В районах, подверженных ветровой эрозии применяют систему безотвальной обработки, при которой на поверхности почвы максимально сохраняются пожнивные остатки. Это обеспечивает создание мощного и равномерного снежного покрова, предохраняет почву от глубокого промерзания, снижает скорость ветра в приземном слое воздуха, защищает пахотный горизонт от выдувания.
Рис. 1. Беззагонно-круговой способ движения на пахоте.
Северная граница зоны, подверженной ветровой эрозии, проходит по линии Кишинев — Харьков — Саратов — Куйбышев — Челябинск — Петропавловск — Новосибирск.
Агротехнические требования к безотвальной обработке:
а) сохранение 90% стерни за один проход агрегата при обработке на глубину до 16 см и до 75% стерни при обработке на глубину до 30 см;
б) обеспечение заданной глубины рыхления и равномерности глубины хода рабочих органов. Допускается отклонение средней глубины от заданной не более ±1 см при обработке на глубину до 16 см и ±2 см — на глубину до 30 см; колебания глубины от средней — не более 3—4 см при обработке до 16 см и 4—5 см при глубине до 30 см;
в) поверхность поля после обработки должна быть без глубоких разъемных борозд и высоких валиков. На стыках проходов лап машин допускаются валики высотой не более 5 см, а в местах прохождения стоек — борозды шириной поверху не более 15—20 см;
г) корни сорных растений должны быть полностью подрезаны на глубину хода рабочих органов. Огрехи на стыках смежных проходов не допускаются. После вспашки загона должны быть обработаны поворотные полосы.
Обработку нужно проводить в установленные агротехнические сроки, желательно при влажности почвы 16—22%, когда пласт хорошо крошится, а рабочие органы идут устойчиво как по глубине, так и по ширине захвата. При этом происходит наименьшее распыление почвы без образования мелких, легко выдуваемых фракций, размером менее 1 мм.
При работе с культиваторами-плоскорезами КП-2-250, которые состоят из двух секций, шарнирно связанных с верхней рамой, необходимо оба раскоса или хотя бы один правый раскос поставить Б «плавающее» положение, т. е. соединительный болт вставить в прорезь нижней части раскоса. В таком положении машина лучше приспосабливается к рельефу.
Подготовка машин к работе состоит в следующем: проверяют комплектность и техническое состояние машин. Далее на регулировочной площадке проверяют положение лезвий лап, которые должны по всей длине касаться площадки. Допускаются отдельные просветы не более 5 мм для лап шириной захвата 110 см и не более 7—8 мм при ширине захвата лап 250 см. Перпендикулярное положение стойки рабочего органа регулируют подкладыванием шайб (из комплекта запасных частей) под болты между пяткой стойки и подлапниками.
Лезвия лап и долот снизу наплавлены сормайтом. Толщина лезвий должна быть не более 1 мм. Для лучшего заглубления рабочих органов в почву носки долот располагают на 10—15 мм ниже опорной поверхности лап.
Колеса должны вращаться без заедания; допускается биение в вертикальной и горизонтальной плоскостях не более 10 мм. Секции плоскорезов КП-2-250 и КП-3-250 должны свободно вращаться на шарнирах в поперечно-вертикальной плоскости, чтобы обеспечивать копирование рельефа поля. Рабочие органы машин по глубине устанавливают подъемом опорных колес с помощью винтовых механизмов на высоту, меньшую на 2—3 см заданной глубины хода; затем под колеса ставят подкладки. На стойке колеса наносят метку, соответствующую установке на данную глубину. На плоскорезах КП-2-250 и КП-3-250 запрещается работать без ограничительных хомутов шарнирных секций. Их регулируют так, чтобы они ограничивали колебания шарнирных секций в продольно-вертикальной плоскости с учетом конкретного микрорельефа. При работе без хомутов возможен поворот секций на любой угол, врезание лапы в землю одним концом, что может вызвать поломку рабочего органа или рамки-секции.
Окончательную регулировку агрегата проводят в поле.
При работе агрегатов с плоскорезами рекомендуются те же способы движения агрегата, что и на отвальной пахоте. Наиболее рационален петлевой комбинированный способ с чередованием загонов. Агрегат Должен двигаться так, чтобы обработанное поле было с правой (по ходу) стороны трактора, а правое колесо машины катилось на 10—15 см от кромки взрыхленной почвы. В этом случае соседние проходы будут перекрываться на 15—20 см. Для обеспечения точности вождения (чтобы не было огрехов) на передней части трактора следует установить следоуказатель или иметь маркер и следоуказатель.
Рис. 2. Шарнирно-секционный культиватор-плоскорез КП-2-250:
1 — рабочий орган; 2 — опорное колесо; 3 — винтовой механизм; 4 — рамка секций; 5 — верхняя рамка; 6 — кронштейн секции; 7 — навеска.
Рис. 3. Рама культиватора-плоскореза КП-2-250:
1 — кронштейн секции; 2 — ограничительный хомут; 3 — передний кронштейн секции; 4 — соединительный палец; 5 — правая рамка — секция; 6 — задний кронштейн навески; 7 — верхняя рама; 8 — планка; 9 — левая рамка — секция; 10 — кронштейн.
Выбранную ширину загона принимают кратной удвоенной ширине захвата агрегата.
Особенности безотвальной обработки почвы по методу Т. С. Мальцева. Обработку почвы по этому методу проводят специальными рыхлящими корпусами, установленными на рамах обычных универсальных плугов.
Безотвальный корпус плуга состоит из стойки с прикрепленным к ней долотообразным лемехом, уширителя для крошения почвы, щитка, предохраняющего переднюю часть стойки от истирания, и полевой доски.
Такие корпуса могут быть установлены на навесных плугах ПН-4-35 «Пахарь», к которым они выпускались комплектами.
Агротехнические требования к безотвальной обработке состоят в обеспечении рыхления почвы на глубину 40—50 см без оборота пласта н без перемешивания слоев почвы. Как и при других видах основной обработки, тракторист должен выдерживать установленную глубину пыхления, следить за равномерностью глубины хода; на поверхности обработанного поля не должно быть больших борозд от прохода стоек и скрытых огрехов.
Почвы с высоким значением коэффициента удельного сопротивления рыхлят на большую глубину агрегатами с тракторами Т-100М, Т-150, Т-4А, ДТ-75М.
Основные начальные и текущие регулировки агрегата, обеспечивающие качественное выполнение работы, в основном совпадают с обычными пахотными агрегатами.
Способы движения, размеры загонов и поворотных полос принимаются, как для подобных агрегатов отвальной вспашки.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Безотвальная стерневая обработка почвы"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы