Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Одноковшовые строительные экскаваторы

Публикация:
   Эксплуатация одноковшовых экскаваторов

Читать далее:




Эксплуатация одноковшовых экскаваторов

Производительность

Производительностью экскаватора называется величина полезной работы по выемке и перемещению грунта, которую он может выполнить в единицу времени.

В результате теоретических и экспериментальных исследований работы экскаваторов, проведенных советскими учеными Н. Г. Домбровским, С. А. Панкратовым, Ю. А. Ветровым и другими специалистами, созданы основы теории определения производительности экскаваторов, проверенные на многих стройках. Получены формулы, отражающие все основные зависимо-мости факторов производительности экскаватора как друг от друга, так и от его конструктивных и эксплуатационных параметров.

Исследование природы всех факторов, влияющих на производительность одноковшовых экскаваторов, показывает, что эти факторы могут быть разбиты на группы в зависимости от:
а) конструкции машины;
б) характера грунта и условий забоя;
в) организации работ;
г) квалификации машиниста.

Различают три основных вида производительности: теоретическую, техническую и эксплуатационную. Все виды производительности определяют по объему грунта в плотном теле, обычно относят к 1 ч и выражают в м3/ч, однако производительность можно отнести и к смене, суткам, месяцу или году.

Все виды производительности могут быть получены только расчетом и служат для:
а) определения нормы выработки экскаватора в заданных условиях;
б) установления состояния, качества обслуживания и организации работы экскаватора путем сравнения фактической и расчетной производительности;
в) сравнения экскаваторов различной конструкции.

Конструктивно-расчетное число циклов имеет место при максимальной мощности двигателей и определяется для нормальных условий работы экскаватора. Этими условиями для экскаватора с оборудованием лопаты являются высота забоя, равная высоте ето напорного вала Ни; скорость подъемного каната — средняя расчетная; угол поворота — 90°; выгрузка в отвал; использование всех возможностей машины, т. е. максимальное совмещение ее рабочих процессов и их непрерывное чередование.

Высота забоя в пределах, отвечающих максимальному наполнению ковша, влияет прямо пропорционально на производительность экскаватора. Нормальной высотой забоя для расчета теоретической производительности экскаватора принимается высота его напорного вала, составляющая обычно 70—75% максимальной высоты копания экскаватора. Все современные модели при работе в расчетных грунтах должны наполнять ковш примерно на этой высоте.

Увеличивать высоту забоя сверх нормальной нецелесообразно, так как при разработке связных грунтов создается навес, вызывающий опасность обвала, а усилие, реализуемое на зубьях ковша, падает для большинства конструкций лопат за счет увеличения силы, сжимающей рукоять. Кроме того, увеличение высоты забоя сверх указанной ведет к снижению производительности во всех грунтах, кроме сыпучих, или грунтов, обваливающихся по мере подработки их снизу. Избежать этого можно только в случае, если высота, необходимая для наполнения ковша, в 2 раза и более меньше высоты забоя и максимальной высоты копания данной модели. Тогда можно вести разработку забоя в два приема (рис. 133), срезая сначала верхнюю часть забоя, а затем нижнюю.

Угол р поворота экскаватора при выгрузке зависит от принятой схемы расположения экскаватора и транспортных средств. Так, при боковой погрузке и расположении транспорта на уровне стоянки прямой лопаты этот угол обычно составляет 70—90° (рис. 134, а), в случае расположения транспорта выше уровня стоянки лопаты р=‘80 4-90° (рис. 134, б); при тупиковом забое (рис. 134, в) с применением автомобильного транспорта р = = 80— 100°, а ири тупиковом забое при рельсовом транспорте (рис. 133, г) р= 120 4-140°.

Пределы изменения угла поворота определяются условиями работ и могут колебаться даже при разработке одного забоя от 15 до 180°. Поэтому для характеристики рабочего процесса экскаватора применяют «средний угол поворота», который измеряется как угол между местом выгрузки и центром тяжести элемента забоя, разрабатываемого с одной стоянки экскаватора.

Рис. 133. Схема разработки высокого за- может быть принят В

Теоретическая производительность оборудования драглайна, обратной лопаты и струга определяется исходными данными, принятыми для прямой лопаты, и углом поворота р = 90°.

Коэффициент наполнения ковша kH зависит от категории (группы) разрабатываемого грунта, степени подготовленности его к экскавации, вида рабочего оборудования и емкости ковша. Примерные значения коэффициента наполнения ковша грунтом (в плотном теле) приведены в табл. 14.

Рис. 134. Схемы расположения экскаватора и транспортных средств в забое:
а — при боковой погрузке; б — при расположении транспорта выше уровня стоянки; в — при тупиковом забое; г — при тупиковом забое с рельсовым транспортом

Таблица 14.

Эксплуатационная производительность экскаватора может быть сменной, месячной и годовой. При этом основным показателем использования экскаватора по времени является число часов чистой работы в смену, сутки, месяц или год, а основным показателем использования экскаватора по производительности — значение выработки за 1 ч чистой работы и отношение этой выработки к технической производительности’ экскаватора в данных условиях.

Продолжительностью чистой работы является время, в течение которого экскаватор производит основные рабочие движения—копание, ‘поворот на выгрузку, выгрузку и обратный поворот в забой.

Чем больше время полезной работы экскаватора в течение смены, тем выше значение коэффициента kep, и тем выше эксплуатационная производительность экскаватора.

Главное внимание при увеличении чистого времени работы экскаватора должно быть направлено на уменьшение рабочих простоев, т. е. простоев в течение смены. Эти простои могут вызываться как несовершенной конструкцией самого экскаватора (поломки, сложность систем смазки и регулировки, требующих больших затрат времени и др.), так и неудовлетворительной организацией экскаваторных работ (длительное ожидание транспорта, перебои в снабжении топливом, электроэнергией и т. д.). Если бы время чистой работы экскаватора было равно общей продолжительности смены, то- коэффициент kep = 1 и сменная эксплуатационная производительность экскаватора была бы равна его технической производительности. Практически такого положения быть не может, так как экскаватор в течение смены должен прекращать копание для переезда по мере отработки забоя, для смазки узлов трения и других нужд. Эти технически неизбежные простои экскаватора должны занимать минимальное время, а все другие виды простоев (неподготовленность забоя, аварии, ожидание транспорта и др.) должны быть исключены.

Организация высокопроизводительной работы экскаваторов должна исходить из наиболее полного использования эскаватора в течение смены, т. е. из условия получения наиболее высокого значения коэффициента kep.

Два последние качества экскаватора, кроме уменьшения стоимости ремонтов, позволяют резко сократить их продолжительность и тем самым увеличить число рабочих смен.

Кроме технических и эксплуатационных качеств самого экскаватора, на число рабочих смен в году влияют условия географического района его работы (южный, средний, северный) и организация работы в экскаваторном хозяйстве (число смен в сутках и др.).

Отношение числа часов работы экскаватора в течение года к календарному числу часов может служить показателем эффективности использования экскаватора. Этот показатель чаще всего представляется в виде процентов фактического или планируемого времени работы экскаватора от календарного времени.

Основным показателем использования экскаватора является его годовая выработка на 1 м3 емкости ковша. Этот показатель зависит от типа экскаватора, группы разрабатываемого грунта, условий работы, квалификации машиниста, совершенства организации экскавационных работ и т. п. Поэтому годовая выработка на 1. м3 емкости ковша является различной для разных экскаваторов и экскаваторных хозяйств.

Мощность двигателя экскаватора с одномоторным приводом определяется исходя из необходимости одновременной работы подъемного и напорного механизмов с максимальной загрузкой обоих. У современных одноковшовых экскаваторов мощность двигателя составляет 90—120 квт (120—160 л. с.) на 1 м3 емкости ковша (меньшие значения для работы в грунтах I и II категорий) . Мощность двигателей многомоторного привода определяется отдельно для привода механизмов подъема, напора и поворота исходя из соответствующих усилий и скоростей рабочих движений.

При работе строительных экскаваторов, оборудованных лопатой, на средних грунтах расход дизельного топлива не превышает 0,15 кг на 1 м3 выработанного грунта, а расход электроэнергии не более 0,75 квт-ч на 1 м3. При работе в грунтах IV категории карьерные экскаваторы расходуют до 0,8 квт-ч, а вскрышные экскаваторы и шагающие драглайны — до 1,1 квт-ч на 1 м3 выработанного грунта.

Пригодность экскаватора к определенным условиям работ определяется, помимо производительности, его рабочими размерами (параметрами).

Поперечные размеры забоя, разрабатываемого экскаватором с прямой лопатой, определяются (см. рис. 98) наибольшей высотой копания Нн и наибольшим радиусом копания Стах- Для определения в плане и по высоте размеров площади для разгрузки надо знать наибольший радиус выгрузки Rv и наибольшую высоту выгрузки Нв.

Основные положения технической эксплуатации

В процессе технической эксплуатации экскаватора осуществляются следующие мероприятия:
1) регулярный осмотр и ревизия состояния машины;
2) регулярная смазка узлов то паспорту (карте) смазки;
3) проведение системы технических уходов (обслуживания) машины;
4) проведение планово-предупредительных ремонтов машины в соответствии с обоснованным структурным графиком ремонтов;
5) обеспечение условий для высокопроизводительной работы машины, не вызывающих поломок и аварийного износа деталей (подготовка забоя путем проведения буровзрывных работ и др.).

Перечисленные мероприятия направлены прежде всего на поддержание машины в рабочем состоянии, на предупреждение внезапных выходов из строя ее отдельных деталей и механизмов и на увеличение срока службы машины в целом.

Эти мероприятия осуществляются через систему технического обслуживания и носят профилактический характер. Чередование технических обслуживании и объем работ при этом определяются конструкцией машины и условиями ее эксплуатации. Техническое обслуживание производится ежемесячно, ежедневно и периодически.

Периодичность технического обслуживания и ремонта экскаваторов, а также их трудоемкость определяются инструкцией (СН-207-62).

Продолжительность и трудоемкость технического обслуживания и ремонта экскаватора определяются мощностью и конструкцией машины, ее техническим состоянием и организацией работ по обслуживанию.

Основы техники безопасности

При работе экскаватора должны строго соблюдаться действующие правила и инструкции по технике безопасности и охране труда. Машинист и бригада, обслуживающие экскаватор, могут быть допущены к работе только после прохождения инструктажа и проверки их знаний по технике безопасности. Машинист должен пройти обучение, сдать экзамены и иметь соответствующее удостоверение на право работы на экскаваторе.

Каждый экскаватор следует оборудовать звуковой сигнализацией. Значения сигналов должны быть разъяснены всем рабочим, связанным с эксплуатацией машины.

Во время работы экскаваторы должны устанавливаться на спланированной площадке и закрепляться во избежание самопроизвольного перемещения.
Расстояние между кабиной одноковшового экскаватора и забоем при любом ее положении должно составлять не менее 1 м. Образующиеся в забое при разработке грунта козырьки следует немедленно сбивать. Обрушение козырька должно производиться только опытными рабочими и при обязательном присутствии лиц технического надзора.

Во время перерывов в работе независимо от их причин и продолжительности стрелу одноковшового экскаватора следует отвести в сторону от забоя, а ковш опустить на грунт.

Путь, по которому передвигается экскаватор, должен быть заранее спланирован, а на слабых грунтах усилен щитами или настилом.

Во время движения одноковшового экскаватора стрелу его необходимо устанавливать строго по направлению хода, а ковш приподнимать над землей на 0,5—0,7 м, считая от нижней кромки ковша. Передвижение экскаватора с натруженным ковшом запрещается.

Запрещается производство каких-либо работ и нахождение посторонних лиц в радиусе, равном длине стрелы экскаватора плюс 5 м. Запрещается производство работ экскаваторами при нахождении в радиусе действия стрелы экскаватора электрических проводов.

Спуск и подъем экскаватора при угле, большем установленного паспортными данными, должны осуществляться при помощи трактора или лебедки в присутствии механика строительного объекта или производителя работ.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Одноковшовые строительные экскаваторы

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Эксплуатация одноковшовых экскаваторов"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства