Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Буровое оборудование

Публикация:
   Электрокаротаж и гамма-каротаж

Читать далее:




Электрокаротаж и гамма-каротаж

Электрокаротаж проводят для уточнения геологического разреза скважины и выделения в нем водоносных пород. Он включает два основных метода геофизических исследований: сопротивлений (КС) и собственной поляризации (ПС).

Метод КС основан на измерении удельного электрического сопротивления горных пород в скважине при помощи специальной установки, называемой зондом, которая состоит из трех электродов, смонтированных на трехжильном каротажном кабеле.

Удельное сопротивление определяют по разности потенциалов между электродами зонда М и N специальным прибором-потенциометром, пропуская через электрод А ток.

В скважине, где окружающая зонд среда неоднородна, при расчетах получают так называемое кажущееся удельное сопротивление КС, которое зависит от удельного сопротивления породы, окружающей ствол скважины, и ее мощности, удельного сопротивления промывочного раствора, диаметра скважины и других данных.

Диаграмму КС записывают при подъеме каротажного кабеля из скважины.

Рис. 1. Схема замера удельного сопротивления пород методом КС: П — измерительный прибор; Б — источник питания; R — реостат; А и В — токовые электроды; Ми N — измерительные электроды.

Рис. 2. Характер кривых КС против мощного пласта высокого сопротивления.

Рис. 3. Схема измерений потенциала ПС.

Метод ПС основан на измерении в скважине потенциала естественных электрических полей, самопроизвольно возникающих против различных горных пород при пересечении их скважиной.

Принципиальная схема измерений потенциала ПС показана на рисунке 3. Потенциометром П измеряют разность потенциалов между движущимся по скважине электродом М и заземленным на поверхности неподвижным электродом N, которая записывается в виде кривой ПС на диаграмме. Границы пластов большой мощности устанавливают по точкам перегиба кривой.

Гамма-каротаж (ГК) — это определение относительной естественной радиоактивности горных пород, связанной с содержанием в них радиоактивных элементов. С помощью гамма-каротажа регистрируют вдоль ствола скважины интенсивность естественного гамма-излучения горных пород. Измерения проводят скважинным прибором, основной частью которого является индикатор гамма-квантов.

Естественная радиоактивность большинства горных пород невелика. Среди осадочных пород наиболее радиоактивны глинистые породы. Пески, песчаники, известняки и доломиты обладают низкой радиоактивностью, которая определяется в основном содержанием глинистых фракций и находится в прямой зависимости от глинистости пород.

Рис. 4. Кривая гамма-каротажа.

Таким образом, результаты гамма-каротажа используют прежде всего для качественного разделения пород по содержанию в них глинистого компонента. Из изверженных пород самую высокую радиоактивность имеют кислые породы (граниты, липариты, кварцевые порфиры и др.).

Гамма-каротаж можно проводить в необсаженных и обсаженных скважинах независимо от того, заполнены они раствором или нет,

Этот метод используют и в качестве контрольного, когда нужно проверить правильность документации скважины после ее обсадки. Минерализация промывочного раствора и подземных вод не влияет на показания гамма-каротажа.

Нейтронный гамма-каротаж (НГК) заключается в регистрации по стволу скважины вторичного (нейтронного) гамма-излучения, возникающего в породах при облучении потоком быстрых нейтронов от специального источника, погружаемого в скважину. Интенсивность нейтронного гамма-излучения определяется прежде всего содержанием в породе водорода и, следовательно, воды.

Нейтронный гамма-каротаж, так же как и гамма-каротаж, можно проводить в обсаженных и необсаженных скважинах, заполненных раствором и без него.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Буровое оборудование

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Электрокаротаж и гамма-каротаж"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства