Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Управление автомобилем

Публикация:
   Движение по дорогам с продольными уклонами и закруглениями

Читать далее:




Движение по дорогам с продольными уклонами и закруглениями

В продольной вертикальной плоскости дорога может иметь выпуклый или вогнутый профиль, образующий подъемы и спуски. Режим движения на таких участках выбирается в зависимости от степени их крутизны, протяженности, видимости и интенсивности движения.

Пологий короткий подъем преодолевается на прямой передаче с использованием необходимой инерции предварительного разгона и поддержанием требуемой скорости движения постепенным нажатием акселератора. На затяжном подъеме тяговой силы на колесах может не хватить, обороты двигателя и скорость автомобиля начнут снижаться, и прежде, чем возникнет перегрузка двигателя, потребуется быстрое переключение на низшую передачу с последующим поддержанием нужной скорости.

Крутой продолжительный подъем требует предварительного разгона и преодоления подъема на низшей передаче, которая позволила бы пройти подъем без переключения передач и остановки. Переключение передач на крутом подъеме приводит к быстрой потере скорости и остановке автомобиля, в то время как последующее трогание с места является довольно затруднительным. Если же остановка все-таки произошла или оказалась необходимой, следует быстро выключить сцепление и затормозить автомобиль рабочим, а затем стояночным тормозом. Стоянка на подъеме требует вместе с затяжкой стояночного тормоза включения первой передачи и подкладывания упоров под колеса для предотвращения скатывания или сползания автомобиля назад.

Трогаться с места на подъеме следует, удерживая автомобиль стояночным тормозом, включив первую передачу и слегка нажав акселератор. В момент включения сцепления и трогания надо значительно увеличить обороты и мощность двигателя, нажав акселератор наполовину или более, и одновременно отпустить стояночный тормоз.

На подъеме с влажным или скользким покрытием возможно буксование колес и остановка автомобиля. В этом случае необходимо, плавно притормаживая, скатиться назад, к началу подъема, и снова начать его преодоление на большей скорости с более интенсивным предварительным разгоном. Преодолевать подъем с таким покрытием можно только после того, как впереди идущий автомобиль достигнет конца подъема или встречный спустится к его началу.

Дорога за вершиной подъема находится в непросматриваемой зоне, где может двигаться встречный автомобиль, находиться крутой поворот, препятствие и прочие опасности. Поэтому перед вершиной надо уменьшить скорость, занять крайний правый ряд, подать звуковой или световой сигнал и быть готовым к экстренному торможению.

Пологий короткий спуск можно проходить накатом при нейтральном положении шестерен коробки передач. В зависимости от крутизны спуска и требуемой скорости может потребоваться 2—3 кратковременных плавных торможения для гашения возрастающей скорости. Если же на более крутом спуске для гашения скорости наверняка потребуется более часто и сильно тормозить, то возникает опасность перегрева тормозов, ухудшения эффективности торможения и чрезмерного увеличения скорости, при которой создается угроза дорожно-транспортного происшествия.

Крутой длинный спуск необходимо проходить с заранее включенной низшей передачей и регулировать скорость спуска, изменяя обороты двигателя нажатием акселератора и при необходимости притормаживая. Выключать зажигание при этом не следует, так как всасываемое в цилиндр топливо, не сгорая, будет конденсироваться и, стекая по стенкам цилиндра, смывать с них смазку, а попадая в поддон, разжижать масло, тем самым увеличивая износ деталей двигателя. Если перед крутым спуском не включить передачу и двигаться по инерции, то скорость может возрасти настолько, что включить передачу для торможения двигателем окажется невозможным. В этом случае, а также при отказе рабочего тормоза надо немедленно принимать меры к гашению скорости и остановке автомобиля: тормозить стояночным тормозом, съехать на участок с мягким или заболоченным грунтом, наехать или прижаться боком к подходящему препятствию.

Закругления дорог характеризуются в основном радиусом (кривизной) и видимостью, которые влияют на выбор режима движения. Центробежная сила при прохождении закруглений возрастает с уменьшением радиуса и увеличением скорости движения так, что может возникнуть опрокидывание или занос автомобиля. Приближаясь к повороту, водитель должен, глядя на всю его трассу, правильно определить кривизну, видимость, наличие встречных и попутных транспортных средств, чтобы снизить скорость до соответствующего предела. При ограниченной обзорности или видимости необходимо подать звуковой или световой сигнал, а также включить в ночное время противотуман-ные фары, дающие широкий световой пучок. В поворот следует вписываться с постоянной скоростью, постепенно поворачивая рулевое колесо в соответствии с кривизной закругления и придерживаясь правой стороны проезжей части. В это время не рекомендуется тормозить, переключать передачи, резко нажимать или отпускать акселератор. Вписавшись в поворот, с половины его длины надо прибавлять обороты двигателя, чтобы выйти из поворота примерно с той же скоростью, что была до приближения к повороту. Для выхода из поворота надо также постепенно возвращать рулевое колесо в обратное положение.

Действия рулевым колесом и положение рук на нем в значительной степени влияют на точность траектории движения авто-

мобиля, что особенно важно при движении по дорогам горного типа с большим количеством крутых поворотов. При движении по прямой пальцы обеих рук должны свободно охватывать рулевое колесо, усиливая охват при появлении препятствия или необходимости поворота. Чтобы уменьшить утомляемость, следует через каждые 5—10 мин изменять положение рук на руле. Если представить рулевое колесо в виде циферблата часоз, то рекомендуются такие пределы положения рук: левая — 8—10 часов, правая— 2—4 часа. Наименьшее Напряжение рук соответствует охвату колеса с двумя спицами большими пальцами сверху за спицы, остальными — за обод рулевого колеса. На прямолинейных участках дорог с малоинтенсивным движением, хорошим покрытием и видимостью допускается управление одной рукой, что позволяет расслабить другую руку в упоре о бедро, подлокотник или оконный проем, слегка придерживая ею обод рулевого колеса. В таких дорожных условиях не следует беспричинно делать мелкие повороты руля, надо только слегка «подправлять» автомобиль, опережая его увод с полосы движения. На поворотах и в других сложных условиях необходимо держать и поворачивать рулевое колесо двумя руками, не перебирая обод руля, а сохраняя неизменное положение рук на нем. Это позволяет более точно выдерживать траекторию поворотов и чувствовать угол поворота управляемых колес относительно их среднего положения, что особенно важно при выводе автомобиля из заноса. В случае необходимости очень крутого поворота рулевого колеса (более чем на 180°) следует, сохраняя положение одной руки на руле, другой рукой перехватить его, продолжая поворот.

Правильная посадка за рулем предусматривает свободное и полное прилегание спины водителя к спине сиденья, что обеспечивает возможность наиболее быстрого и точного управления автомобилем. Многие водители в критических ситуациях наклоняются к рулю, ошибочно считая, что это улучшает их возможности управления. Чтобы избавиться от этой ошибки, следует привыкнуть в подобных случаях прижиматься к спинке сиденья, слегка упираясь руками в рулевое колесо, а левой ногой в пол кабины.

Рис. 1. Способ крутого поворота рулевого колеса
Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Управление автомобилем

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Движение по дорогам с продольными уклонами и закруглениями"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства