Для поддержания работоспособности машин на высоком уровне необходимо уметь быстро и точно устанавливать местоположение деталей со сверхнормативными износами и разрегулированными сопряжениями. С этой целью используют методы диагностирования.
Детали со сверхнормативными износами регулируют в процессе текущего и капитального ремонтов, а разрегулированные сопряжения восстанавливают при очередном ТО. Регулирование сводится к проведению операций по восстановлению посадок и зазоров (компенсационное регулирование). Одновременно с регулированием устраняют мелкие неисправности. Кроме того, существует наладочное регулирование, заключающееся в изменении параметров машины. Так, например, подтягивание гибких передач относится к компенсационному регулированию, а изменение угла атаки бульдозерного отвала — к наладочному.
Для определения предполагаемого момента отказа машины необходимо знать ее первоначальное техническое состояние и закономерность процессов, обусловливающих снижение ее работоспособности. Основным затруднением в решении этой задачи является многообразие условий работы, трудно поддающихся учету и не обеспечивающих необходимую точность предсказания. Процесс определения технического состояния машины или ее сборочной единицы называется техническим диагностированием.
Периодически проводимые операции диагностирования позволяют осуществлять необходимое уточнение, дающее возможность с достаточной для практики точностью предсказывать момент появления отказа или же приближения к моменту необходимости проведения ремонта.
При техническом диагностировании машины необходимо в основном определить ее регулировку и износ деталей. Определение этих величин путем их непосредственного замера вызвало бы необходимость полной разборки машины, что практически невозможно по экономическим и организационно-техническим соображениям.
Диагностирование выполняют только в том случае, если можно определять техническое состояние как самой машины, так и ее деталей и сборочных единиц без разборки, пользуясь только внешними данными. Например, неточность изготовления и износ деталей редуктора определяют путем анализа зависимости этих неисправностей от степени издаваемого шума редуктором и его вибрации.
По степени охвата систему технического диагностирования подразделяют на общую и локальную.
Обща‘я система диагностирования предназначена для выявления степени изменения основных функций машины по сравнению с эталонной машиной, например установление отношения реальных возможностей машины к расчетным. Выводы общей системы диагностирования используют при комплексной оценке технического состояния машины и для принятия решений о необходимости ее направления в ремонт.
Локальная система диагностирования, т. е. система диагностирования составной части машины, предназначена для выявления и оценки конкретных дефектов машин, что необходимо для быстрого и точного поиска места поломки, а также для своевременного предотвращения отказов.
Результаты технического диагностирования могут быть использованы для решения следующих задач: – проверка исправности и работоспособности машины в целом и ее составных частей с установленной вероятностью правильности диагностирования; – поиск дефектов, нарушивших исправность и работоспособность машины;
сбор исходных данных для прогнозирования остаточного ресурса или вероятности безотказности работы машины в межконтрольный срок.
Техническое диагностирование можно выполнять тремя основными методами: статистическим, граничных испытаний и инструментальным.
Статистический метод предполагает прогнозирование моментов отказа на основе обработки результатов достаточно полной и математически обоснованной информации как элементов, так и самих машин. Точность прогнозирования момента отказа для отдельно взятой машины невелика, но для большой группы машин она достаточна, что позволяет закладывать ее в основу составления графиков планово-предупредительных ремонтов.
Метод граничных испытаний, основанный на определении прогнозирующих параметров машины или ее элементов в условиях ускоренных (ужесточенных) испытаний, позволяет с достаточной точностью и быстротой устанавливать слабые элементы и типовые дефекты, тем самым существенно дополняя Данные статистического метода.
Инструментальный метод, базирующийся на применении диагностирующей аппаратуры, обеспечивает необходимую корректировку данных, полученных первыми двумя методами, путем установления реального технического состояния машины и его изменения в конкретных условиях эксплуатации. Состояние открытых сборочных единиц машины оценивают в основном акустическими способами, которые позволяют определять износ и разрегулировку кинематических пар; электрическими способами, благодаря которым проверяют электроаппаратуру и некоторые элементы (например, стальные канаты или тормоза); химическими способами, которыми устанавливают состояние двигателей, смазываемых сборочных единиц и гидравлических систем; спектрографическими способами, позволяющими измерять износ сопряженных пар.
Службу технического диагностирования машин организуют с помощью стационарных диагностирующих постов, обслуживающих мобильные строительные машины типа автокранов, погрузчиков на пневматическом ходовом устройстве, самоходных скреперов, и мобильных диагностических станций, предназначенных для обследования малоподвижных машин типа экскаваторов, башенных кранов непосредственно на месте эксплуатации.
Стационарные диагностирующие посты размещают в отдельных помещениях, в которых предусмотрены две линии: – линия общего диагностирования, располагаемая в составе линий технического обслуживания и предназначенная для определения годности или непригодности машины к дальнейшей эксплуатации без указания ее конкретных неисправностей; – линия локального углубленного диагностирования, размещаемая как продолжение первой линии и предназначенная для установления конкретных причин неисправностей и принятия решения о необходимости направления машины в очередной ремонт.
Процесс диагностирования складывается из сбора и анализа сведений о работе машины, ее визуального осмотра, инструментального исследования, обработки полученной информации и выдачи диагноза.
Результаты диагностирования заносят в диагностическую карту. В ее графе «Состояние» указывают обнаруженные дефекты, а в графе «Заключение» — меры, необходимые для их устранения. В конце карты оператор, проводящий диагностирование, дает заключение о техническом состоянии машины и в случае необходимости — о направлении ее на внеочередной ремонт или техническое обслуживание.
Мобильные диагностирующие установки, укомплектованные необходимым оборудованием, размещают на автомашинах. С их помощью производят в нерабочее время машин их диагностирование непосредственно на местах эксплуатации; результаты этой операции заносят в карту диагностирования.
Данные диагностических анализов и составленные на их основе прогнозы поступают на диспетчерский пункт, на котором уточняют мероприятия, разработанные в системе ППР.
Внедрение систем технического диагностирования обеспечивает практически использование всего ресурса работоспособности машин и их сборочных единиц, а также сводит к минимуму сбои в работе в результате непредвиденных выходов машин из строя.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Диагностирование и регулирование средств механизации"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы