Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Эксплуатация лифтов

Публикация:
   Электрическое оборудование лифтов

Читать далее:




Электрическое оборудование лифтов

1. Назовите типы электродвигателей, применяемые в лифтах?

Тип приводного двигателя в лифтах выбирают в зависимости от необходимых крутящих моментов, от требуемой точности остановки кабины, плавности работы лифта, стоимости изготовления и эксплуатации электропривода и других факторов.

Основной тип привода лифтов — электропривод на переменном токе. Применяют системы с одно- и двух-скоростными асинхронными электродвигателями с ко-роткозамкнутым ротором.

«Правилами устройства и безопасной эксплуатации лифтов» предусмотрено, что электропривод переменного тока должен быть выполнен так, чтобы снятие механического тормоза было возможно одновременно с включением электродвигателя или после его включения, после отключения электродвигателя необходимо включать механический тормоз.

2. Опишите конструкцию асинхронного электродвигателя с короткозамкнутым и фазовым ротором? В чем различия и какова область его применения?

Асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором прост по конструкции, несложен в изготовлении и надежен в работе. Двигатель состоит из двух основных частей: статора и ротора. Статор представляет собой чугунный корпус, в котором расположен стальной сердечник с обмоткой и боковые крышки с подшипниками качения. На валу ротора запрессован сердечник с роторной обмоткой. Сердечники статора и ротора изготовляют из тонких листов электротехнической стали. Обмотка статора выполнена трехфазной. Крепят концы обмоток в выводной коробке на корпусе. Роторная обмотка представляет собой медные, латунные или алюминиевые стержни, расположенные в пазах сердечника ротора и соединенные между собой (закороченные) в торцовых частях ротора. Для охлаждения двигателя служит крыльчатка, укрепленная на валу ротора.

Асинхронный электродвигатель с фазовым ротором отличается от двигателя с короткозамкнутым ротором тем, что его роторные обмотки трехфазные. Концы обмоток выведены на контактные кольца вала ротора.

Рис. 1. Асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором
1 — корпус; 2— сердечник; 3 — боковая крышка; 4 — крыльчатка; 5 — лапы для крепления двигателя; 6 — ротор; 7 — рымболт

На статоре двигателя укреплены три щетки, прижимаемые к контактным кольцам пружинами. Асинхронный двигатель с фазовым ротором отличается от асинхронного с короткозамкнутым ротором тем, что он более сложной конструкции и имеет роторные резисторы и контакторы. Поэтому двигатели с фазовым ротором в лифтах применяют реже, чем короткозамкнутые. Двигатель с фазовым ротором применяют только при ограниченной мощности трансформаторной подстанции, от которой получают питание. При пуске двигатель с фазовым ротором потребляет меньшую энергию, чем двигатель с короткозамкнутым ротором.

3. Чем объясняется широкое применение в лифтах двухскоростных асинхронных электродвигателей с короткозамкнутым ротором?

Двухскоростные электродвигатели широко применяют в лифтах потому, что они позволяют в несколько раз снижать скорость кабины перед остановкой. Этим достигается высокая точность остановки кабины. Указанные двигатели выпускают с двумя независимыми обмотками статора (большой и малой скорости), с отношением скоростей 1:13 или 1:4. Кабина начинает движение на большой скорости, но перед остановкой включаются обмотки малой скорости. Обмотка малой скорости обеспечивает движение кабины и в режиме ревизии. У двухскоростного двигателя обмотки по схемам «звезда» и «треугольник» соединены внутри, а к клеммному щиту (наружу) выведено шесть проводов — по три от каждой обмотки. Электроприводом от двухскоростного асинхронного двигателя оборудуют пассажирские лифты со скоростью движения кабины до 1,6 м/с и грузовые лифты со скоростью движения кабины до 0,5 м/с.

4. Каким требованиям должен удовлетворять привод лифтов от двигателей постоянного тока?

Использование двигателей постоянного тока для привода лифтов позволяет повысить их скорость (что важно при большом числе этажей), снизить время ожидания кабины и существенно увеличить плавность хода кабины, особенно в периоды пуска и замедления. Основное преимущество двигателей постоянного тока по сравнению с асинхронными двигателями переменного типа — возможность регулирования частоты вращения в широких пределах. Изменением частоты вращения приводного двигателя регулируется скорость движения кабины от максимальной до весьма малой в момент наложения тормоза. При этом обеспечивается высокая точность остановки.

Современный привод лифта от двигателей постоянного тока сложней, имеет большую стоимость при его изготовлении и эксплуатации, чем привод от двигателей переменного тока. Поэтому привод постоянного тока используют в лифтах со скоростью движения кабины выше 1,6 м/с. В «Правилах устройства и безопаской эксплуатации лифтов» указано, что электропривод постоянного тока должен удовлетворять следующим требованиям: а) снятие механического тормоза должно быть возможно только после создания электрического момента, достаточного для нормального разгона электродвигателя. Остановка кабины должна сопровождаться наложением механического тормоза. Отключение электродвигателя при остановке кабины должно происходить после наложения тормоза; б) в случае неисправности механического тормоза при нахождении кабины на уровне этажной площадки электродвигатель и преобразователь должны оставаться включенными и обеспечивать удержание кабины на уровне площадки.

Рис. 2. Электродвигатель постоянного тока
1 — коллектор; 2 — статор; 3 — якорь; 4 — полюс

5. Устройство двигателя постоянного тока?

Двигатель постоянного тока состоит из неподвижного статора, к которому прикреплены стальные сердечники, называемые полюсами, с намотанной на них обмоткой, и вращающегося якоря — стального сердечника с обмоткой. На валу якоря укреплен коллектор, состоящий из изолированных одна от другой тонких медных пластин. К концам пластин припаяны концы якорной обмотки. На статоре с помощью щеткодержателя укреплены две диаметрально расположенные щетки, прижимаемые к поверхности коллектора пружинами. Прикрепленные к щеткам концы якорей обмотки и концы обмоток полюсов статора выведены на клеммную коробку. На полюсах статора уложено несколько обмоток различного назначения.

Статор двигателя постоянного тока имеет шунтовую и сериесную обмотки возбуждения, служащие для создания различных схем включения двигателей. Двигатель постоянного тока является обратимым, т. е. может работать и как генератор постоянного тока. Двигатель, работая в генераторном режиме, вырабатывает элект-рнческую энергию и отдает ее в сеть. Способ регулирования частоты вращения двигателя постоянного тока зависит от того, из какого источника энергии поступает напряжение постоянного тока. Электроэнергия поступает в виде переменного тока. Поэтому в лифтах приводной двигатель постоянного тока получает питание от электромеханического преобразователя, состоящего из асинхронного короткозамкнутого двигателя, генератора постоянного тока и генератора-возбудителя. Такая система электропривода называется системой генератор — двигатель. Скорость современных отечественных лифтов с приводом от двигателя постоянного тока составляет 2 и 4 м/с.

6. Какое напряжение силовых электрических цепей допускается в машинном помещении, кабинах, в системах управления, освещения и сигнализации?

«Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей» Госэнергонадзора определено, что напряжение силовых электрических цепей в машинных помещениях лифтов должно быть не выше 660 В: в кабинах, шахтах и на этажных площадках — не выше 380 В; а для цепей управления, освещения, сигнализации во всех помещениях — не выше 220 В (допускается использование фазы и нуля сети 380/220 В).

При использовании фазы и нулевого провода должны быть соблюдены следующие требования: а) питание цепей управления, освещения и сигнализации должно производиться от одной фазы; б) один конец катушек аппаратов должен быть наглухо присоединен к нулевому проводу. Напряжение цепей питания аварийного освещения кабины и переносных ламп ремонтного освещения должно быть не выше 36 В. Понижение напряжения с помощью автотрансформаторов или потенциометров не допускается.

7. Аппаратура, используемая для подвода питания?

К аппаратуре, используемой для подвода питания относятся: вводное устройство, автоматические выключатели, трансформаторы, выпрямители, рубильники, выключатели и переключатели. Вводное устройство состоит из рубильника и проходного емкостного фильтра, заключенных в металлический корпус. С помощью рубильника подают напряжение на лифт. Фильтр служит для задержки поступающих в сеть помех. Автоматические выключатели в лифтах предназначены для защиты электродвигателей и электроаппаратуры от токов, превышающих допустимую величину и от токов короткого замыкания. Трасформатор применяют в лифтах для понижения напряжения, идущего от питания цепей управления, освещения кабины, сигнализации и ремонтного освещения. Выпрямители служат для питания электроаппаратуры напряжением постоянного тока. Вводные устройства монтируют на отдельных досках из изолирующего материала. Переключатели применяют для одновременного замыкания и размыкания нескольких цепей.

8. Как осуществляется управление лифтом?

Управление лифтом осуществляется кнопочными и вызывными аппаратами. Кнопочные и вызывные аппараты (посты управления) служат для приема и регистрации вызовов и приказов. Посты управления представляют собой набор кнопочных элементов, чаще с прямоугольными толкателями (кнопками), заключенными в металлический кожух. Приведение их в действие производится нажатием на кнопку. Система управления выбирается в зависимости от типа лифта его конструкции, назначения и предъявляемых к лифтовой установке технологических требований.

В постах управления установлен микрофон для диспетчерской связи, включаемой нажатием кнопки «вызов». Посты управления оборудованы световым табло с надписью «перегрузка», которое загорается при перегрузке кабины лифта. На постах управления имеются кнопки регистрации приказа лифтера или пассажира и пуска лифта. Кнопка «стоп» служит для остановки кабины; кнопка «вызов» — для вызова лифтера в случае неисправности лифта. В зависимости от расположения аппаратов управления лифты выполняются с внутренним управлением — когда аппарат управления установлен в кабине, и с наружным управлением — когда аппараты управления установлены на посадочных (загрузочных) площадках, обслуживаемых лифтом. Применяются также лифты со смешенным управлением — когда аппараты управления установлены и в кабине и на посадочных (загрузочных) площадках, обслуживаемых лифтом.

9. Назначение и принцип работы системы парного управления лифтами?

Лифты с парным управлением устанавливают в жилых и административных зданиях повышенной этажности. Они предназначены для тех случаев, когда установка одиночного лифта недостаточна для обеспечения пассажиропотока. Системы парного управления лифтами обеспечивают такую согласованную работу двух лифтов, при которой достигается максимальная производительность их и минимальное время ожидания кабин с пассажирами. Работу строят по определенной программе. Вызов кабин при парном управлении происходит от одного вызываемого аппарата, расположенного на каждом этаже. Системой управления предусмотрена регистрация приказов и вызовов, вызов свободной кабины на любой этаж и выполнение попутных вызовов при движении кабины вниз. Приказы и вызовы регистрируются кнопками с удерживающим электромагнитом. На каждом этаже находится вызывной аппарат только с одной кнопкой для вызова кабин обоих лифтов.

Программа работы лифтов может быть такой: при движении кабины с пассажирами в любом направлении каждого лифта выполняются попутные вызовы. После освобождения кабина одного лифта автоматически идет на первый этаж, кабина же второго лифта остается на этаже, где она освободилась. Кабина, стоящая на промежуточном этаже, выполняет любые вызовы с этажей, расположенных выше, и вызовы для движения вниз с этажей, расположенных ниже. Кабина, стоящая на первом этаже, выполняет вызовы вверх с этажей, расположенных ниже того этажа, где стоит другая кабина. Лифты с парным управлением могут работать по другой программе, обеспечивающей быстрый подъем или спуск пассажиров в часы пик. Каждый лифт, входящий в систему парного управления, оборудован приводным асинхронным двухскоростным двигателем 1АД с отношением скоростей 1 :4.

10. Когда применяется групповая система управления лифтами?

Система группового управления лифтами применяется при групповой установке лифтов в крупных общественных и административных зданиях, когда имеют место напряженные пассажиропотоки и парные установки не обеспечивают требуемой производительности. Система управления обеспечивает совместную програмную работу трех, четырех лифтов и более. Система вызовов на групповых лифтах так же, как и на парных, общая для всей группы совместно работающих лифтов, (т. е. устанавливается только одна вызывная кнопка на этаже). Кроме того, групповые лифты оборудуют специальным автоматическим устройством организации совместной работы лифтов. В системе группового управления предусмотрены утренний и вечерний режимы работы лифтов, учитывающие определенную направленность потока пассажиров. Эти режимы задаются диспетчером или устанавливаются автоматически.

Рис. 3. Контактор переменного тока
1 — блокировочные контакты; 2 — дугогасительная камера; 3 — силовой контакт; 4 — сердечник; 5 —катушка» 6 — прорезь; 7 — якорь; 8 — вал; 9— изоляционная доска

11. С помощью какой аппаратуры осуществляется управление лифтами?

Система автоматики управления лифтами зависит от типа лифта, его назначения, системы электропривода и некоторых других факторов.

Признаки, по которым различают системы автоматики управления, следующие:
1) тип командоаппарата, с помощью которого управляют лифтом;
2) расположение командоаппаратов управления относительно кабины;
3) тип привода дверей кабины и шахты лифта;
4) очередность выполнения вызовов свободной кабины;
5) число лифтов, управляемых по единой схеме.

Аппаратура управления лифтом необходима для пуска в ход и остановки кабины в заданном положении, а также для открытия и закрытия дверей кабины с механическим приводом. К аппаратуре управления относятся контакторы, электромагнитные реле, селектор, командоаппараты.

Контакторы — электрические аппараты, предназначенные для дистанционного включения и отключения электрических цепей силового тока. Контакторы бывают постоянного и переменного тока. В лифтах также применяют контакторы переменного тока с магнитной системой постоянного тока. На рис. 42 показана схема контактора переменного тока. Контактная система контактора состоит из неподвижного контакта, укрепленного на плите, и подвижного контакта, перемещающегося при повороте якоря вокруг оси. При подаче напряжения к катушке электромагнитной системы контактора якорь притягивается к сердечнику, замыкая цепь. Контакторы переменого тока отличаются от контакторов постоянного тока конструкцией магнитной системы.

Сердечник и якорь контактора переменного тока собраны из тонких листов электротехнической стали, между которыми проложены листы тонкой бумаги или нанесены слои лака для уменьшения нагрева стали контактора. К катушке подводится напряжение однофазного тока. Когда напряжение тока равно нулю, магнитный поток катушки исчезает и якорь стремится отойти от сердечника, вызывая гул контактора и вибрацию якоря. Для устранения такого явления магнитную систему контакторов снабжают короткозамкнутым витком, который создает магнитный поток, удерживающий якорь, снижая при этом гул магнитной системы контактора. Якорь контактора связан с квадратным валом поворачивающимся в подшипниках. На валу закреплены подвижные силовые и блокировочные контакты. Мощность питания катушек контакторов меньше мощности двигателей, управляемых контакторами.

Электромагнитные реле предназначены для усиления управляющих сигналов, их используют для переключения электрических аппаратов в цепях управления. Реле изготовляют с катушками для включения на напряжение постоянного и переменного тока. Для управления лифтов наиболее часто применяют реле: РЭ-500, РЭВ-800, В РЭВ-880, РП-40, РПУ-1 и ПЭ-21. Релейно-контакторную аппаратуру управления лифта-ми«монтируют на станциях управления, которые выполняют в виде блоков или панелей управления. В блоках управления аппаратуру монтируют на плите без рамы, плиты используют обычно асбестоцементные. Блок помещают в стальной шкаф, имеющий двери. Вся аппаратура, а также монтажная электропроводка, расположены на лицевой стороне изоляционной плиты. Блоки управления применяют в грузовых и больничных и в магазинных и малых грузовых лифтах.

Рис. 4. Этажный переключатель
1 — корпус; 2 — рычаг; 3 — ролик

Рис. 5. Схема герконового датчика серии ДПЭ
1 — геркон; 2 — магнитный шунт; 3 — постоянный магнит

Станции управления от блоков управления отличаются открытым исполнением. Станции управления представляет собой панели управления с аппаратурой, смонтированной на изоляционной плите, укрепленной на стальной раме. В станциях управления доступ возможен со всех сторон, аппаратура управления монтируется на лицевой стороне, а вся монтажная электропроводка — на обратной стороне плиты. Станции управления применяют в пассажирских, грузовых и больничных лифтах. В настоящее время подавляющее большинство лифтов выпускается со станциями управления, усыновленными в стальных шкафах.

Селектор используют для автоматического выбора направления движения кабины после того, как будет нажата пусковая кнопка лифта, а также для автоматической остановки кабины на заданном этаже и для светового указания положения кабины в шахте. Состояние электрических контактов селектора в точности отображает положение кабины лифта в шахте. В лифтах в качестве селекторов применяют систему этажных переключателей. Этажный переключатель состоит из корпуса, внутри которого помещена контактная система, и поворотного рычага с роликом. Рычаг может занимать три фиксированных положения: среднее, правое и левое. С помощью ролика фигурная отводка кабины переключает рычаг. Кулачок действует на коромысло, переключающее контакты. Систему селектора с этажным переключателем применяют при малой скорости лифта.

Центральный этажный аппарат (копироаппарат) устанавливают в машинном помещении. Копироаппараты бывают с механическим приводом от вала лебедки с электромагнитным шаговым приводом. Релейный селектор с индуктивными или герконовыми датчиками положения кабины применяется в пассажирских лифтах, устанавливаемых в многоэтажных и высотных жилых, общественных и административных зданиях. Таким образом, состояние реле определяет положение кабины в шахте лифта. Индуктивные датчики применяют не только в релейных селекторах, но и в копироаппаратах с электромагнитным шаговым приводом. Используют их и в качестве датчиков точной остановки кабины на заданном этаже. Герконовые путевые этажные датчики серии ДПЭ широко используют в пассажирских лифтах в качестве датчиков точной остановки и положения кабины. Датчик состоит из геркона, магнитного шунта, постоянного магнита. Геркон является герметизированным переключателем с пружинными контактами из ферромагнитного материала, замыкающимися под действием магнитного поля. Он представляет собой баллон небольшого диаметра, внутри которого создан вакуум. При возникновении напряженности магнитного поля концы пружины, находящиеся на расстоянии десятых долей миллиметра, притягиваются друг к другу и замыкают контакт.

Рис. 6. Рычажный командо-аппарата
1 —корпус; 2 — рычаг; 3 — ролик; 4 — рукоятка управления; 5 — пружина; 6 — валик

Рис. 7. Кнопка с удерживающим электромагнитом
1 — штифт; 2 — пружина; 3 — пластина; 4 — сердечник; 5 — катушка; 6 — контактный мостик; 7 — контакты

При уменьшении величины напряженности поля пружины возвращаются в исходное положение и контакт размыкается. Датчик используется в качестве датчика точной остановки. Его закрепляют на кабине, а на уровне каждого этажа в шахте устанавливают стальную полосу, выполняющую функцию магнитного шунта. Когда кабина находится не на уровне этажа, то под действием магнитного поля контакты геркона замыкаются. При подходе кабины к уровню этажа в зазор между герконом и магнитом входит стальная полоса. Действие_магнита на геркон уменьшается и его контакты размыкаются, отключая исполнительное реле точной остановки.

Командоаппаратами называют аппараты управления, на которые непосредственно воздействует проводник или пассажир для пуска лифта или его остановки. На основании ПУБЭЛ, управление лифтом должно осуществляться специально предназначенными для этой цели аппаратами; кнопочным, рычажным и др. Рычажные аппараты управления используют только для управления лифтом из кабины. Посредством рычажного аппарата обеспечивается выбор направления движения, пуск и остановка лифта. Рычажный аппарат устроен так, что после прекращения воздействия на него осуществляется автоматический возврат рычага в нулевое положение и отключение электродвигателя лифта. Остановка кабины на крайних этажах лифта — автоматическая.

Рычажный командоаппарат состоит из корпуса, валика, на котором закреплено контактное устройство, рычага с роликом и рукоятки управления. Рукоятка управления имеет среднее и два крайних фиксированных положения. При переводе рукоятки из среднего положения в крайнее поворачиваются контактная система аппарата и рычаг с роликом, при этом двигатель включается для движения кабины вверх или вниз. Ролик через прорезь выходит за наружную стенку кабины. Сделано это для того, чтобы при подходе кабины к крайним этажам под действием отводки в шахте контактная система переводилась в среднее положение, соответствующее двигателю.

Кнопочные и вызывные аппараты (посты управления) служат для приема и регистрации вызовов и приказов. Посты управления представляют собой набор кнопочных элементов (чаще с прямоугольными толкателями), заключенных в металлический кожух. Приведение кнопок в действие производится от руки путем

нажатия на толкатель. По требованию ПУБЭЛ, все аппараты управления, за исключением рычажных и вызывных, должны быть снабжены кнопкой «Стоп». Кнопочные посты собирают из кнопок с самовозвратом, штифт которых возвращается в исходное положение под действием пружины после прекращения действия на него. Кнопочные панели и вызывные аппараты собирают как из самовозвратных кнопок, так из кнопок с удерживающим электромагнитом («залипающих»).

Кнопка с удерживающим электромагнитом бываете одним или двумя штифтами. При воздействии на штифт мостик опускается, замыкая контакты в цепях управления лифта. Одновременно через контакты получает питание катушка удерживающего электромагнита. Затем к сердечнику притягивается стальная пластина, соединенная со штифтом. Кнопка удерживается во включенном состоянии и возвращается в исходное положение под действием возвратной пружины после размыкания цепи электромагнита с помощью контактов какого-либо аппарата. Кнопка с двумя штифтами возвращается в исходное положение при воздействии рукой на второй дополнительный штифт или при размыкании цепи удерживающего электромагнита.

12. Какая сигнализация применяется на лифтовых установках?

Аппаратура сигнализации и связи состоит из световых табло, этажных световых сигналов и сигнальных нумераторов, а также сигнальных звонков и телефонов. Световые табло применяют для сигнализации о местоположении кабины в шахте и для регистрации световых сигналов вызова с этажных площадок. В световых табло, указывающих положение кабины, в качестве сигналов служат видимые в проходящем свете цифры или надписи, помещенные между двумя стеклами и освещенные изнутри. Световые табло также выполняют с двумя индикаторными лампами. Путем набора комбинаций светящихся сегментов в лампах зажигаются цифры, указывающие номер этажа, к уровню которого подошла кабина. На этажных посадочных (загрузочных) площадках у пассажирских и грузопопассажирских лифтов при смешанном управлении (согласно ПУБЭЛ) установлен световой сигнал «Занято», действующий при наличии в кабине пассажира или груза массой более 15 кг при движении кабины и при открывании любой двери шахты.

Сигнал вмонтирован в вызывной аппарат или установлен в непосредственной близости от него. У грузовых лифтов с наружным и смешенным управлением в каждый этажный аппарат управления, установленный на этажной площадке, встроен или установлен в непосредственной близости от него световой сигнал «Занято», действующий при открывании дверей шахты и при движении кабины.

Этажные световые сигналы обычно применяют на пассажирских лифтах общественных зданий. На промежуточных этажах в качестве светового сигнала установлены две лампочки и две стрелки, на крайних этажах — одна лампочка и одна стрелка. Сигнальные звонки используют для сигнализации о вызове кабины на требуемый этаж и вызова обслуживающего персонала при неисправном лифте. В лифтах применяют безыскровые звонки переменного тока, не содержащие контактов. При внутреннем и смешенном управлении в кабине имеется кнопка для вызова обслуживающего персонала в случае неисправности лифта. Вместо кнопки вызова может быть предусмотрено” оборудование для двухсторонней переговорной связи. Питание цепи вызова обслуживающего персонала и двухсторонней переговорной связи осуществляется от независимого источника питания или включается до автоматического выключателя цепи.

У всех лифтов при высоте подъема более 25 м предусмотрена проводка для телефонной или другой двухсторонней связи между машинным помещением, кабиной и нижней этажной площадкой. При нижнем расположении машинного помещения предусматривают связь между машинным помещением, кабиной и- блочным помещением. К электрооборудованию лифтов относятся также плафрны освещения кабины, штепсельные разъемы для подключения двухкнопочного поста управления лифтом в режиме ревизии, штепсельные розетки для подключения ремонтного освещения в кабине и в машинном помещении, двигатели привода автоматических дверей кабины, монтажные провода и гибкий подвесной кабель кабины. Для привода автоматических дверей кабины используют асинхронные двигатели с короткозамкнутым ротором общего назначения серий AOJ1 и АВ.

Электрическое соединение аппаратуры лифта, расположенной в машинном помещении, шахте, помещении верхних блоков и приямке с аппаратурой в кабине осуществляется с помощью проводов и гибкого подвесного кабеля. В качестве монтажных используют медные одно-и многожильные провода с резиновой изоляцией, рассчитанные на напряжение 500 В типа ПРТО-500 и ПРГ-500; алюминиевые одно- и многожильные провода с резиновой изоляцией АПРТО-500 и АПР-500, медные одножильные провода с винилитовой изоляцией ПВ и ПГВ, а также алюминиевые одножильные провода с винилитовой изоляцией АПВ-500. В лифтах применяют гибкие подвесные кабели (рис. 47), состоящие из нескольких токопроводящих жил, сплетенных из тонких медных проволочек, изолированных одна от другой оболочками из полиэтилена, и центрального стального каната, свитого из тонких луженых проволочек, также заключенных в полиэтиленовую оболочку. Снаружи токопроводящие медные жилы изолируют прорезиненной тканевой лентой и резиновой оболочкой. Для защиты от радиопомех используют кабель с экранирующей оплеткой из медных луженых проволок.

13. Какие требования предъявляют к освещению лифтовой установки?

Согласно требованиям ПУБЭЛ, лифтовые установки; кабины, шахты при сплошном ограждении и приямки, машинное помещение, помещение верхних блоков, площадки перед дверями шахты, проходы и коридоры, ведущие к лифту, к машинному помещению, помещению верхних блоков и к приямку, оборудованы стационарным электрическим освещением. Остекленная или огражденная сеткой шахта стационарным освещением может не оборудоваться, если наружное освещение обеспечивает достаточную освещенность внутри нее. Питание электрического освещения, кроме освещения кабины, должно производиться от осветительной сети здания (сооружения). Освещенность глухой шахты должна быть не менее 5 лк. При наличии аварийного освещения, включенного в сеть до автоматического выключателя силовой цепи, основное освещение кабины допускается включать после автоматического выключателя. Освещение кабины должно быть включено так, чтобы питание его не прерывалось при отключении автоматического выключателя силовой цепи и цепей управления лифтом.

Основное освещение кабины лифтов должно быть всегда включено при открытых дверях шахты и при наличии людей в кабине. Освещение кабины пассажирского лифта с подвижным полом выполнено так, чтобы оно включалось при открывании дверей шахты и отключалось после выхода из кабины всех пассажиров и закрывании дверей шахты. Выключатель освещения кабины и шахты установлен в машинном помещении. Для включения освещения кабины допускается использовать переключатель, предназначенный для дистанционного включения лифта в работу. При этом освещение кабины должно включаться одновременно с включением лифта в работу. Этот переключатель должен устанавливаться в месте, доступном только для лиц, обслуживающих лифт. В машинном помещении, в помещении верхних блоков и на крыше кабины для переносной лампы освещения установлено не менее чем по одной штепсельной розетке. Осветительные приборы в кабине грузовых лифтов располагают так, чтобы при погрузке и разгрузке кабины они не могли быть повреждены. У пассажирских, грузопассажирских и больничных лифтов расстояние от пола кабины до нижней части осветительных приборов должно быть не менее 2 м.

Рис. 8. Сечение кабеля КПРЛШ-18
1 — экранирующая обмотка; 2 — резиновая оболочка; 3 — синтетическая пленка или прорезиненная тканевая лента; 4, 6— полиэтиленовые оболочки; 5 — токопроводя-щая жила; 7 — стальной трос

Рис. 9. Концевой выключатель ВК-211
а — общий вид; б — кинематическая схема; 1,9 — ролики; 2 — рычаг; 3, 5, 10 — пружины; 4— поводок; б —собачка; 7 — контакт; 8 — коромысло

14. Конструкция и принцип действия электрических предохранительных устройств лифтов?

К электрическим предохранительным устройствам относятся контакты дверей шахт и кабин, подпольные контакты, концевые выключатели предохранительных устройств и др. Согласно ПУБЭЛ, лифты должны быть снабжены электрическими предохранительными устройствами, включенными в цепь управления и обеспечивающими снятие напряжения с приводного электродвигателя лифта, наложение механического тормоза и оста* новку кабины. Контакты концевого выключателя, ловителей, ограничителя скорости, а также контакты натяжных устройств уравновешивающих канатов и канатов ограничителя скорости выполняют несамовозвратными. Концевой выключатель предотвращает подъем и спуск кабины за пределы крайних остановок. Он срабатывает от действия кулачков, закрепленных на канате ограничителя скорости. Два концевых выключателя устанавливают в шахте. Один выше верхнего этажа, другой несколько ниже нижнего этажа. Воздействие на концевые выключатели оказывает отводка, укрепленная на кабине. В лифтах используются концевые выключатели типа ВК-211, ВК-200Б, ВПК-2000, ВК-211Б.

Концевой выключатель ВК-211 снабжен механизмом переключения контактов мгновенного действия. Работает выключатель ВК-211 следующим образом. При воздействии на ролик в направлении стрелки рычаг поворачивается и с помощью пружины поворачивает поводок. Поводок сжимает пружину под воздействием ролика соединенного с коромыслом. При среднем положении поводка отжимается собачка и силой сжатия пружины коромысло перебрасывается в другое положение.

Правый контакт коромысла размыкается, а левый замыкается. В свободном положении ролика подвижная система выключателя под действием пружины поводка возвращается в исходное положение. Если снять эту пружину, то концевой выключатель будет работать без самовозврата. Концевые выключатели В.К-211, ВК-200Б и ВК-211Б используют также для блокировочных устройств ловителей, ограничителя скорости, контроля натяжения подъемных канатов и каната ограничителя скорости.

Подпольные контакты устанавливают в лифтах с кабинами, имеющими подвижный пол. Они служат для контроля наличия в кабине пассажира или груза массой более 15кг. Подпольные контакты расположены на нижней балке каркаса кабины и приводятся в действие подвижным полом. В лифтах с раздвижными дверями применяют контакты типа ВПК-2010, ВПК-2110 и другие. Величина хода контакта должна быть не менее 4 мм, глубина западания (провала) контакта 2—4 мм. Общий вид подпольного переключателя ВПК-2110 со снятой крышкой показан на рис. 49. При входе в кабину пассажира пол кабины опускается и нажимает на штифт. При опускании штифта размыкается верхний контакт и замыкается нижний контакт, что вызывает переключение цепей управления и сигнализации лифта. Гофрированная резиновая манжета, расположенная между подвижным штифтом и корпусом переключателя, предотвращает попадание пыли на контакты.

15. Принцип действия электрических аппаратов и приборов?

Электрическими аппаратами называются устройства, предназначенные для включения и выключения электрических цепей, а также для защиты отдельных элементов сети и электрооборудования при нарушении нормальных условий эксплуатации электроустановки. Величины номинальных токов аппаратов должны быть не менее расчетного тока питающей линии, в которой они установлены. Номинальным напряжением токоприемников и аппаратов называется такое напряжение, которое обеспечивает нормальную работу аппаратуры. Номинальным током приемников и аппаратов называется такой наибольший длительный ток, при котором температура нагрева токоведущих частей и изоляции не превышает установленного нормами значения. Номинальная мощность определяется также, как и номинальный ток, т. е. по допустимой температуре нагрева токоведущих частей и изоляции.

Рис. 10. Подпольный переключатель
1 — штифт; 2, 3 — контакты; 4 — манжета

Рис. 11. Плавкий предохранитель ПР
1 — контакты; 2 —обоймы; J—плавкая вставка; 4 — корпус

Рис. 12. Автоматический выключатель
1 — крышка; 2 — биметаллические пластинки; 3 — регулировочный винт; 4 — рычаг; 5 — рычаг поворотный; 6 —полюс; 7 —решетка; 8 — каркас; 9 — рукоятка; 10—рас-депитель

Под электрооборудованием лифтов понимают совокупность электрических машин, электрической аппаратуры, электроизмерительных приборов и электропроводки, используемых в лифтовых установках. При эксплуатации электрической аппаратуры измеряют силу тока, напряжение, сопротивление, мощность, частоту и расход электрической энергии. Для этой цели применяют различные электроизмерительные приборы: амперметры, вольтметры, ваттметры, счетчики числа включений и машинного времени работы лифта, мегаомметры и другие приборы. Управление электроприводом лифта (т.е. его включение и выключение), изменение направления движения и скорости при разгоне и замедлении кабины производится с помощью аппаратуры управления и контрольно-измерительных приборов.

Устройство лифта должно предусматривать его безопасную работу как для пассажиров, так и для обслуживающего персонала. Безопасность работы лифта создается с помощью средств автоматической защиты и блокировки, которые включают в себя механические и электрические устройства. Электрическая схема управления лифтом должна удовлетворять требованиям «Правил устройства и безопасной эксплуатации лифтов» Госгор-технадзора СССР.

15. Назначение плавких предохранителей и автоматических выключателей?

Плавкие предохранители служат для защиты электрического оборудования и сетей от длительных перегрузок и токов короткого замыкания. Плавкими предохранителями защищают главным образом установки относительно небольшой мощности с номинальным напряжением до 500 В. Плавкие предохранители используют в лифтах для защиты слаботочных цепей управления, систем сигнализации и освещения от токов короткого замыкания. Предохранитель типа ПР (рис. 50) включает в себя фибровый корпус, обоймы, плавкую вставку и контакты, которые одновременно служат и для крепления предохранителя к токоподводящим выводам. При коротком замыкании предохраняемой цепи плавкая вставка сгорает и цепь разрывается. Под действием высокой температуры фибра разлагается и выделяет газ, способствующий гашению дуги, которая возникает при разрыве цепи. Наиболее распространены также предохранители пробочные и с кварцевым заполнителем.

Автоматические выключатели в лифтах предназначены для защиты электродвигателей и электроаппаратуры от повышенных токов и токов короткого замыкания. Автоматические выключатели (автоматы) в зависимости от применения выпускают в одно-, двух- и трехполюсном исполнении. Каждый полюс имеет один разрыв. Автоматическое отключение осуществляется комбинированным расцепителем, состоящим из электромагнитного и теплового разделителей. Включение и выключение автомата производится рукояткой. Дуга гасится с помощью решетки из стальных пластин, которые укреплены в фибровом каркасе. Крышка автомата не допускает соприкосновения с деталями, находящимися под напряжением. Тепловой и электромагнитный расцепители действуют на рычаг, который, поворачиваясь, отключает автомат.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Эксплуатация лифтов

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Электрическое оборудование лифтов"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства