Электрокаротаж проводят для уточнения геологического разреза скважины и выделения в нем водоносных пород. Он включает два основных метода геофизических исследований: сопротивлений (КС) и собственной поляризации (ПС).
Метод КС основан на измерении удельного электрического сопротивления горных пород в скважине при помощи специальной установки, называемой зондом, которая состоит из трех электродов, смонтированных на трехжильном каротажном кабеле.
Удельное сопротивление определяют по разности потенциалов между электродами зонда М и N специальным прибором-потенциометром, пропуская через электрод А ток.
В скважине, где окружающая зонд среда неоднородна, при расчетах получают так называемое кажущееся удельное сопротивление КС, которое зависит от удельного сопротивления породы, окружающей ствол скважины, и ее мощности, удельного сопротивления промывочного раствора, диаметра скважины и других данных.
Диаграмму КС записывают при подъеме каротажного кабеля из скважины.
Рис. 1. Схема замера удельного сопротивления пород методом КС: П — измерительный прибор; Б — источник питания; R — реостат; А и В — токовые электроды; Ми N — измерительные электроды.
Рис. 2. Характер кривых КС против мощного пласта высокого сопротивления.
Рис. 3. Схема измерений потенциала ПС.
Метод ПС основан на измерении в скважине потенциала естественных электрических полей, самопроизвольно возникающих против различных горных пород при пересечении их скважиной.
Принципиальная схема измерений потенциала ПС показана на рисунке 3. Потенциометром П измеряют разность потенциалов между движущимся по скважине электродом М и заземленным на поверхности неподвижным электродом N, которая записывается в виде кривой ПС на диаграмме. Границы пластов большой мощности устанавливают по точкам перегиба кривой.
Гамма-каротаж (ГК) — это определение относительной естественной радиоактивности горных пород, связанной с содержанием в них радиоактивных элементов. С помощью гамма-каротажа регистрируют вдоль ствола скважины интенсивность естественного гамма-излучения горных пород. Измерения проводят скважинным прибором, основной частью которого является индикатор гамма-квантов.
Естественная радиоактивность большинства горных пород невелика. Среди осадочных пород наиболее радиоактивны глинистые породы. Пески, песчаники, известняки и доломиты обладают низкой радиоактивностью, которая определяется в основном содержанием глинистых фракций и находится в прямой зависимости от глинистости пород.
Рис. 4. Кривая гамма-каротажа.
Таким образом, результаты гамма-каротажа используют прежде всего для качественного разделения пород по содержанию в них глинистого компонента. Из изверженных пород самую высокую радиоактивность имеют кислые породы (граниты, липариты, кварцевые порфиры и др.).
Гамма-каротаж можно проводить в необсаженных и обсаженных скважинах независимо от того, заполнены они раствором или нет,
Этот метод используют и в качестве контрольного, когда нужно проверить правильность документации скважины после ее обсадки. Минерализация промывочного раствора и подземных вод не влияет на показания гамма-каротажа.
Нейтронный гамма-каротаж (НГК) заключается в регистрации по стволу скважины вторичного (нейтронного) гамма-излучения, возникающего в породах при облучении потоком быстрых нейтронов от специального источника, погружаемого в скважину. Интенсивность нейтронного гамма-излучения определяется прежде всего содержанием в породе водорода и, следовательно, воды.
Нейтронный гамма-каротаж, так же как и гамма-каротаж, можно проводить в обсаженных и необсаженных скважинах, заполненных раствором и без него.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Электрокаротаж и гамма-каротаж"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы