Летняя уборка тротуаров и дворовых территорий включает следующие операции: подметание, мойку и поливку. Кроме того, периодически проводится уборка грунтовых наносов, опавших листьев и очистка отстойников ливневой канализации. Для выполнения работ используются специальные самоходные машины и оборудование. Эти машины базируются на автомобильном, тракторном и специальном шасси. В зависимости от ширины тротуаров и пешеходных дорожек, тротуароуборочные машины имеют рабочие органы, которые позволяют убирать за один проход тротуары шириной 0,75… 2,4 м. Тротуары и пешеходные дорожки шириной более 3,0 м убираются теми же подметально-уборочными машинами, что и проезжая часть улиц.
Рабочее оборудование подметально-уборочных машин состоит из одной или двух лотковых щеток, центральной цилиндрической щетки и бункера для смета. Смет, собранный щетками, транспортируется в бункер пневматическим или механическим транспортером. Машины с пневматическим транспортером обладают способностью засасывать мелкодисперсный смет, который затем осаждается в бункере-циклоне. Подметально-уборочные машины с пневматическим транспортером могут иметь дополнительное рабочее оборудование для сбора листьев и крупного смета из куч, урн, контейнеров, мусоросборников и т. д. Их недостатком является неудовлетворительная работа и пыление при большой засоренности дорожных покрытий.
Машины с механическим транспортером смета позволяют обрабатывать дорожную поверхность с большей засоренностью, создают меньшую запыленность окружающей среды.
Подметально-уборочные машины наиболее эффективны при подметании сухой дорожной поверхности, однако система увлажнения необходима, так как обеспечивает нормальные санитарно- гигиенические условия для водителя и пешеходов, находящихся в зоне работы машины.
При использовании механического транспортера значительная часть мелкодисперсного смета оказывается поднятой в воздух и только при увлажнении транспортируется в бункер машины.
Наибольшее применение для механизированной уборки тротуаров и дворовых территорий получили универсальные тротуароуборочные машины, которые имеют сменные рабочие органы и позволяют выполнять ряд операций в летнее и зимнее время. На рис. 12.16 показана тротуароуборочная машина с летним подме- тально-уборочным оборудованием. Она имеет трехколесное самоходное шасси.
Рис. 12.16. Тротуароуборочная машина с подметальным оборудованием
Передний колесный мост является ведущим, задняя двухколесная ось является управляющей. За двигателем внутреннего сгорания установлена раздаточная коробка, которая имеет три выходных вала для передачи мощности на коробку перемены передач к гидравлическому насосу и к рабочим органам. Кроме того, мощность от раздаточной коробки ременной передачей передается на вентилятор системы обеспыливания.
Подметально-уборочное оборудование тротуароуборочной машины состоит из центральной цилиндрической и двух конических лотковых щеток, вентилятора отсоса запыленного воздуха, блока фильтров. При движении машины лотковые щетки сметают смет к центру цилиндрической щетки, которая подметает и забрасывает смет в бункер. Одновременно с забором смета центральной цилиндрической щеткой включается вентилятор, всасывающий запыленный воздух из-под резиновых фартуков. В бункере скорость воздуха падает, вследствие чего из него выделяются наиболее крупные частицы смета. Далее воздух очищается от пыли в рукавном фильтре и выбрасывается наружу. Привод главной щетки производится от раздаточной коробки, лотковых щеток — от переднего вала коробки перемены передач. Бункер для смета, фильтр и главная щетка смонтированы в один узел, который подвешен к раме машины. Подвеска лотковых щеток, находящихся спереди, дает возможность менять вертикальные углы их постановки, регулировать просадку ворса и копировать поверхность бортовых камней или стен зданий. В нижней части бункера установлен шнек для выгрузки смета через специальный люк. Для очистки тканевого рукавного фильтра используют электрический вибратор, который включают периодически — 2 … 3 раза в смену.
Рис. 12.17. Универсальная тротуароуборочная машина с подметальным оборудованием
Летнее оборудование универсальной тротуароуборочной машины (рис. 12.17) состоит из подборщика с приводом и бункера- мусоросборщика, смонтированных в одном блоке и навешенных сзади базового трактора, лотковой щетки, установленной в межбазовом пространстве справа по ходу машины. Система увлажнения состоит из водяного бака, установленного на передней раме трактора, насоса, трубопровода и форсунок. Подборщик представляет собой цилиндрическую щетку с системой регулировки щеточных секций, позволяющих сохранять наружный диаметр щетки в процессе износа ворса. Цилиндрическая щетка перебрасывает смет через себя в мусоросборник, расположенный за ней. Щетка закрыта кожухом, часть которого выполнена из эластичной резины, что исключает поломку машины при наезде на препятствие.
Лотковая щетка состоит из закрепленной на валу гидромотора торцовой щетки. Диск щетки выполнен из резины, позволяющей лучше копировать дорожную поверхность и избегать поломок при касании с бордюрным камнем. Подъем и опускание щетки осуществляется гидроцилиндром, на корпусе которого установлена пружина, позволяющая регулировать прижим щетки к дорожной поверхности. Регулировка угла установки щетки обеспечивается перемещением точки закрепления верхних тяг четырехзвенника в пазах кронштейна и поворотом механизма подвески.
Система увлажнения состоит из закрепленного на передней раме трактора бака, водяного насоса, фильтра и пяти распыляющих форсунок, три из которых установлены перед щеткой-подборщиком и две перед лотковой щеткой.
Мусоросборник выполнен в виде герметичного бункера, который имет входное отверстие, нижний люк для выгрузки смета и смотровое стекло. Мусоросборник закреплен на задней навеске базового трактора.
Рис. 12.18. Подметально-уборочиая машина с пневматическим транспортером
Для уборки улиц, площадей и их лотков летом, сбора и вывозки смета применяются подметально-уборочные машины с пневматическим транспортером. Специальное оборудование, смонтированное на автошасси машины (рис. 12.18), состоит из щеточного подборщика, двух торцовых лотковых щеток, пневмотранспортера, бункера-мусоросборника с водяным баком, вентилятора, системы увлажнения, вспомогательного подборщика, коробки отбора мощности и гидросистемы с гидроцилиндром опрокидывания кузова. При подметании дороги с подборщиком работает только одна лотковая щетка; две лотковые щетки включаются при работе у осевой полосы дороги, при уборке площадей, участков, где необходима максимальная ширина захвата для увеличения производительности.
Подборщик машины — комбинированного типа с двухступенчатой подачей смета в пневмотранспортер. Вначале смет забрасывается щеткой в промежуточный лоток, откуда затем шнеком подается к всасывающему соплу пневмотранспортера. Пневмотранспортер герметично соединен с бункером-мусоросборником.
Вентилятор создает в бункере разрежение, и смет по пневмотранспортеру воздушным потоком подается в бункер. Обеспыливание рабочей зоны щеток также обеспечивается увлажнением. Форсунки, установленные на переднем бампере и перед лотковыми щетками, а также на входе в пневмотранспортер, распыляют воду, препятствуя пылению. За счет поворота и резкого снижения скоростей воздушного потока смет осаждается в бункере, а очищенный воздух выбрасывается вентилятором в атмосферу. Контроль за наполнением бункера сметом осуществляется водителем через специальный лючок, расположенный на задней стенке бункера. Выгрузка смета — самосвальная.
Для уборки мусора из куч, урн и труднодоступных мест на задней стенке бункера смонтирован вспомогательный подборщик в виде гибкого рукава с жестким насадком на конце. Управление спецоборудованием машины в процессе подметания осуществляется из кабины водителя. Привод вентилятора и водяного насоса осуществляется от верхнего вала коробки отбора мощности через карданный вал и клиноременную передачу. Такая установка обеспечивает постоянную работу водяного насоса при работающем вентиляторе. В ведущий шкив клиноременной передачи вмонтирована обгонная роликовая муфта, предназначенная для отключения вентилятора от трансмиссии при внезапном торможении. Привод гидронасоса осуществляется от нижнего вала коробки отбора мощности, привод лотковых щеток — непосредственно от гидромоторов.
Подборщик машины представляет собой корпус, в котором установлены приводные цилиндрическая щетка и горизонтальный шнек. Шнек в корпусе может перемещаться в вертикальной плоскости и исключает заклинивание при попадании крупных фракций смета.
На кожухе шнека шарнирно закреплены сопло и пневмотранспортер смета. Последний присоединяется к соплу через фланец с быстродействующими зажимами. В транспортное положение подборщик поднимается двумя гидроцилиндрами.
Лотковая щетка установлена на машине непосредственно на валу гидромотора, который крепится к раме автомобиля на специальной шарнирной подвеске, позволяющей копировать профиль дорожной поверхности и бордюрного камня. Подъем щетки осуществляется гидроцилиндром подъема щетки.
Система увлажнения включает в себя водяной бак, насос, комплект форсунок и краны. Конструкция форсунок позволяет регулировать как факел распыла, так и количество подаваемой воды. Один кран установлен на магистрали, подающей воду к пяти форсункам, установленным на переднем бампере, другой — на магистрали форсунок подборщика и лотковых щеток, а третий — на магистрали форсунки обмыва вентилятора.
Гидропривод используется для вращения, подъема и опускания в рабочее положение щеток и подборщика, запирания задней крышки бункера, а также опрокидывания бункера при разгрузке.
Опускание всех щеток осуществляется автоматически при включении их вращения. При этом подается сигнал на обратные управляемые клапаны (гидрозамки), соединяющие полости гидроцилиндров подъема и выноса щеток со сливной магистралью через распределитель.
Машина с механическим забором смета (рис. 12.19) состоит из подметально-уборочного оборудования, систем управления, механизмов привода рабочих органов и гидравлической системы. Подметально-уборочное оборудование состоит из задней цилиндрической щетки, двух лотковых шеток торцового типа, транспортера и мусоросборника, закрытых кузовом. Цилиндрическая щетка расположена за задними колесами машины перпендикулярно ее продольной оси.
Рис. 12.19. Подметально-уборочиая машина с механическим забором смета
Перед цилиндрической щеткой установлен корытообразный желоб с двумя горизонтальными симметричными шнеками с противоположным направлением навивки. Средняя часть желоба переходит в наклонную стрелу, в которой смонтирован цепной транспортер со съемными обрезиненными скребками. Смет торцовыми щетками перебрасывается от лотка к оси машины, затем цилиндрической щеткой забрасывается в корытообразный желоб, собирается шнеками к середине желоба, где его подхватывают скребки конвейера и транспортируют по основанию стрелы вверх и сбрасывают в мусоросборники.
Стрела транспортера подвешена на рычагах, связанных осью с гидроцилиндром подъема транспортера. При подъеме транспортера одновременно поднимается в транспортное положение и задняя щетка. Под верхним концом стрелы транспортера на над- рамнике непосредственно за кабиной автомобиля установлены симметрично два мусоросборника вместимостью по 0,75 м3. Конструкция подвески контейнеров обеспечивает два способа их разгрузки: опрокидыванием и заменой на порожние.
Система увлажнения состоит из двух баков для воды, водяного насоса, системы трубопроводов и четырех форсунок, установленных под машиной на поперечном трубопроводе. Механизм подъема и опускания рабочих органов, разгрузка контейнеров и привод во вращение лотковых щеток имеют гидропривод. Привод всех исполнительных механизмов осуществляется от двигателя автомобиля через коробку отбора мощности: от нижнего вала вращение передается на транспортер и на цилиндрическую щетку. Цепью приводятся во вращение левый и правый шнеки. От верхнего вала осуществляется привод гидронасоса. Привод лотковых щеток производится непосредственно от гидромоторов.
На нижнем валу раздаточного редуктора установлен водяной насос. Включение насоса осуществляется одновременно с включением транспортера и задней щетки из кабины водителя автомобиля.
Рис. 12.20. Рабочее оборудование поливочно- моечной машины:
а — водогндравлической системы; б — схема насадков; I — пря мойке; II — при поливке
Для поливки и мойки городских дорог в летнее время используются поливочно-моечные машины на автомобильном шасси. Эти машины можно использовать также для поливки зеленых насаждений и тушения очагов пожаров. Рабочее оборудование поливочно-моечной машины показано на рис. 12.20. На шасси установлена цистерна 13, которая через центральный клапан и заборную трубу сообщается с водяным насосом. Водяной насос приводится в движение от двигателя через коробку отбора мощности. Вода от насоса под давлением подается в нагнетательную ветвь трубопроводов через распределительные краны к соплам, которые производят поливку или мойку дорожного покрытия, или к соплу поливки зеленых к универсальной уборочной машине насаждений. Давление воды контролируется манометром.
Рис. 12.21. Поливочно-моечное оборудование
Заполнение водой цистерны производится как от водопроводной сети через пробковый кран, так и из водоема через заборную трубу. Для наполнения цистерны водой из водопроводной сети к цистерне с правой стороны крепится заливная труба с шаровым краном. В кран вмонтирована соединительная головка для подсоединения водопроводного шланга от гидранта и фильтр для очистки воды. Для слива отстоя из цистерны имеется сливная труба, закрытая краном, а для предупреждения раскачки воды в цистерне — два волнореза. Поливомоечная машина снабжена тремя поворотными соплами. Вода из напорного трубопровода через продольную трубу поступает к головке пожарной колонки, которая установлена на передней трубе. От колонки вправо и влево отведены патрубки, на концах которых с помощью резьбового соединения навернуты поворотные сопла в сборе. Третье сопло установлено справа за кабиной водителя. Поворотное сопло состоит из поворотного устройства и одного насадка, в котором имеется щель размером 1,5 …2 мм для воды. Поворотное устройство включает в себя два чугунных колена, которые соединены шарнирно с помощью стяжного зажима.
Для поддержания чистоты на дорогах и воздуха в придорожной зоне требуется расход воды: для мойки покрытия — 0,9 л/и2, для полива — 0,25 л/м2. При этом распыливающие сопла устанавливают в определенном положении (рис. 12.20, б).
Поливочно-моечное оборудование к универсальной уборочной машине К0-705Б (рис. 12.21) предназначено для поливки и мойки дорожных покрытий малой протяженности, а также для поливки зеленых насаждений. Оборудование монтируется на специальном прицепе и состоит из цистерны, насоса, всасывающего трубопровода и напорного трубопровода с соплами. Цистерна — сварная, овальной формы в поперечном сечении, изготовлена из листового проката. В передней верхней части расположен люк для заполнения водой. Внутри цистерны укреплен фильтр, контрольная труба, к фланцу которой крепится центральный клапан. Обечайка клапана предназначена для задержания определенного количества воды в цистерне, для заполнения системы трубопроводов и насоса при заборе воды из водоема. При переполнении цистерны избыток воды вытекает через контрольную трубу. Центральный клапан предназначен для соединения полости цистерны и всасывающего трубопровода. Клапан посредством рычага соединяется со штоком гидроцилиндра, который работает от гидросистемы трактора и управляется открытием и отсечкой из кабины тракториста.
Центробежный насос типа ЗК-6 предназначен для создания давления в напорном трубопроводе, обеспечивая подачу воды к насадкам. Привод насоса осуществляется от вала отбора мощности, через обкатной редуктор и редуктор насоса. Система трубопроводов подразделяется на две ветви: всасывающую, соединяющую центральный клапан с насосом, и напорную, идущую от насоса к соплам. В напорную ветвь включены трехходовой кран и два вентиля, которыми производится управление подачей воды в сопла.
Поливка и мойка дорожных покрытий осуществляется через сопла, установленные на передней рамке 4 колесного трактора 3. Сопла закреплены к трубопроводам при помощи колен и их можно устанавливать в любой плоскости, что позволяет регулировать степень распыления при поливке или мощности струи при мойке. Струя воды, выходящая из сопла, при мойке должна быть направлена непосредственно на покрытие. Угол установки сопл при мойке регулируется таким образом, чтобы смываемая с поверхности грязь удалялась от оси машины на 5… 7 м. Поливка дорожных покрытий производится соплами, поднятыми вверх под углом 25… 30° к поверхности и развернутыми в стороны каждое на 10… 15° к продольной оси прицепа. Зеленые насаждения поливают с левой или правой стороны прицепа одним соплом.
Рис. 12.22. Машина илососная на большегрузном автошасси
Рис. 12.23. Вакуум-нагнетательная система илососной машины
Для механизированной очистки колодцев ливневой канализации от песка и наносов применяют илососы. В качестве базового шасси илососа используют автомобильное шасси. Оборудование илососа (рис. 12.22) смонтировано на автомобильном шасси и состоит из цистерны, внутри которой имеется поршень для выгрузки ила, стрелы с лебедкой, вакуум-нагнетательной, гидравлической и водяной систем, пневматической системы управления рабочими органами илососа и контрольно-измерительных приборов и устройств.
Цистерна илососа разделена перегородкой на два отсека: задний — для ила и иловой воды и передний — для чистой воды. Поршень используется для выгрузки ила из цистерны. Между верхней частью поршня и внутренней поверхностью цистерны имеется зазор для перетекания воды из илового отделения в отделение для иловой воды. Сзади цистерна герметически закрыта откидной крышкой 5, на которой установлен патрубок 6 для присоединения шланга к заборной трубе. Чистая вода служит для подачи ее в очищаемый колодец, обмыва заборного рукава, задней крышки, внутренней поверхности цистерны. Вакуумный насос 3 приводится от трансмиссии автомобиля через клиноременную передачу.
Вакуум-нагнетательная система илососа показана на рис. 12.23. Вакуум-нагнетательная система создает разрежение для давления в отсеках цистерны при выполнении различных операций. Она состоит из вакуумного насоса 3, системы трубопроводов, кранов, предохранительных устройств и измерительной аппаратуры.
Очистку колодцев выполняют всасывающей трубой, которая стрелой машины опускается в колодец. При включении вакуумного насоса под действием разрежения, образующегося в цистерне, ил и вода начинают поступать по трубе и шлангу через кран 6 в иловый отсек цистерны, где вода постепенно очищается от ила и через зазоры между поршнем и цистерной поступает в специальное отделение, где ее количество контролируется по водомерному стеклу. По мере заполнения илового отсека осадком иловая вода сливается через сливную трубу и клапан, для чего открывается затвор, находящийся под цистерной. Во время разгрузки машины открывают замковые зажимы задней, крышки цистерны, включают гидроцилиндр и поршень выталкивает осадок из цистерны, одновременно открывая заднюю крышку. Контроль за работой илососа производится четырехходовым краном и манометром. Для очистки воздуха используются фильтр и водоотделительный бачок. Поплавковые и предохранительные клапаны срабатывают автоматически при перегрузке системы. Водяные баки используются для обмыва шасси автомобиля, спецоборудования и колодца после его очистки.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Машины для летней уборки"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы