-ч). Под номинальной емкостью батареи (С2о) понимается емкость, отданная батареей при ее разряде током 0,05 С2о до конечного напряжения на выводах 12-вольтовой батареи 10,5 В. Время разряда в этом случае должно быть не менее 20 ч.

Все стартерные свинцовые аккумуляторные батареи имеют маркировку. Например, на автомобилях МАЗ установлены две аккумуляторные батареи 6СТ—182 ЭМС. Первая цифра обозначает количество последовательно соединенных аккумуляторов в батарее. Напряжение каждого аккумулятора 2В, поэтому номинальное напряжение батареи 12В. Буквы СТ определяют назначение батареи — стартерная. Число после букв — емкость батареи в ампер-часах в 20-часовом режиме разряда. Последние буквы обозначают материал бака (Э — эбонит, Т — термопласт) и сепараторов (Р — мипор, С — стекловолокно, М — ми-пласт). Последняя буква характеризует исполнение батареи (Н — несухозаряженная). Аккумуляторная батарея состоит из следующих основных частей: отрицательных пластин, собранных в полублок; положительных пластин, собранных в полублок; сепараторов, токоведущих частей — бареток, состоящих из мостиков, связывающих в один полублок параллельно включенные пластины одного знака (плюс или минус), и выводных штырей-борнов; межэлементных соединений, служащих для последовательного соединения аккумуляторов в батарею; аккумуляторного бака с крышками и заливными пробками 8. Для уменьшения электрического сопротивления межэлементных соединений они имеют медную вставку. Батареи для автомобилей с дизельными двигателями имеют значительную массу (60 кг), поэтому они оборудованы ручками для переноса. Для защиты сепараторов от поломок при измерении уровня электролита и его плотности служит предохранительный дырчатый щиток из винипласта. Отрицательные и положительные пластины состоят из решетки, отлитой из свинцово-сурьмянистого сплава с содержанием сурьмы от 5 до 13%.

Решетка выполняет роль каркаса, на котором закреплен активный материал пластины; она же обеспечивает равномерность отвода и подвода тока к активному материалу при разряде и заряде аккумулятора. Активный материал приготовляется в виде пасты и вмазывается в решетку. Благодаря пористости материала активная площадь пластины увеличивается в 600—800 раз по сравнению с ее действительной площадью. Активным материалом отрицательных пластин является губчатый свинец РЬ, серого цвета.

Рис. 1. Устройство свинцово-кислотной стартерной аккумуляторной батареи:
а — устройство аккумулятора; б — аккумуляторная батарея 6СТ-182; 1 — отрицательная пластина; 2 — сепаратор; 3 — положительная пластина; 4 — полублок положительных пластин; 5 — полублок отрицательных пластин; 6 — баретка; 7 — крышка; 8 — пробка; 9 — межэлементнсе соединение; 10 — защитный щиток; 11 — бак (моноблок); 12 — медная вставка; 13 — отрицательная клемма; 14 — ручка; 15 — положительная клемма

В активный материал отрицательных пластин добавляют расширитель, который предохраняет его от сжатия при эксплуатации. Без расширителя активный материал утрачивает пористость, и емкость отрицательной пластины снижается. В качестве расширителя применяют хлопковые очесы, обработанный торф и другие материалы. Активным материалом положительных пластин является двуокись свинца РЬОо темно-коричневого цвета.

Для предохранения отрицательных и положительных пластин от соприкосновения (короткого замыкания) их разделяют прокладками-сепараторами. Материал сепаратора должен выдерживать действие серной кислоты и кислорода, быть механически прочным и иметь малое электросопротивление. Сепаратор на стороне, обращенной к положительной пластине, имеет ребра. Это обеспечивает доступ к положительной пластине большого количества кислоты, необходимого для нормального протекания химических реакций.

Для повышения срока службы положительных пластин сепараторы изготовляют двойными. В этом случае сепаратор из мипласта делается гладким, а стекловойлочный сепаратор ставится к положительной пластине, предохраняя активный материал пластины от оползания.

Для приведения в действие аккумуляторную батарею заливают электролитом, представляющим собой раствор серной кислоты (H2S04) в дистиллированной воде (Н20). Для приготовления электролита применяют особый сорт технической серной кислоты согласно ГОСТ 667—73 плотностью 1,830 г/см3. Плотность электролита у полностью заряженного аккумулятора должна составить 1,23—1,31 г/см3 в зависимости от температурных условий эксплуатации автомобиля. При полном разряде аккумулятора плотность снижается на 0,15—0,16 г/см3 от исходной. Температура замерзания электролита зависит от его плотности. Поэтому при работе в зимних условиях следят, чтобы при частичном разряде аккумулятора электролит в нем не замерз. Ниже приведена температура замерзания электролита в зависимости от его плотности. Плотность электролита при температуре + 15 °С, г/смз …. 1,050 1,100 1,150 1,200 1,259 1,300 1,350 1,400 Температура замерзания, °С , —3,3 —7,7 —15,0 —27 —52 —70 —49 —36

Аккумуляторный бак имеет вид общего сосуда (моноблока), разделенного на отдельные ячейки перегородками. На дне каждой ячейки имеются четыре призматических ребра, на которые опираются пластины. Выпадающий при работе аккумулятора шлам скапливается в пространстве между ребрами бака, не замыкая пластин.

После установки блоков пластин с сепараторами в ячейки бака последние закрывают крышками с отверстиями для выводных штырей бареток. Для прикрепления крышки к корпусу моноблока и герметизации зазора между крышкой и ее посадочным местом применяют заливочную мастику из битумных веществ. Для соединения аккумуляторов в батарею блоки пластин размещают так, чтобы отрицательный штырь баретки одного блока находился у положительного штыря баретки соседнего блока пластин. Соседние штыри (« + » и « — ») соединяются межэлементными соединениями. На крайние штыри напаивают концевые конусные выводы. Вывод « + » толще, чем вывод « — » (19,5-0’2 и 17,9-0’2 мм соответственно). Это предотвращает неправильное включение батареи на автомобиле.

Для увеличения емкости аккумулятора увеличивают количество пластин в полублоках, т. е. повышают общую площадь пластин. При соединении отдельных аккумуляторов последовательно повышается напряжение батареи. Пластины, опущенные в раствор серной кислоты в воде, приобретают определенный электрический потенциал по отношению к этому раствору и становятся положительными и отрицательными электродами.

В связи с тем что величина электрического потенциала различна для плюсового и минусового электродов, при их соединении проводником по нему потечет электрический ток. При разряде аккумулятора ток в электролите протекает от отрицательного электрода к положительному. На отрицательной пластине происходит образование сернокислого свинца (PbS04) в результате соединения губчатого свинца пластины с кислотным остатком (S04) из электролита. На положительной пластине под действием разрядного тока активный материал — двуокись свинца (РЬОг) превращается также в сернокислый свинец (PbS04), поглощая из электролита кислотный остаток (S04) и отдавая в электролит кислород (Ог). Кислород с положительной пластины, соединяясь с водородом, оставшимся в электролите в результате распада серной кислоты, образует воду (Н20).

При разряде аккумулятора количество серной кислоты в электролите уменьшается и плотность электролита снижается. При заряде аккумулятора реакции проходят в обратном порядке. В этом случае ток в электролите от постороннего источника пойдет от положительного электрода к отрицательному.

При заряде аккумулятора количество серной кислоты в электролите увеличивается, а плотность электролита повышается. Свойство электролита изменять свою плотность при разряде и заряде аккумулятора используют в эксплуатации для определения степени заряженности аккумуляторной батареи.

Реакции, происходящие при разряде и заряде аккумулятора, можно изобразить следующей химической формулой: РЬОг-Ь, + 2H,S04+Pb|gg PbS04 + 2H20 + PbS04.

Электродвижущая сила (э.д.с.) аккумулятора является разностью электродных потенциалов и измеряется как напряжение разомкнутой цепи аккумулятора. Э.д.с. аккумулятора зависит от плотности и очень незначительно от температуры электролита. С повышением плотности и температуры электролита э.д.с. повышается. При температуре плюс 10 °С и плотности d = 1,28 г/см3 аккумулятор обладает э.д.с., равной 2,12 В. Зависимость э.д.с. от плотности электролита при изменении ее от 1,05 до 1,3 г/см3 выражается формулой Е = 0,84 + с/, где Е — э.д.с. аккумулятора, В; d — плотность электролита при температуре +15°С г/см3.

Внутреннее сопротивление аккумулятора представляет собой сумму сопротивлений электролита, пластин, сепараторов и сопротивления, возникающего в местах соприкосновения электродов с электролитом. Чем больше емкость аккумулятора (число пластин), тем меньше его внутреннее сопротивление. С понижением температуры внутреннее сопротивление аккумулятора растет.

По мере разряда аккумулятора его внутреннее сопротивление возрастает. Чем выше номинальное напряжение аккумуляторной батареи, тем больше ее внутреннее сопротивление.

При заряде U3=E+IR, а при разряде UV=E—1R, где I — сила тока, протекающего через аккумулятор, A; R — внутреннее сопротивление аккумулятора, Ом; Е — э.д.с. аккумулятора, В.

Изменение напряжения аккумуляторной батареи при ее заряде и разряде показано на рис. 2.

В конце заряда аккумуляторной батареи, когда активный материал пластин восстановлен, зарядный ток начинает расходоваться на электролиз воды. При этом на отрицательном электроде выделяется водород, а на положительном — кислород, и начинается интенсивное газовыделение. В связи с тем что для электролиза воды требуется более высокое напряжение, чем для восстановления активных материалов, и благодаря тому, что при газовыделении возрастает внутреннее сопротивление аккумулятора, напряжение в конце заряда резко повышается. Возрастание напряжения в конце заряда используют для контроля заряженности аккумуляторной батареи на автомобиле.

При заряде батареи от автомобильного генератора, напряжение которого постоянно, сила зарядного тока к концу заряда снижается, что и служит признаком заряженности аккумуляторной батареи.

Напряжение аккумуляторной батареи при ее разряде стартерным током (/р = 24-5С2о) зависит от силы разрядного тока, температуры и степени заряженности батареи.

Рис. 2. Изменение напряжения аккумуляторной батареи при ее заряде и разряде = -{-25 °С, зарядный ток 0,1С20, разрядный ток 0,05Сго):

Емкостью аккумулятора называется количество электричества, которое аккумулятор отдает при разряде до определенного напряжения. Чем больше сила разрядного тока и ниже температура электролита, тем меньше напряжение, до которого может разряжаться аккумулятор.

Например, при определении номинальной емкости аккумуляторной батареи разряд ведется током / = 0,05С2о до напряжения 10,5В при температуре +25°С, а при разряде стартерным током / = ЗС20 и температуре электролита —18°С до 1В на аккумулятор или 6В на 12-вольтовую батарею.

Рис. 3. Влияние температуры на стартерные характеристики аккумуляторной батареи 6СТ-190. Разрядный ток 500А (2,ОЗС,0):

Концом службы батареи считается момент, когда ее емкость снижается до 40 % номинальной (0,4С20) или время стартерного разряда током / = ЗС20 при температуре +25 °С снизится до 1,5 мин. Если разряд происходит при постоянной силе тока, то емкость аккумуляторной батареи С = 1 t, где / — ток разряда, A; t — время разряда, ч. При увеличении разрядного тока и степени разряженности, а также с понижением температуры емкость аккумуляторной батареи уменьшается. Влияние температуры на стартерные характеристики батареи 6СТ-190 при ее разряде током 500 А (2,63С20) показано на рис. 43. С понижением температуры (особенно ниже —25 °С) напряжение батареи и время разряда значительно снижаются, что ухудшает режим пуска двигателя. Для улучшения стартерных характеристик аккумуляторной батареи 6СТ-190 в ней предусмотрен внутренний электроподогрев от нагревателя, помещенного в электролит. Перед пуском двигателя батарея включается на обогрев в течение 25—30 мин, а затем проводится пуск двигателя. Влияние электрообогрева показано на рис. 43.

Саморазрядом аккумуляторной батареи называют естественную потерю ею емкости при бездействии. По существующим нормам саморазряд аккумуляторных батарей при их хранении в течение 10 суток не должен превышать 10%, а при хранении 28 суток — 20%, если хранение происходит при температуре 20±3 °С.

На грузовых автомобилях с дизельными двигателями можно устанавливать несколько аккумуляторных батарей. Если батареи соединены между собой параллельно, то общая емкость будет равна сумме емкостей отдельных батарей, а общее напряжение не изменится. Для увеличения общего напряжения батареи соединяют последовательно, т. е. « + » одной батареи соединяют с «—» другой. В этом случае общее напряжение будет равно сумме напряжений соединенных батарей, а общая емкость не изменится. При соединении батарей в группу необходимо помнить, что длина соединительных проводов должна быть минимальной с целью уменьшения падения напряжения в них.

Электрическая аккумуляторная батарея — это прибор, в котором электрическая энергия, поступающая в процессе зарядки от внешнего источника постоянного тока, превращается в химическую и в таком виде может быть запасена, а в процессе разрядки вновь преобразуется в электрическую.

Автотракторные аккумуляторные батареи служат для пуска двигателя стартером и для питания электрическим током других приборов электрооборудования при остановленном двигателе и работе его на малых оборотах. Эти батареи называют стартерными, так как они обладают свойством кратковременно отдавать большой ток при малом внутреннем падении напряжения, что необходимо для нормальной работы стартера в период пуска двигателя.

Рис. 4. Кислотно-свинцовая аккумуляторная батарея:
1 — крышка; 2 — перемычка; 3 — горловина для заливки электролита; 4 — мостик пластин; 5, 6 — выводные полюсные штыри; 7 — отрицательная пластина; 8 — сепаратор; 9 — положительная пластина; 10 — эбонитовый бак.

Кислотно-свинцовая аккумуляторная батарея состоит из трех или шести последовательно соединенных аккумуляторов напряжением около 2в каждый. Бак 10 батареи изготовляется из эбонита или асфальтопековой пластмассы, которые имеют хорошие кислотостойкие и изоляционные качества, высокую механическую и термическую прочность. Дно бака снабжено опорными призмами, которые предотвращают замыкание пластин через образующийся во время работы батареи осадок (шлам).

Положительные и отрицательные пластины аккумулятора отливают в форме решеток из свинца с добавлением для прочности 6—8% сурьмы. Решетки пластин заполняют активной массой, состоящей из окисленного свинцового порошка, замешенного на водном растворе серной кислоты. После электрохимической обработки активная масса положительных пластин образует перекись свинца РЬОг темно-коричневого цвета, а активная масса отрицательных пластин — пористый (губчатый) свинец РЬ светло-серого цвета.

При сборке аккумуляторов отрицательных пластин берут на одну больше, чем положительных, благодаря этому положительные пластины работают равномерно всей поверхностью и коробление крайних положительных пластин уменьшается. Положительные пластины аккумулятора менее прочны, чем отрицательные, поэтому они несколько толще. Спаянные между собой пластины образуют полублоки. Положительные и отрицательные пластины разделены прокладками (сепараторами) из микропористого эбонита (мипора), микропористой пластмассы (мипласта) и других материалов. Аккумуляторы закрыты крышками с тремя отверстиями. Одно отверстие, закрываемое пробкой, предназначается для заливки электролита, два других служат в качестве вентиляционных.

Пространство между крышками и стенками моноблока заливается кислотостойкой мастикой, изготовленной из нефтяного битума и авиационного масла.

Внутренний объем аккумулятора заполняют электролитом — раствором химически чистой серной кислоты в дистиллированной воде.

Условное обозначение аккумуляторных батарей состоит из цифробуквенного набора. Первая цифра указывает на число последовательно соединенных аккумуляторов в батарее, а две следующие буквы — на тип батареи. Буквы СТ обозначают, что батарея стартерная. Следующие за буквами цифры равны номинальной емкости батареи в ампер-часах при непрерывном 10-часовом разряде и средней температуре электролита 30 °С. Следующие далее буквы обозначают материал, из которого изготовлен бак (Э — эбонит, П — асфальтопековая масса с кислотостойкими вставками, В — асфальтопековый бак без вставок) и материал сепаратора (М—мипласт, МС—мипласт со стекловойлоком, Р — минор).

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Автомобили и трактора

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Автомобильные аккумуляторные батареи"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства