Для бурения вертикальных и наклонных скважин применяются передвижные буровые установки с металлическими мачтами.
Передвижные буровые мачты представляют собой сооружение, состоящее из собственно мачты складывающегося типа и бурового здания, которые устанавливаются на общем основании, выполненном в виде саней. Перед транспортировкой мачта укладывается в горизонтальное положение с помощью гидравлики, лебедки или трактора и перевозится на новую точку со всем расположенным внутри здания оборудованием, инструментом и инвентарем.
Соответственно назначению мачты она комплектуется необходимым для бурения основным и вспомогательным оборудованием.
В ВИТРе ВПО «Союзгеотехника» разработана гамма передвижных мачт типа БМТ для комплектования буровых установок УКБ-300/500, УКБ-500/800 и УКБ-1200/2000. Кроме того, в практике работ получили широкое распространение модернизированные мачты МРУГУ-3, МРУГУ-2М и МР-5А.
Буровая установка УКБ-200/300 выпускается в передвижном и самоходном вариантах.
В комплект передвижной буровой установки УКБ-200/300 с электроприводом входят: буровой станок, буровой насос, мачта МР-6 высотой 14 м, труборазворот, каретка с полуавтоматическим элеватором, шкаф управления электродвигателями, малогабаритные контрольно-измерительные приборы. Все оборудование установки монтируется на общем с буровым зданием основании и перевозится трактором без разборки с опущенной мачтой. Установка мачты в рабочее и укладка в транспортное положение осуществляются гидроцилиндром. При бурении наклонных скважин мачту с помощью винтового домкрата наклоняют на нужный угол в перпендикулярной к удлиненной оси станка плоскости.
Буровая установка с мачтой МР-5А применяется для бурения вертикальных и наклонных скважин глубиной до 300 м станками СБА-500 с электроприводом.
Буровая установка МР-5А состоит из мачты, подкоса с винтовым домкратом, основания, бурового здания. Мачта представляет собой сварную конструкцию с открытой передней гранью, куда удобно размещаются бурильные трубы в специальном свечеприемнике. Верхняя и нижняя секции мачты соединяются между собой болтами через фланцы. С помощью шарниров нижняя секция мачты крепится к основанию. На верху мачты смонтирован двухроликовый кронблок. Для предупреждения затягивания талевого блока в кронблок имеется концевой выключатель ВК-311, который выключает электродвигатель станка при переподъеме, когда ролики каретки коснутся плашки концевого выключателя. На каретке крепится талевый блок, на который подвешен полуавтоматический элеватор. Каретка при спуско-подъемных операциях движется по направляющим — швеллерам, выполняющим также роль передних ног мачты.
Из транспортного положения мачта с помощью трактора и подъемной стрелы поднимается до угла 65—70°. Установка мачты в рабочее положение до 70—90° производится винтовым домкратом поддерживающего подкоса. Подкос шарнирно соединен с мачтой и основанием установки. Привод винта подкоса осуществляется рукояткой через коническую пару шестерен усилием одного рабочего. В транспортное положение мачта переводится в обратном порядке.
Рис. 1. Передвижная буровая установка УКБ-200/300С
Рис. 2. Буровая установка с мачтой МР-5А:
1 — мачта; 2— подкос с винтовым домкратом; 3 — основание; 4 — буровое здание; 5 — фланцы; 6 — шарниры; 7 — кронблок; 8 — направляющие; 9 — каретка; 10 — элеватор; 11 — приспособление для вывода элеватора на ось скважины (пунктиром показана мачта для бурения наклонных скважин)
Основание буровой установки МР-5А состоит из сварных саней, полозьев, проушин для дышла.
Стеновые панели каркаса бурового здания крепятся в балках-швеллерах. На своих рамах устанавливается буровой станок и труборазворот. В зависимости от угла наклона скважины рамы могут перемещаться по направляющим. Буровой насос крепится к основанию через пол. Для крепления неподвижного конца каната имеется специальный кронштейн.
Буровое здание установки собирается из деревянных щитов, закрепленных в металлическом каркасе панельного типа. Сваренные из уголков панели соединяются между собой и с балками основания болтами. Пять окон, две двери и монтажные ворота обеспечивают хорошую освещенность рабочих мест, безопасную и удобную работу буровой бригады.
Для перевода мачты из транспортного положения в рабочее и обратно, а также для маневрирования с бурильными, обсадными и колонковыми трубами при выносе и заносе их в буровое здание в крыше есть проем. Он закрывается специальными крышками при любом положении мачты. Для подъема на крышу есть лестница-стремянка, а к кронблоку можно подняться по тоннельной лестнице с правой стороны мачты. С этой же лестницы производят все работы на высоте бурового сальника (заброска заклинки, смазка, отвинчивание).
Буровая мачта МРУГУ-2 применяется для бурения вертикальных и наклонных скважин станками ЗИФ-650М и СБА-500 как с электроприводом, так и с приводом от дизелей. Мачта установки сварной трехгранной конструкции из трех труб, расположенных (в сечении) по вершинам прямоугольного равнобедренного треугольника, причем труба прямого угла больше по диаметру. Поясами и частично раскосами соединяются только две равные стороны треугольника. Две трубы (ноги) мачты соединяются с основанием шарнирно, а третья — с помощью винтового домкрата, которым придается наклон мачте. Мачта наклоняется не по длинной оси установки (назад), как у МР-5А, а перпендикулярно к ней (в сторону), поэтому и буровой станок устанавливается не поперек бурового здания, а вдоль. Для жесткости и устойчивости мачта поддомкрачивается двумя винтовыми домкратами, а буровое здание поддомкрачивается с той стороны, куда наклонена мачта.
Основание буровой установки МРУГУ-2 — деревянный фундамент из брусьев, выполненный в виде саней с деревянными полозьями, поверхность скольжения которых для износостойкости защищена рядом труб.
В буровом здании, кроме бурового станка, насоса, электродвигателей (или дизеля) и труборазворота, размещаются: генератор СГ-9 мощностью 7,2 кВт для привода труборазворота и освещения, отопительная печь, стол, шкаф для одежды, ящик с песком, огнетушители, верстак, подсвечник, полка для наголовников полуавтоматического элеватора, полка для трубных ключей, электрощит, умывальник, аптечка, табуретка.
Рис. 3. Буровая мачта МРУГУ-2:
1 — буровая мачта; 2— буровое здание; 3 —буровой станок; 4 — воздушный колпак; 5 — отопительная печь; 6 — винтовой домкрат; 7 — шарнир мачты; 8 — трубо; 9 — регулировочный винтовой домкрат; 10 — дизель; 11 — укосина для подъема мачты; 12 — направляющий трос для каретки элеватора; 13 — двухроли-ловыя кронблок; 14 — свечеприемник; 15 — опорная сошка; 16 — полуавтоматический элеватор
Подъем и спуск мачты осуществляется лебедкой станка с помощью системы блоков и двух укосин, которые позволяют также выполнять вспомогательные грузоподъемные операции снаружи буровой с усилением до 14000 Н.
Буровая установка с мачтой МРУ ГУ-18/20 предназначена для вращательного бурения вертикальных и наклонных геологоразведочных скважин глубиной 500—800 м. Мачта МРУГУ-18/20 обеспечивает подъем и спуск свечей длиной 14 м элеваторами любого типа.
Наклон мачте придают вручную с помощью домкратов основания и боковой сошки.
В ВИТРе ВПО «Союзгеотехника» разработаны установки УКБ-4П и УКБ-5П. Установки служат для бурения вертикальных и наклонных скважин на твердые полезные ископаемые в различных геологических и физико-географических условиях.
Установка УКБ-5П позволяет повысить производительность труда на 20—30% по сравнению с установкой на базе станка ЗИФ-650М и мачты МРУГУ-18/20. Время монтажа и демонтажа уменьшается в 2—2,5 раза. Улучшаются санитарно-гигиенические условия труда буровой бригады.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Буровые мачты и их конструкции"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы