Скользкие дороги характеризуются уменьшенной величиной коэффициента сцепления ф шин с дорожным покрытием, что определяет устойчивость движения автомобиля.
Дорожное покрытие может быть влажным, когда коэффициент сцепления немного ниже нормального значения, и скользким, у которого коэффициент сцепления приближается к минимальному значению. При малых значениях коэффициента сцепления уменьшается сила Pv сцепления колес с дорогой, что может привести к качению колеса с проскальзыванием или к его полному скольжению. Это еще более снижает коэффициент сцепления, и автомобиль становится весьма чувствительным к действию боковых сил, которые могут вызвать занос его задней оси, сопровождающийся потерей устойчивости и управляемости.
Подобные условия создаются при слишком резком разгоне, когда большая тяговая сила Рк значительно превышает малую силу сцепления Р? и колеса пробуксовывают; при резком торможении, создающем тормозную силу Р- больше силы сцепления Pv , когда колеса блокируются— скользят без вращения; при значительных боковых силах, возникающих во время крутых поворотов на большой скорости, движения по дорогам с поперечным уклоном; неравномерном действии колесных тормозов и т. д.
На влажном дорожном покрытии, а также на участках дорог, отшлифованных колесами (перед светофорами, на остановках общественного транспорта), необходимо плавно трогаться с места и разгоняться, не применять резких поворотов рулевого колеса, резкого отпускания акселератора (при включенной передаче) или резкого торможения. Скорость движения по такому покрытию должна быть уменьшена по сравнению с движением по сухому покрытию. Следует иметь в виду, что при сплошном слое воды на покрытии и скорости 80—90 км/ч может начаться гидроскольжение автомобиля, сопровождающееся потерей управляемости. При трогании с места и разгоне рекомендуется, нажимая акселератор, уловить момент начала пробуксовки колес и в дальнейшем не превышать этой интенсивности разгона. На закруглениях необходимо так выбирать крутизну поворота и скорость движения, чтобы центробежная сила не вызвала заноса автомобиля. Во время торможения следует плавно усиливать нажатие на педаль, в момент начала блокировки колес немного отпускать ее и снова нажимать с меньшим усилием, не допуская блокировки. Такое прерывистое торможение улучшает у водителя чувство затормаживания колес и позволяет тормозить с наибольшей эффективностью, не создавая блокировки колес и заноса автомобиля.
На скользком покрытии, имеющем слой льда или укатанного снега, необходимо соблюдать особую плавность вождения автомобиля. Трогание с места рекомендуется производить на второй, а если автомобиль не нагружен, то на третьей передаче. При этом крутящий момент, а следовательно, и тяговая сила на ведущих колесах становятся значительно меньше, чем на первой передаче, за счет чего уменьшается опасность пробуксовки колес. Скорость движения должна быть значительно уменьшена, и ее следует поддерживать по возможности постоянной. Разгоняться нужно очень плавно, не допуская движения накатом с отъединенным от колее двигателем. Тормозить следует плавно, используя по необходимости сопротивление работающего двигателя при включенном сцеплении и передаче. При этом нельзя резко отпускать акселератор, так как быстрое нарастание сопротивления двигателя вращению колес оказывается равносильным резкому торможению. Пользоваться тормозами рекомендуется
лишь для запланированной или экстренной останозки автомобиля, ни в коем случае не выключая сцепления до последнего момента остановки. Включенное сцепление обеспечивает связь колес с работающим двигателем, который при торможении заставляет колеса вращаться, препятствуя их блокировке и заносу автомобиля. Необходимые повороты автомобиля следует выполнять очень плавно, двигаясь с постоянной небольшой скоростью и ни в коем случае не применяя торможения, так как проскальзывание колес приведет к движению автомобиля по прямой с повернутыми колесами, а затем к заносу.
Занос возникает, как правило, очень быстро и приводит к потере автомобилем устойчивости и управляемости. Малоопытный водитель при заносе может попасть в дорожно-транспортное происшествие с тяжелыми последствиями, хотя существуют способы прекращения заноса, применяемые опытными водителями.
Для прекращения заноса надо прежде всего отпустить педаль тормоза, и при слабом заносе уже после этого автомобиль выровняется. Если же занос продолжается, следует быстро поворачивать рулевое колесо в сторону заноса таким образом, чтобы колеса занимали положение, соответствующее прежнему .направлению движения (рис. 1). Как только автомобиль начнет выравниваться, надо поворачивать руль в обратную сторону, сохраняя указанное положение колес до полного выравнивания автомобиля. Если опоздать с обратным поворотом руля, то может начаться занос в другую сторону, и тогда выровнять автомобиль будет гораздо труднее.
Грунтовые дороги не имеют дорожного покрытия, и их поверхность сильно подвержена, влиянию погодно-климатических факторов, главным образом осадков. Под их влиянием поверхность грунтовых дорог теряет прочность, и колеса автомобилей образуют на ней колеи, выбоины, канавы, гребни. При движении в сухое время года подобные препятствия следует объезжать, в случае невозможности объезда преодолевать их надо осторожно, не создавая опасности дорожно-транспортного происшествия или повреждения автомобиля. Неглубокая колея допускает движение по ней колес автомобиля, если же посредине имеется гребень, крупные камни или колея глубокая, то может быть поврежден масляный поддон двигателя либо автомобиль может застрять картером ведущего моста. В этих случаях необходимо вести автомобиль так, чтобы колеса катились рядом с колеей. Выбоины и канавы следует преодолевать на малой скорости, причем нельзя резко тормозить во время скатывания передних колес в канаву, так как передняя подвеска нагружается моментом силы инерции и может получить повреждение от чрезмерно сильного удара. Опытные водители в это время специально разгружают переднюю подвеску путем кратковременного резкого нажатия акселератора, за счет чего момент силы инерции приподнимает переднюю часть автомобиля. Для выезда из канавы следует так же, как при трогании с места, нажимать акселератор с пробуксовкой сцепления. Неглубокие канавы надо переезжать под углом, чтобы колеса скатывались в них поочередно. В глубоких канавах это может вызвать чрезмерный перекос подвески и рамы, поэтому их лучше переезжать под прямым углом, выбрав наиболее пологие въезд и выезд.
Песчаные и заснеженные участки дорог необходимо преодолевать с хода, учитывая повышенное сопротивление качению колес. При возможности надо двигаться по имеющейся колее, заранее включив пониженную передачу и поддерживая постоянную скорость. Не следует делать крутых поворотов, выключать сцепление и переключать передачи, так как это может вызвать остановку автомобиля, а трогание с места на таких участках весьма затруднительно. Для облегчения трогания с места необходимо расчистить дорожку перед каждым колесом от песка или снега, установить передние колеса в положение движения по прямой и плавно трогаться на низшей передаче.
Влажная поверхность грунтовых дорог по своим качествам приближается к скользкой поверхности дорог с покрытием, и при движении по ней надо применять нижеуказанные способы вождения автомобиля на грязной дороге. При наличии свежей неглубокой колеи рекомендуется двигаться по ней, если же колея глубокая, то большой слой грязи в ней сильно затрудняет движение. Необходимо выбирать для движения участки с более жидкой грязью, которая оказывает меньшее сопротивление качению, чем густая. При большом слое грязи и сопротивлении движению может начаться буксование колес, при котором они будут все глубже зарываться в грунт. В таких условиях следует, включив задний ход, выехать с этого участка, а затем объехать его. Для облегчения выезда надо расчистить дорожку перед каждым колесом и подложить под ведущие колеса ветки, камни, жерди и т. п. В некоторых случаях бывает целесообразно съехать за пределы разбитой, грязной дороги и двигаться по прилегающему к доро-‘е участку с более твердой и ровной поверхностью.
Для лучшего преодоления препятствий грунтовых дорог на автомобиле надо иметь лопату, топор, буксирный трос, цепи противоскольжения.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Движение по скользким и грунтовым дорогам"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы