Надежность и эффективность работы машин в большой мере зависят от правильности применения эксплуатационных материалов— топлива и смазок. Топлива применяются для двигателей внутреннего сгорания, в которых их химическая энергия, выделяющаяся при сгорании в виде теплоты, преобразуется в механическую энергию.
Все топлива делятся на два основных типа: бензины, применяемые для карбюраторных двигателей, и дизельные топлива — для дизельных двигателей.
Бензины обладают рядом свойств, определяющих эффективность работы двигателя. Он должен быть чистым, так как механические примеси в нем забивают бензопроводы, отчего уменьшается подача его в двигатель или прекращается совсем; примеси также способствуют изнашиванию деталей двигателя. Важным качеством является испаряемость бензина, которая определяет полноту его сгорания. Одним из основных свойств бензинов является их детонационная стойкость. Она заключается в том, что процесс сгорания топливо-воздушной смеси в камере сгорания двигателя имеет взрывной характер, давление в ней возрастает не плавно, а скачком. Это приводит к тому, что в двигателе слышатся резкие стуки, в отработавших газах появляется черный дым, двигатель перегревается, его мощность падает, а расход топлива увеличивается. Главной причиной детонации является несоответствие между степенью сжатия двигателя и детонационной стойкостью применяемого бензина.
Детонационная стойкость зависит от химического состава бензина и характеризуется показателем — октанЬвым числом. Чем больше октановое число, тем выше антидетонационная стойкость бензина. Для повышения октанового числа в бензин (кроме А-76) вводят этиловую жидкость, бензин с добавкой ее называется этилированным. Этиловая жидкость очень ядовита, поэтому обращение с этилированным бензином требует особой осторожности.
Октановое число указывается в марке автобензина, например А-72 означает автобензин с октановым числом 72, АИ-93 — то же, но определенным по исследовательскому методу. Для основной массы грузовых автомобилей применяются бензины А-72, А-76, для некоторых грузовых автомобилей — бензины с маркой АИ-93 и АИ-98.
Дизельные топлива должны быть очень чистыми, так как детали системы питания дизельных двигателей изготовлены с очень высокой точностью и механические частицы, имеющиеся в топливе, быстро выводят их из строя, а также могут прекратить подачу топлива в двигатель. Для удаления механических примесей дизельные топлива перед использованием отстаивают в течение 2.. .3 сут или фильтруют. Вредное действие оказывает и вода, находящаяся в дизельном топливе в виде эмульсии. Зимой она превращается в кристаллики льда, не удаляемые фильтрами, они забивают топливопроводы и этим вызывают прекращение работы двигателя.
По ГОСТ 305—82 есть две группы топлив, содержащие серу в количестве до 0,5%. Эти топлива имеют марки: Л (летнее), 3 (зимнее), А (арктическое). Рядом с буквой ставятся числа, определяющие массовую долю (в частях) серы и температуру вспышки (для зимнего топлива — температуру застывания). Например, Л-0,2-40 или 3-0,5-35.
В средней климатической зоне с 1 октября по 1 апреля применяют топливо марки 3 и с 1 апреля по 1 октября — марки Л.
Смазочные масла снижают трение, а следовательно, и изнашивание деталей трансмиссии и силовых агрегатов машин. Кроме того, они уплотняют узлы трения, предотвращая утечку из них жидкостей и газов, охлаждают трущиеся детали, удаляют продукты износа.
В процессе работы свойства масла ухудшаются, поэтому масло надо периодически заменять в те плановые сроки, которые указаны в инструкциях по эксплуатации двигателей.
Согласно стандартной классификации ГОСТ 8581—78*, всем маслам для двигателей присваивается индекс М. Цифра, имеющаяся в марке масла, отражает его вязкость при 10°С в санти- стоксах. По своим свойствам масла делятся на четыре группы — А, Б, В, Г. Лучшими качествами обладают масла группы Г. Масло каждой группы пригодно как для карбюраторных, так и для дизельных двигателей. Если масло выпускают специально для карбюраторных двигателей, то применяют индекс 1, для дизельных — 2. Например, часто применяемым зимним маслом для бензиновых двигателей является М8Б1, для дизельных — зимнее М8Б2. Все- еезонное масло маркируется М6/10В.
В зависимости от изменения вязкости от действия температуры масла делятся на летние (более вязкие) и зимние (менее вязкие). Для пуска двигателей зимой недостаточно жидкие масла подогревают.
Кроме моторных смазочных масел применяют трансмиссионные масла для смазки элементов трансмиссии по ГОСТ 23652—79*. Для смазывания подшипников качения и других узлов трения, где возможно вытекание жидких масел, применяют густые смазки, например синтетический солидол. Существуют и некоторые специальные виды смазок, например графитная —для открытых зубчатых передач, рессор, канатная — для смазки тросов, консталино- вая — для нагретых узлов и некоторые другие.
Смазывание машин происходит в соответствии с картами и схемами смазки. Схема смазки — это упрощенный чертеж общих видор машины с указанием мест смазки. В карте смазки (табл. 14.1) ‘приводятся виды смазочных материалов для различных смазываемых точек, а также периодичность смазывания (рис. 14.1).
Рис. 14.1. Схема смазки экскаватора ЭО-2621
Охлаждающие жидкости применяют для охлаждения двигателей. В качестве их чаще всего используют воду. Основным недостатком воды является то, что она образует накипь в системах охлаждения, которая мешает отводу теплоты. Для предотвращения образования накипи воду надо менять как можно реже, так как вода, поработавшая в двигателе, лишается солей жесткости, которые являются причиной образования накипи. Накипь удаляют, промывая систему охлаждения растворами кислот или специальными антинакипинами.
Зимой вместо воды целесообразно применять специальную жидкость— антифриз. Антифризы и тосолы существуют нескольких типов с различными температурами замерзания. При использовании антифриза надо всегда учитывать, что он сильнейший яд и применять меры защиты.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Эксплуатационные материалы ремонтных машин"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы