Фирма Студебекер, начиная с 1950 г., выпускает гидродинамическую передачу, состоящую из трехэлементного тидротранс форматора, однодискового сцепления непосредственной передачи и трехступенчатой планетарной коробки передач с передачей заднего хода и автоматическим управлением. Прообразом этой трансмиссии явилась гидродинамическая передача, выпускаемая фирмой Борт-Уорнер; введенные в последующем изменения и усовершенствования явились результатом совместной работы фирм Студебекер и Борг-Уорнер. Продольный разрез всего агрегата представлен на рис. 1.
Все элементы гидротрансформатора выполнены из штампованных деталей. Коэффициент трансформации при неподвижной турбине составляет 2,1, при этом скорость вращения коленчатого вала двигателя составляет 1500 об/мин. Для того чтобы при условии применения непосредственной передачи реактор мог вращаться вместе с другими элементами гидротрансформатора, он установлен на муфте свободного хода сухарикового типа. К наружному ободу колеса насоса прикреплены ребра для охлаждения. Воздух для охлаждения всасывается в картер гидротрансформатора через щелевидные отверстия и выходит через отверстия в нижней части картера.. Поскольку на большинстве режимов работы автомобиля гидротрансформатор блокирован сцеплением непосредственной передачи, то в нем выделяется меньше тепла, чем выделялось бы при применении другой конструкции. Это, естественно, дает основания применять воздушное охлаждение.
Планетарная коробка передач состоит из двух последовательно включенных планетарных рядов одного многодискового сцепления, трех тормозных лент и двух муфт свободного хода сухарикового типа. При работе на низшей передаче ведущим элементом каждого планетарного ряда является коронная шестерня внутреннего зацепления, ведомым элементом — водило планетарного ряда, а солнечная шестерня воспринимает реактивный момент. Передаточное отношение переднего планетарного ряда составляет 1,61, заднего —1,43; следовательно, общее передаточное отношение при движении на низшей передаче составляет 1,61 • 1,43 = 2,3. При этом обе солнечные шестерни удерживаются от вращения соответствующими тормозными лентами (задняя солнечная шестерня удерживается через муфту свободного хода). При движении на промежуточной передаче передний планетарный ряд блокируется многодисковым фрикционным сцеплением и передает крутящий момент, не изменяя его, на задний планетарный ряд. Таким образом, передаточное отношение при включении промежуточной передачи равно передаточному числу заднего планетарного ряда, т. е. 1,43. При включении промежуточной передачи солнечная шестерня заднего планетарного ряда также удерживается от вращения тормозной лентой и муфтой свободного хода. Передняя муфта свободного хода проскальзывает, так как ее внешний элемент вращается со скоростью вращения коленчатого Вада, >а внутренний элемент удерживается от вращения задней мУфтой свободного хода.
Включение однодискового сцепления непосредственной передачи осуществляется давлением жидкости. При этом ведомый вал коробки передач .непосредственно соединяется с коленчатым валом двигателя. Многодисковое сцепление также включается с. помощью давления жидкости; в этом случае оба планетарных ряда вращаются как одно целое со скоростью вращения коленчатого вала. Ни одна из двух муфт свободного хода не передает крутящего момента. Для осуществления заднего хода затягивается тормозная лента переднего планетарного ряда (тормозная лента заднего хода); эта лента предотвращает вращение водила. При этом ведущим элементом становится коронная шестерня, а ведомым— солнечная шестерня. Направление вращения изменяется на обратное, а скорость вращения увеличивается в соответствии с отношением числа зубьев коронной шестерни к числу зубьев солнечной шестерни, тх е. в 1,64 раза. Так как солнечная шестерня переднего планетарного ряда установлена на ступице или удлинителе барабана низшей передачи, то последняя вращается в обратном направлении со скоростью, в 1,64 раза большей чем турбина. Тормозной барабан низшей передачи вращает солнечную шестерню заднего планетарного ряда через -переднюю муфту свободного хода с той же скоростью, а поскольку коронная шестерня этого рила удерживается от вращения тормозной лентой заднего хода, то водило заднего планетарного ряда, которое приводит во вращение ведомый вал, вращается в том же направлении, что и солнечная шестерня, со скоростью, меньшей в 3,3 раза. Однако солнечная шестерня вращается в 1,64 раза быстрее турбины; таким образом, общее передаточное число передачи заднего хода составляет 3,30/1,64 = 2,00.
Рис. 1. Разрез гидродинамической передачи Студебекер.
Управление коробкой. Рычаг переключения передач может занимать пять положений: «стоянка», «нейтральное положение», «движение», «низшая передача» и «задний ход». Пуск двигателя может быть осуществлен лишь в положениях «стоянка» и «нейтральное положение». При переводе рычага переключения передач в положение «движение» и нажатии на педаль управления дроссельной заслонкой автомобиль трогается с места на промежуточной передаче. Автоматическое переключение на высшую передачу происходит в интервале скоростей 29—110 км/час в зависимости от степени нажатия на педаль управления дроссельной заслонкой. Автоматический переход с высшей передачи на промежуточную осуществляется в интервале скоростей 19—30 км/час. Низшая передача используется лишь в исключительных -случаях — при преодолении длинных крутых подъемов и при «раскачивании» автомобиля для выезда из песка, грязи и снега. Она может быть также применена для использования двигателя в качестве тормоза на скоростях менее 64 км/час. Для повышения интенсивности разгона может быть осуществлено принудительное переключение на ближайшую низшую передачу, что достигается установкой определенного упора под педалью управления дроссельной заслонкой.
Как следует из рис. 1, из трех тормозных лент передняя (т. е. лента, расположенная наиболее близко к гидротрансформатору) является лентой заднего хода, следующая за ней — лентой низшей передачи и третья — лентой переднего хода. Когда рычаг переключения передач находится в нейтральном положении, все тормозные ленты освобождены, при этом выключены также оба . фрикционные сцепления. При включении низшей передачи затягиваются тормозные ленты низшей передачи и переднего хода. Когда рычаг переключения передач переводят в положение «движение», тормозная лента низшей передачи освобождается, а многодисковое сцепление включается, в результате включается промежуточная передача.
По мере увеличения скорости автомобиля происходит автоматическое включение однодискового сцепления, т. е. включается непосредственная передача. Многодисковое сцепление остается включенным, а тормозная лента низшей передачи — затянутой. При движении задним ходом затянута лишь тормозная лента заднего хода; обе другие ленты и оба сцепления выключены.
Гидравлическая система управления. Давление, обеспечивающее работу системы управления, при движении автомобиля до 32 км/час создается насосом с шестернями внутреннего зацепления, приводимым непосредственно от двигателя, а при более высоких скоростях — шестеренчатым насосом обычного типа, приводимым от ведомого вала коробки винтовыми шестернями. Давление переднего насоса в нормальных условиях 4,2—5.,6 кг/см2, однако, когда рычаг переключения передач находится в положении «задний ход», оно увеличивается до 12,6—14 кг/см2. Каждый насос имеет отдельный редукционный клапан. При работе задне-го насоса его редукционный клапан осуществляет также выключение переднего насоса. Рабочая жидкость поступает в гидротрансформатор через редукционный клапан, снижающий ее давление до 1,75—2,45 кг!см2.
Система имеет чувствительный центробежный регулятор и клапан давления регулятора; однако клапан давления дросселя отсутствует. Вместо этого педаль управления дроссельной заслонкой не- 5 посредственно связана с регулятором. При нажатии на педаль управления дроссельной заслонкой упор пружины регулятора перемещается таким образом, что сопротивление центробежной силе, действующей на грузы регулятора, изменяется пропорционально перемещению педали. Регулятор вместе с задним насосом, приводом спидометра и механизмом стояночного тормоза заключен в дополнительный картер, расположенный в задней части картера коробки.
Блок клапанов системы управления расположен под коробкой. Он состоит из клапана избирателя передач, редукционных клаланов переднего и заднего насосов, редукционного клапана гидротрансформатора и клапана блокировки включения заднего хода, который предотвращает включение этой передачи при движении автомобиля вперед. Действие этого клапана было рассмотрено в главе 13; там же было рассмотрено устройство предотвращающее самопроизвольное движение автомобиля три работе двигателя на холостом ходу. Это устройство является одной из особенностей гидродинамической передачи Студебекер.
Как следует из схемы гидравлической системы управления, затягивание тормозной ленты заднего хода осуществляется при помощи двух поршней, расположенных в последовательно соединенных рабочих цилиндрах. Для обеспечения плавности затягивания тормозной ленты масло, находящееся под давлением 14 кг/см2, вначале поступает во внутренний цилиндр. Давление масла воздействует также на смягчающий клапан плавного включения заднего хода. Когда золотник этого клапана открывается, масло поступает также во внешний цилиндр, и оба поршня оказываются под давлением 14 кг!см2. Когда же доступ масла в рабочий цилиндр включения передачи заднего хода клапаном избирателя передач прекращается, масло из внешнего цилиндра выходит через клапан плавного включения в картер, чем обеспечивается быстрое выключение тормозной ленты заднего хода.
Приведенное выше описание относится к гидродинамической передаче, устанавливаемой на автомобилях выпуска 1954 г. В моделях 1955 г. система управления была изменена таким образом, что при положении рычага переключения передач «движение» автомобиль трогается с места на низшей передаче; включение промежуточной передачи происходит автоматически при скоростях 11—60 км/час, высшей передачи —при скорости 29—110 км/час. Были приняты меры для предотвращения автоматического включения низшей передачи в процессе особо интенсивного разгона, а также для предотвращения принудительного включения низшей передачи в этих условиях при нажатии до отказа на педаль управления дроссельной заслонкой. Когда золотник регулятора перемещается в достаточной степени, для того чтобы произошло включение многодискового сцепления (.переключение на промежуточную передачу), он одновременно позволяет фиксатору включения промежуточной передачи нажать на вилку перемещения золотника регулятора. Этим самым фиксатор предотвращает обратное движение золотника регулятора, связанное с автоматическим включением низшей передачи, и, следовательно, предотвращает отключение передачи давления на многодисковое сцепление. Когда педаль управления дроссельной заслонкой полностью отпущена, коленчатый рычаг отводит фиксатор включения промежуточной передачи из -положения, в котором он блокировал включение низшей передачи. Теперь золотник регулятора может вновь переместиться в положение, соответствующее автоматическому включению низшей передачи, что и должно быть при снижении скорости автомобиля до 8 км/час, благодаря тому что происходит отключение давления от многодискового сцепления.
Рис. 2. Схема гидравлической системы управления коробкой передач Студебекер:
1 — клапан блокировки включения заднего хода; 2 — сцепление непосредственной передачи; 3 — гидротрансформатор; 4 — многодисковое фрикционное сцепление; 5 — выпускной клапан; 6 — смазка; 7 — клапан давления регулятора; 8 — клапан принудительного переключения на низшую передачу; 9 — золотник управления; 10 — рычаг управления; 11 — стопор включения непосредственной передачи; 12 — вилка золотника центробежного регулятора; 13 — центробежный регулятор; 14 — педаль управления дроссельной заслонкой; 15 — задний насос; 16 — блокировка стоя ночного тормоза; 17 — шариковый обратный клапан гидротрансформатора; 18 — редукционный клапан гидротрансформатора; 19 — обратный клапан заднего насоса; 20 — обратный клапан переднего насоса; 21 — передний насос; 22 — редукционный клапан заднего насоса; 23 — устройство повышения плавности включения заднего хода; 24— редукционный клапан переднего насоса; 25 — клапан избирателя передач; 26 — механизм стояночного тормоза; 27 — тормозная лента переднего хода; 28 — тормозная лента низшей передачи; 29 — тормозная лента заднего хода.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Гидродинамическая передача Студебекер"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы