Для обеспечения оптимальных режимов работы двигателя и улучшения его эксплуатационных параметров часть автомобилей АЗЛК-2141 и -21412 оборудована бесконтактной системой зажигания и экономайзером принудительного холостого хода.
Ниже рассмотрены принцип действия, устройство и конструктивные особенности этих систем.
Электрические схемы подключения этих систем в цепь электрооборудования автомобиля приведены на рис. 1.
Бесконтактная система зажигания
Благодаря применению бесконтактной системы зажигания в значительной мере устраняются недостатки, присущие классической системе зажигания и оказывающие отрицательное влияние на рабочие процессы в двигателе. Так, биение и вибрация бегунка распределителя, значительно влияющие на равномерность распределения искры по цилиндрам двигателя при классической системе зажигания, в случае применения БСЗ практически не сказываются. Одновременно благодаря отсутствию в БСЗ контактов прерывателя тока низкого напряжения значительно повышается надежность системы зажигания, упрощается ее техническое обслуживание, так как отпадает необходимость в периодической зачистке контактов и регулировке зазора между ними.
В то же время благодаря повышенной энергии разряда в свече зажигания, обеспечиваемой БСЗ, значительно улучшается надежность воспламенения горючей смеси в цилиндрах двигателя. Это особенно важно на режимах разгона автомобиля, когда условия для воспламенения смеси неблагоприятны из-за временного обеднения смеси.
Известно, что при пуске холодного двигателя в условиях низких температур значительно ухудшается искрообразование вследствие чрезмерного падения напряжения в бортсети автомобиля. Применение БСЗ практически исключает изменение параметров искрообразования при падении напряжения вплоть до 6 В, что обеспечивает надежный пуск двигателя.
Рис. 1. Схема подсоединения БСЗ и ЭПХХ:
1 — катушка зажигания 27.3705; 2 — электронный коммутатор 36.3734; 3 — датчик-распреде-литель 64.3706; 4 — свечные экранированные наконечники 35.3707200; 5 — электромагнитный клапан 1902.3751; 6 — датчик-винт положения дроссельной заслонки
Коммутация цепи низкого напряжения в первичной обмотке катушки зажигания в БСЗ производится электронным коммутатором с помощью мощного транзистора, работающего в ключевом режиме. Управляющие импульсы датчика преобразуются электронным коммутатором в импульсы тока в первичной обмотке катушки зажигания. Благодаря отсутствию контактов прерывателя в цепи низкого напряжения БСЗ для повышения энергии искрообразования первичная обмотка катушки зажигания имеет малое активное сопротивление (0,45 Ом). Поэтому максимальная сила тока в цепи низкого напряжения первичной обмотки катушки зажигания перед искровым разрядом может достигать большой величины (до 10 А вместо 3…5 А у катушек классической системы зажигания). Поэтому катушки зажигания БСЗ невзаимозаменяемы с катушками классической системы зажигания, так как их установка в классическую систему приведет к немедленному выгоранию контактов прерывателя.
При использовании БСЗ энергия искрового разряда возрастает до 45…50 мДж по сравнению с 10… 15 мДж при классической системе зажигания на средней частоте вращения коленчатого вала двигателя. В то же время на максимальной частоте вращения коленчатого вала энергия искрового разряда в БСЗ уменьшается всего до 35 мДж, тогда как в классической системе зажигания эта величина падает до 7…8 мДж. Поэтому даже при значительном отложении нагара на свечах искрообразование очень надежно.
Повышению надежности и срока службы системы в целом способствует схема коммутатора, защищающая катушку зажигания от перегрузки. Ограничение на неизменном уровне (порядка 8…9 А) значения максимальной силы тока в первичной обмотке катушки зажигания исключает вредное воздействие различных побочных факторов, например повышения напряжения в бортовой сети автомобиля. Помимо этого после остановки двигателя происходит принудительное отключение первичной обмотки катушки зажигания, что обеспечивает сохранность катушки при длительной стоянке с включенным зажиганием при неработающем двигателе, тогда как при классической системе зажигания такой режим является пагубным как для катушки зажигания, так и для контактов прерывателя. Вместо прерывателя классической системы в БСЗ установлен датчик-распределитель, в котором вместо контактов прерывателя используется магниточувствительный полупроводниковый элемент (так называемый бесконтактный микропереключатель), принцип действия которого основан на физическом эффекте Холла. Для корректировки угла опережения зажигания в зависимости от изменения режимов работы двигателя (частоты вращения коленчатого вала и нагрузки) в конструкции датчика-распределителя предусмотрены механические центробежный и вакуумный автоматические регуляторы, аналогичные автоматам классической системы зажигания. Способ распределения высоковольтных импульсов по цилиндрам двигателя в БСЗ остался традиционным — с помощью вращающегося бегунка. С целью снижения уровня радиопомех в БСЗ используются экранированные наконечники высоковольтных проводов с встроенными резисторами 5600 ± 560 Ом, надеваемые на свечи зажигания.
Бесконтактные системы зажигания обеих моделей автомобилей имеют практически одинаковые параметры и различаются лишь отдельными конструктивными элементами.
В БСЗ автомобиля АЗЛК-2141 с двигателем 2106-70 входят следующие элементы: электронный коммутатор 36.3734, датчик-распределитель 38.3706, катушка зажигания 27.3705, свечные наконечники 31.3707.200, свечи зажигания А17ДВ-10.
В БСЗ автомобиля АЗЛК-21412 (с двигателем 331.10) применяются датчики-распределители 54.3706, свечные наконечники 35.3707.200 и свечи зажигания А20Д2.
По параметрам искрообразования обе системы идентичны: энергия индуктивной фазы искрового разряда до 50 мДж при длительности разряда 1,6 мс; максимальное вторичное напряжение (при стандартной нагрузке 1 МОм) — 25 кВ; скорость нарастания вторичного напряжения более 600 В/мкс.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Электронные системы управления режимами работы двигателя автомобиля «Москвич»"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы