В ремонтном производстве все более широкое применение находят синтетические полимерные материалы, эпоксидные составы, которые успешно применяются для замены антифрикционных сплавов и цветных металлов, для герметизации сварных швов, устранения механических повреждений (трещин, пробоин, отколов), для компенсации износа рабочих поверхностей деталей, а также соединения деталей склеиванием. Большое внимание к использованию синтетических материалов объясняется простой технологией применяемого оборудования, невысокой трудоемкостью, достаточно высокими физико-механическими свойствами пластмасс, низкой их стоимостью.
Для восстановления неподвижных посадок, резьбовых соединений, заделки трещин, пробоин и т. п. в ремонтнои практике широко используют эпоксипласты: эпоксидные смолы ЭД-6, ЭД-5, а также акрилопласты — акрилит АСТ-Т, стиракрил ТШ. Из эпоксидных смол составляют пасты, добавляя к ним пластификатор (дибу-тилфталат), наполнитель (графит, железный или алюминиевый порошки; цемент марки 500, сажа, стекловолокно) и отвердитель (полиэтиленполиамин, малеино-вый или фталевый ангидрид). Для приготовления пасты эпоксидную смолу нагревают в таре до температуры 60…80 °С, добавляют пластификатор, затем наполнитель, всё время перемешивая. Приготовленная таким образом смесь (без отвердителя) может храниться в закрытой емкости длительное время. Отвердитель вводят непосредственно перед употреблением, так как после этого состав необходимо использовать в течение 20…25 мин.
Для приготовления клеев и паст на основе эпоксидной смолы ЭД-6 при холодном отвердении на 100 мае. ч. смолы вводят 10…15 ч. пластификатора, до 160 ч. наполнителя и 7…8 ч. отвердителя (по массе).
Перед нанесением эпоксидных смол детали должны быть зачищены и обезжирены. Для склеивания деталей при зазоре между ними до 0,05 мм и для упрочнения резьбовых соединений с зазором до 0,2 мм в клеевой состав наполнитель не вводят. При больших зазорах и при восстановлении изношенных поверхностей в состав клеев и паст вводится наполнитель.
При восстановлении отверстий в корпусных деталях под подшипники в колодцах масляных насосов и т. п. на предварительно подготовленную поверхность отверстий наносят клей или пасту на основе эпоксидных смол и через 30 мин формируют слой, протягивая пуансон, смазанный солидолом.
Перед заделкой трещин поверхность детали зачищают до металлического блеска, удаляют следы коррозии и краски на расстоянии 40…50 мм по обе стороны трещины. На концах трещины для предотвращения дальнейшего распространения сверлят отверстия сверлом диаметром 3 мм, нарезают в них резьбу и ввертывают латунные штифты. При длине трещины до 150 мм с ее кромок снимают фаски под углом 60…70° на глубину 2…3 мм. На зачищенный и обезжиренный ацетоном участок поверхности наносят эпоксидную пасту и ставят накладку из стеклоткани так, чтобы она перекрывала трещину с каждой стороны на 20…25 мм. Накладку прикатывают роликом, наносят тонкий слой пасты, после чего ставят вторую накладку так, чтобы она перекрывала первую на 10… 15 мм, прикатывают роликом и смазывают поверхность пастой. Время затвердевания эпоксидных паст и клеев зависит от температуры (при 20 °С — Зсут, при 120 °С— 1,5…2 ч).
При заделке пробоин в толстостенных деталях на них можно приклеивать металлические накладки, а сверху пластыри из ткани либо заполнять пробоину слоями стеклоткани и клеящего состава.
Возможна постановка металлической накладки на винтах с последующим нанесением эпоксидной пасты. После наложения накладок и слоев стеклоткани их прижимают с усилием 0,3…0,5 МПа и сушат при температуре 120…1500 в течение 2…2,5 ч. Паста на основе эпоксидных смол и акропластов хорошо противостоит воздействию влаги, топлива, масел.
Клеи на основе эпоксидных смол сохраняют свою работоспособность до температуры 180 °С. Эти клеевые составы применяются для заделки пробоин на водяных рубашках блоков и головках цилиндров, картерах двигателей, коробках перемены передач и др.
Кроме клеев на основе эпоксидных смол в ремонтной практике также применяются и некоторые другие клеи.
Клей ВС-10Т (раствор синтетических смол в органических растворителях) используется для склеивания металлов, пластмасс, текстолита и других материалов в любом сочетании. Этот клей главным образом применяется при наклеивании тормозных и других фрикционных накладок. Процесс состоит из ряда операций, выполняемых в такой последовательности: очистка поверхностей колодок и накладок, подлежащих склеиванию, их обезжиривание, нанесение клеевого состава в 2…3 слом (после нанесения первого слоя рекомендуется открытая выдержка в сушильном шкафу в течение 1…2 ч при температуре 175…185°С). Охлаждение следует проводить также под давлением.
Клей типа БФ (БФ-2, БФ-4, БФ-6) используют для склеивания металлов между собой, а также металлов с пластмассами, стеклом, керамикой, тканями и при заклейке трещин. На подготовленные поверхности наносят первый слой клея, сушат 1 ч, затем наносят второй слой, совмещают детали и сушат в течение 1,5 ч при температуре 150…160 °С под давлением 0.3…1 МПа.
Для склеивания могут применяться и термопластические клеи: перхлорвиниловые, полиамидные и др. Эти клеи используют для склеивания сломанных деталей, а также для приклеивания фрикционных и металлических накладок.
Необходимо учитывать, что эпоксидные материалы, которые содержат компоненты, обладающие летучестью и токсичностью, вредны для здоровья человека. Поэтому необходимо соблюдать меры безопасности при приготовлении и их применении: работы производить в хорошо вентилируемом помещении, пользоваться спецодеждой из плотной ткани; прорезиненным фартуком, резиновыми перчатками, защитными очками.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Эпоксидный клей и пасты"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы