Топливо. Особенностью дизеля является образование горючей смеси непосредственно в камере сгорания двигателя и воспламенение без внешнего источника зажигания. Все это требует, чтобы топливо легко воспламенялось, хорошо прокачивалось и испарялось.
Воспламеняемость — показатель, от которого во многом зависит характер протекания процесса сгорания смеси, мягкая или жесткая работа двигателя и степень использования теплоты сгорания топлива.
При жесткой работе возрастают силовые нагрузки на детали кривошипно-шатунного механизма. Это вызывает повышенный износ и выход из строя поршневых пальцев и колец, шатунных и коренных подшипников. Жесткая работа сопровождается стуками, дымлением и перегревом двигателя. Следует иметь в виду, что к жесткой работе приводит и увеличение угла опережения впрыска. При слишком позднем впрыске топливо сгорает уже при такте расширения, поэтому использование энергии топлива менее эффективно. Низкое давление впрыска, засорение распыливающих отверстий форсунок или повышенная вязкость топлива — все это делает работу двигателя более жесткой.
Прокачиваемость топлива зависит от его вязкости, низкотемпературных свойств и засоренности механическими примесями, водой и мылами нафтеновых кислот.
При низких температурах из топлива выделяется парафин, который забивает фильтры тонкой очистки топлива, прекращая его подачу. Это явление чаще всего наблюдается при пуске и прогреве двигателя, когда в подкапотном пространстве еще низкая температура.
Для улучшения низкотемпературных свойств дизельного топлива в него разрешается добавлять до 30 % керосина. Увеличение количества керосина в смеси более 30 % не рекомендуется, так как при этом повышается жесткость работы двигателя.
Механические примеси представляют собой частицы пыли, песка, ржавчины и другие инородные тела, попавшие в топливо при несоблюдении правил его перекачки, хранения и заправки. Эти примеси забивают фильтры, а попав в топливный насос и форсунки, разрушают их прецизионные пары.
Поэтому следует заправлять трактор чистым, хорошо отстоявшимся (не менее 10 дней) или профильтрованным топливом и тщательно контролировать работу топливных фильтров, особенно фильтра тонкой очистки топлива.
Вода оказывает сильное корродирующее действие на детали топливной аппаратуры, при низких температурах она замерзает и прекращается подача топлива.
Мыла, образующиеся при взаимодействии нафтеновых кислот, содержащихся в небольшом количестве в дизельном топливе, представляют собой рыхлые студнеподобные, взвешенные в топливе включения, способные забивать фильтры.
Испаряемость. Для лучшего смесеобразования необходимо тщательное распыливание топлива. Топливо, проходя через сопло форсунки, распадается на капли. С повышением вязкости топлива распыливание его ухудшается: размер капель увеличивается. Крупные капли топлива, не успевшие испариться при движении в среде горячего воздуха, продолжают догорать при такте выпуска. Это ведет к неполному использованию теплоты сгорания, вызывает перегрев двигателя, повышенное нагарообразование и сопровождается дымным выпуском отработавших газов.
С понижением вязкости распыливание улучшается, но маловязкое топливо усиливает износ прецизионных пар топливного насоса высокого давления.
Сернистые соединения, содержащиеся в топливе, оказывают сильное корродирующее действие: резко увеличиваются износы плунжерных пар насосов высокого давления и игл распылителей форсунок, гильз цилиндров, поршневых колец, подшипников, шеек валов и др. Для нейтрализации вредного действия сернистых кислот в дизельные масла вводят специальные щелочные присадки.
Способствует образованию серной и сернистой кислот пониженный тепловой режим работы двигателя. Так как двигатель пускают и прогревают обычно при пониженном тепловом режиме, то для уменьшения коррозионного износа рекомендуется сокращать время пуска и прогрева и поддерживать в процессе работы требуемый тепловой режим двигателя.
Для эксплуатации двигателей используют топливо следующих марок.
Смазочные материалы снижают затраты энергии на трение, уменьшают изнашивание трущихся деталей, охлаждают трущиеся детали, уплотняют сопряженные детали от прорыва газов, паров или жидкостей, удаляют с трущихся поверхностей загрязнения, предохраняют трущиеся поверхности деталей от коррозии (воздействия влаги, кислорода воздуха и других агрессивных газов).
Смазочные материалы делятся на жидкие масла и пластичные смазки. В отдельных случаях применяют твердые материалы.
Смазочные масла состоят из основы и присадок. На долю присадок приходится в среднем 3…8%, в отдельных случаях их количество достигает 20 %. К присадкам, добавляемым к базовым маслам, относятся: вязкостные, депрессорные, противоизнос-ные, антиокислительные, моющие, противокоррозионные, защитные и др. Нередко одна и та же присадка улучшает два или более свойства масла, тогда она называется многофункциональной.
В ассортимент смазочных масел входят моторные, трансмиссионные, индустриальные и другие масла.
В соответствии с ГОСТ 17479 — 72 всем моторным маслам присвоен индекс М и, кроме того, они различаются по классам вязкости и группам эксплуатационных свойств. По эксплуатационным свойствам их делят на шесть групп: А, Б, В, Г, Д, Е.
Масла группы А не имеют присадок или содержат незначительное количество антиокислительной присадки и депрессатора. Эти масла пригодны лишь для нефорсированных двигателей.
Масла группы Б содержат в небольшом количестве антиокислительные, моющие, противокоррозионные и противоизносные присадки. Эти масла пригодны для малофорсированных двигателей.
Масла группы В содержат те же присадки, что и масла группы Б, но в значительно больших количествах и пригодны для среднефорсированных двигателей. Эти масла наиболее распространены в сельском хозяйстве.
Масла группы Г обладают высококачественной основой и большим количеством многофункциональных присадок, которые улучшают эксплуатационные свойства масел. Эти масла применяют для высокофорсированных двигателей.
Масла групп Д и Е предназначены только для судовых и стационарных дизелей.
Таким образом, марка М-10Г2 означает: моторное масло, вязкость 10 сантистоксов, группа Г. Индекс 2 показывает, что это масло для дизелей (для карбюраторных двигателей — индекс 1). Моторные масла всех групп применяют также для смазки других сборочных единиц тракторов, автомобилей и сельскохозяйственных машин.
При температуре наружного воздуха ниже минус 25 °С в зимние моторные масла, применяемые в коробке передач и гидравлических системах навесного устройства и управления поворотом, следует добавлять 30% веретенного масла А У (ГОСТ 1642 — 75) или индустриального масла ИС-12А (ГОСТ 20799 — 75).
Трансмиссионные масла служат для смазки агрегатов трансмиссии. Назначение этих масел подобно моторным маслам, однако условия работы трансмиссии отличаются большими удельными нагрузками. Скорости скольжения и рабочие температуры сборочных единиц трансмиссии обычно ниже, чем в двигателях.
Масла с высокой вязкостью вызывают повышенные затраты энергии на преодоление внутреннего трения в масле (особенно при низких температурах) и повышенный износ. Последний происходит вследствие того, что вязкое масло обволакивает шестерни снаружи и не поступает на рабочие поверхности зубьев. Маловязкие моторные масла обладают лучшими противоизносными свойствами и поэтому их применяют в трансмиссии. Кроме масел, указанных в таблице смазки, хорошими показателями обладают всесезонные трансмиссионные масла ТСп-10, ТАп-15В и ТЭп-15 (ГОСТ 23652-79). Эти масла можно использовать круглогодично в промежуточной опоре, в главных и конечных передачах ведущих мостов с заменой один раз в год при осенне-зимнем техническом обслуживании. Наилучшими низкотемпературными свойствами из них обладает масло ТСп-10, которое можно применять всесезонно для северных районов.
При эксплуатации тракторов и автомобилей для смазывания вспомогательного, ремонтного и другого оборудования, для приготовления многих автотракторных эксплуатационных материалов используют индустриальные, компрессорные, трансформаторные, приборные и авиационные масла.
Сбор и регенерация отработанных нефтепродуктов, к которым относятся масла, прослужившие установленные для них сроки, а также бензины, керосины и дизельные топлива, использованные как промывочные жидкости, и их смеси с нефтяными маслами, являются важным резервом экономии. Чтобы не ухудшить качество собранных масел, их запрещается смешивать с бензином, керосином, дизельным топливом, с трансмиссионными маслами, пластичными смазками и другими веществами. Во время хранения механические примеси и вода частично отстаиваются, что улучшает качество отработанных масел.
Пластичные смазки — это мазеобразные смазочные материалы. которые используют для уменьшения трения и изнашивания трущихся деталей, а также в качестве защитных и уплотнитель-ных материалов. Они состоят из смазочного масла (в основном индустриальные масла) и наполнителя. К антифрикционным смазкам относятся смазки литиевые, кальциевые, натриевые и др.
Литиевые смазки обладают хорошими низкотемпературными свойствами, сохраняют высокую теплостойкость и водостойкость. К числу литиевых смазок относятся Литол-24, ЦИАТИМ-201, № 158 и ЛЗ-31.
К кальциевым смазкам относятся униолы, солидолы и графитная смазка. Униолы устойчивы в тепловом отношении и водостойки. Солидолы наиболее дешевая и наиболее распространенная смазка. Солидолы бывают синтетические: пресс-солидол С и солидол С (ГОСТ 4366 — 76) и жировые: пресс-солидол УС-1 и солидол УС-2 (ГОСТ 1033 — 73). По свойствам они схожи и взаимозаменяемы. Отличительной особенностью солидолов является сравнительно узкий температурный диапазон их применения. Нагретые выше 50…70°С солидолы плавятся и вытекают из смазываемых механизмов. При понижении температуры они теряют пластичность.
Солидолы С и УС-2 можно подавать в механизмы трения при температуре окружающего воздуха до минус 10 °С, а пресс -солидолы С и УС-1 — до минус 20 °С.
Графитная смазка УСсА (ГОСТ 3333 — 65) по тепловым свойствам и водостойкости идентична солидолу С. Частицы графита (10%) заполняют неровности на трущихся поверхностях, уменьшая трение и износ.
К натриевым смазкам относятся консталины, смазки 1 — 13, ЯНЗ-2 и AM. Натриевые смазки используют для механизмов трения, работающих с повышенной температурой.
Для получения натриевых смазок применяют высоковязкие масла, что ухудшает их низкотемпературные свойства. Кроме того, эти смазки неводостойки. С освоением литиевых и кальциевых смазок (водостойких и хорошо переносящих высокие температуры) значение натриевых смазок уменьшается.
Охлаждающая жидкость. Охлаждающая жидкость должна обладать большой теплоемкостью, хорошей теплопроводностью и малой вязкостью. Температура кипения ее должна быть на 25…30°С выше допустимой в системе охлаждения, а температура замерзания ниже той, при которой эксплуатируется трактор в реальных ус-лопиях. Кроме того, охлаждающая жидкость не должна оказывать вредного действия на металлы и резинотехнические изделия, вызывать отложений, ухудшающих отвод тепла от охлаждаемых поверхностей. Важны также и стоимость, доступность, безопасность в пожарном отношении.
В качестве всесезонной жидкости для системы охлаждения тракторов К-701 и К-700А рекомендуется применять антифриз марки «Тосол-А40». Это прозрачная, слабоокрашенная жидкость, температура замерзания минус 40 °С, плотность 1,078…1,085 г/см3 при 20 °С. Этот антифриз предназначен для круглогодичного использования в системе охлаждения в течение двух лет.
В случае понижения уровня охлаждающей жидкости вследствие утечки или испарения добавляют только антифриз «Тосол-А40». Запрещается смешивать охлаждающие жидкости разных марок.
При сезонном обслуживании проверяют плотность охлаждающей жидкости. Если необходимо, повышают плотность ее до нормы, добавляя концентрированный антифриз «Тосол-А».
При использовании антифриза следует иметь в виду, что он ядовит, поэтому нужно полностью соблюдать правила работы с ним.
В системе охлаждения двигателей ЯМЗ-240Б и ЯМЗ-2Э8НБ в виде исключения допускается применять воду или антифризы марок «40» и «60», но при первой же возможности указанные жидкости должны быть заменены охлаждающей жидкостью «Тосол-А40».
При использовании в качестве охлаждающей жидкости воды следует иметь в виду, что у нее невысокая температура кипения, а температура замерзания вообще не удовлетворяет зимним условиям эксплуатации, кроме того вода вызывает коррозию металлов. Самым нежелательным ее свойством является жесткость, которая способствует образованию в системе охлаждения накипи и шлама. Во избежание этого систему охлаждения следует заполнять мягкой, очищенной от механических примесей водой. Если вода жесткая, ее необходимо умягчать. Наиболее распространенным способом умягчения воды является ее кипячение в течение 30…40 мин. При этом основная часть солей выпадает в осадок. Воду умягчают также добавлением в нее тринатрийфосфата в количестве 2 г на 1 л воды. Соли жесткости при этом выпадают в осадок, который удаляют отстаиванием или фильтрацией.
Рис. 45. Карта смазки.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Эксплуатационные материалы для обслуживания тракторов"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы