Драглайн применяют при разработке грунта ниже уровня стоянки экскаватора. Глубина копания, высота разгрузки ковша и расстояние, на которое может быть заброшен ковш (радиус копания) драглайна, значительно больше, чем у .прямой и обратной лопат.
Поэтому драглайн используют для рытья больших котлованов и траншей, а также для отсыпки насыпей, в частности на строительстве каналов, автомобильных и железных дорог.
Драглайн (рис. 21, й) состоит из ковша с подвеской, решетчатой стрелы, тягового, подъемного и стрелового канатов, канатов для подвески стрелы и наводки тягового каната.
Рис. 21. Схема драглайна:
а —общая схема, б — схема запасовки стрелового каната при подвеске стрелы на шести ветвях, в — то же, на четырех ветвях; 1 — ковш, 2 — тяговый канат, 3 — наводка тягового каната, 4 — стреловой канат, .5 — подвижная траверса, 6 — канаты подвески стрелы, 7 — подъемный канат, 8 — решетчатая стрела
Работает драглайн следующим образом. Ковш опускают на дно котлована или траншеи, а затем подтаскивают его к машине тяговым канатом; при этом ковш наполняется срезаемым грунтом. Затем груженый ковш поднимают подъемным канатом, одновременно поворачивая платформу к месту разгрузки ковша. После этого поворачивают стрелу к забою и одновременно опускают ковш.
Стрела сварная, решетчатой конструкции, что дает возможность уменьшать ее вес и делать более длинной, чем стрелы прямой и обратной лопат, применяя ковш той же емкости. За счет удлинения стрелы увеличиваются радиус действия машины и высота выгрузки. Стрела состоит из двух соединенных болтами частей, нижняя из которых уширена к пяте стрелы и шарнирно укреплена в проушинах поворотной платформы. Длина стрелы может быть увеличена за счет дополнительных вставок между верхней и нижней частями стрелы. При таком удлинении стрелы применяют ковш меньшей емкости. Во время работы драглайном угол наклона стрелы обычно устанавливают в пределах от 30 до 45°.
Чтобы не заменять стреловой канат, длина которого рассчитана на стрелу прямой лопаты, для подвески удлиненной стрелы драглайна применяют дополнительные канаты подвески стрелы, соединяющие ось головных блоков стрелы с подвижной траверсой. При этом в зависимости от длины стрелы стреловой канат запа-совывают по одной из схем, -показанных на рис. 21,6 (шесть ветвей) и рис. 21,в (четыре ветви), в соответствии с указанием в паспорте экскаватора.
Ковш драглайна чаще изготовляют комбинированной конструкции, с козырьком, отлитым из высояомарганцовистой стали. На рис. 22 показана подвеска ковша драглайна. Ковш подвешивают на шарнирах к двум подъемным цепям, закрепляемым пальцами в проушинах, расположенных ближе к задней части ковша и приваренных к его боковым стенкам. Верхними концами подъемные цепи укреплены на обойме опрокидного блока, к которой крепят также подъемный канат. Если ослабить тяговый канат, то ковш опрокинется зубьями вниз, повернувшись на пальцах проушин, и повиснет на подъемных цепях. Для свободного поворота ковша во время опрокидывания подъемные цепи раздвинуты распоркой.
При одновременном натяжении подъемного и тягового канатов увеличивается расстояние между соединительным звеном и опрокидным блоком, что сопровождается натяжением разгрузочного каната, закрепленного на соединительном звене, а вторым — на проушине арки сгковша, и подъемом передней части ковша. Во время ослабления тягового каната разгрузочный канат не может удержать передней части ковша, он опрокидывается, поворачиваясь на пальцах проушин, и разгружается.
Следовательно, при подъеме нагруженного ковша необходимо держать натянутым тяговый канат, для этого его подтормаживают. Четкость работы этой системы зависит от длины разгрузочного каната, которая должна быть строго определенной. Длину каната подбирают такой, чтобы при отрыве ковша от грунта вначале отделялись зубья, а затем уже задняя часть ковша.
Рис. 22. Подвеска ковша драглайна:
1 — опрокидной блок, 2 — подъемные цепи. 3, 9 — проушины, 4 — петли, 5 — тяговые цепи, 6 — соединительное звено, 7 — тяговый канат, 8 — арка ковша, 10 — разгрузочный канат, 11 — подъемный канат, 12 — распорка I
Ковш копает при .подтягивании его тяговым канатом, передающим усилие на ковш через тяговые цепи, закрепленные петлями в проушинах ковша. При этом разгрузочный канат и подъемный канат ослаблены. Тяговые цепи при натяжении стремятся приподнять заднюю часть ковша, повернув его вокруг врезающихся в грунт зубьев, но этому препятствует вес ковша. Однако, если сопротивление копанию велико (работа в плотных грунтах), то ковш может опрокинуться. Чтобы предотвратить это, необходимо переставить петли 4, как показано на рисунке пунктиром. В этом положении плечо а уменьшается до а и для опрокидывания ковша требуется большее натяжение тягового каната, то есть копать можно с большим усилием. Следовательно, при работе на легких г рунтах петли могут быть установлены в верхнем положении, а при работе в плотных грунтах — в нижнем. При разработке дна очень глубокого забоя петли рекомендуется устанавливать в верхнее положение.
На большинстве выпускаемых в настоящее время драглайнах устанавливают ковши без зубьев, с полукруглым днищем и режущей кромкой. Емкость этих ковшей в 1,3—1,5 раза больше, чем емкость ковшей, имеющих прямолинейную режущую кромку с зубьями.
Наводка тягового каната, показанная на рис. 23, служит для правильного наматывания тягового каната на барабан лебедки и предотвращает задевание каната за раму платформы и стрелу при работе драглайна. Корпус 6 наводки крепят вертикальным шкворнем в специальном отверстии прилива передней части поворотной рамы. В корпусе установлены на осях два наклонных и два вертикальных блока. На осях смонтированы два вертикальных ролика, которые служат направляющими‘для тягового каната и позволяют поворачивать его наводку на шкворне при боковом отклонении каната. Часто для облегчения и упрощения конструкции наводки ролики заменяют вертикальными щеками со сменными чугунными накладками. Уход за наводкой тягового каната заключается в регулярной смазке осей блоков и роликов винтовым прессом через установленные на осях масленки.
Одна из разновидностей драглайна-—боковой драглайн. Он может быть использован для разработки очистки траншей, отводных нагорных канав, мелких и средних каналов. Экскаватор проходит по берме параллельно оси выработки (рис. 24). Ковш во время копания движется строго вдоль канала, не разрушая его откосов. Ковш обычного драглайна при копании будет перемещаться под углом к оси канала, плохо заполняться и разрушать откосы.
Порядок работы бокового драглайна не отличается от порядка работы обычного драглайна.
Конструкция основной стрелы и ее подвески также не отличается от обычной стрелы драглайна, за исключением того, что головной блок повернут под углом к оси стрелы. Это сделано для уменьшения угла между плоскостью блока и ветви подъем-У ного каната, идущей от блока к ковшу.
Рис. 23. Наводка тягового каната драглайна:
1, 4, 9 — оси, 2 — масленки, 3, 8 — блоки, 5 — ролики, о — корпус, 7 — шкворень
Рис. 24. Схема косого драглайна на экскаваторе Э-652А:
1 — подвеска стрелы, 2 — решетчатая стрела, 3 — подъемный канат, 4 — специальный ковш, 5 — опрокидной канат, 6 — тяговый канат, 7— боковая стрела, 8 — наводка, 9 — оттяжка боковой стрелы, 10 — головной блок
Боковую стрелу, расположенную в горизонтальной плоскости, крепят в передней части поворотной платформы. Головная часть стрелы соединена оттяжкой с задней частью поворотной платформы, что уменьшает нагрузку стрелы. На конце стрелы имеется наводка.
Тяговый канат через направляющие блоки проходит с барабана вдоль стрелы и с наводки идет к ковшу. Запасовка подъемного и стрелового канатов такая же, как и у обычного драглайна.
Подвеска ковша бокового драглайна отличается от обычной тем, что на боковых стенках ковша вместо подъемных проушин установлены изогнутые трубы, по которым скользят кольца подъемных цепей. При одновременном натяжении подъемного и тягового канатов ковш принимает положение, при котором имеющийся в нем грунт не высыпается. При ослаблении тягового каната ковш повисает на подъемных цепях, причем кольца скользят по трубам к задней части ковша; он опрокидывается зубьями вниз и полностью разгружается.
При копании грунта поворотная платформа должна удерживаться от поворота управляемым тормозом.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Драглайн экскаватора"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы