Технологический процесс строительства лесовозных автомобильных дорог методом укрепления грунтов привозными вяжущими материалами имеет свои особенности и зависит от применяемых ведущих и вспомогательных машин, свойств грунтов и вяжущих материалов, их влажности и температуры, схемы и последовательности устройства слоев конструкции основания.
Независимо от применяемых методов укрепления грунта вяжущими материалами существующая технология предусматривает: – предварительное рыхление и размельчение грунтовых агрегатов (для связных грунтов); – точное дозирование и равномерное распределение в массе обрабатываемого грунта воды, вяжущих материалов или других веществ; – при влажности грунта, превышающей оптимальную, его просушивают последовательными проходами фрезы; – распределение смеси согласно проектному профилю слоя; – максимальное уплотнение смеси при оптимальной влажности, соответствующей данному грунту и методу укрепления; – уход за укрепленным грунтом и поддержание заданного режима влажности в период твердения.
Ведущими машинами при строительстве лесовозных автомобильных дорог методом укрепления грунтов привозными вяжущими материалами являются дорожные фрезы и однопроходные грунтосмесительные машины.
Однороторные дорожные фрезы рыхлят, измельчают и перемешивают грунт с вяжущими материалами за несколько проходов по одному следу.
Дорожные фрезы классифицируют: – по способу передвижения — самоходные, навесные, прицепные, полуприцепные; – по типу ходовой части — пневмоколесные, гусеничные и машины со смешанной ходовой частью; – по характеру привода — с приводом ротора от вала отбора мощности базового трактора и приводом от самостоятельного двигателя; – по характеру привода дозирующих систем — машины с приводом от вала отбора мощности трактора и приводом от самостоятельного двигателя; – по виду дозирующих распределительных систем различают дорожные фрезы, оснащенные системами для дозирования и распределения жидких вяжущих или – системами для дозирования и распределения порошкообразных вяжущих, и машины, имеющие, оба вида систем; – по виду привода ротора и ходовой части — машины с механическим, гидрообъемным и смешанным приводом рабочего органа и ходовых колес; – по направлению резания грунта — машины, обрабатывающие массив грунта сверху вниз и снизу вверх; – по расположению ротора — с консольно расположенным рабочим органом, с расположением ротора в базе машины и с расположением по оси колес (прицепные фрезы).
Рабочим органом дорожной фрезы является ротор, на котором устанавливают жесткие, упругие и шарнирно подвешенные режущие лопатки.
Рис. 96. Распределитель цемента Д-343Б:
1 — автоцементовоз; 2 —толкающий брус; 3 — трактор Т-74-С2; 4 — резинометаллический рукав загрузки цемента; 5 — штанги гидропривода; 6, 7 — гидроцилиндр подъема и опускания бункера; 8 — червячный редуктор привода дозатора; 9 — гидромотор привода дозатора; 10 — подставка; 11— входной патрубок с рукавными фильтрами; 12 — упорный ролик; 13— указатель уровня цемента в бункере; 14 — бункер; 15 — автосамосвал; 16 — сцепное , устройство фиксации сошников в транспортном положении; 17—дозатор; 18 — сошник; 19 — колесо; 20 — сцепное устройство фиксации сошников в рабочем положении; 21 — рукоятка управления фиксации сошников; 22 — фиксатор транспортного положения бункера; 23 — домкрат”; 24 — рама; 25 — ходоуменьшитель
Рис. 97. Кинематическая схема фрезы Д-530:
1—двигатель; 2— муфта сцепления;, 3 — коробка передач; 4—привод ходовой части трактора; 5 — ходоуменьшитель; 6 — главный редуктор; 7 — корпус конической пары; 8 — карданный вал; 9 — бортовой редуктор; 10 — ротор; 11 — кронштейны рамы; 12 — балка рамы
В поперечном сечении ротора (в каждом ряду) может находиться две, три или четыре лопатки. Лопатки каждого последующего поперечного ряда смещены относительно предыдущего на 12—14°. Лопатки расположены по правой и левой винтовым линиям, сходящимися в осевой плоскости ротора, что обеспечивает равномерную нагрузку на опоры ротора. Режущие ножи лопаток изготовляют из полосовой стали или поковок, наплавляя режущую кромку твердым сплавом толщиной 5—10 мм.
Дорожная фреза ДС-18А (Д-530) (рис. 97) является навесным оборудованием к трактору Т-ЮОМГП. Дорожная фреза имеет следующие основные узлы: ходоуменьшитель 5, ротор 10 и балку рамы 12, кожух, главный редуктор 6, карданный вал 8, бортовой редуктор 9, систему дозирования битумных вяжущих материалов и воды, гидравлическую систему, кирковщики и рычаги управления рабочим органом и вспомогательными системами. Поступательную скорость фрезы (от которой зависит точность измельчения грунта) назначают в зависимости от состава грунта; при обработке тяжелых суглинков она должна быть в пределах 0,1—0,2 км/ч, легких суглинков 0,2—0,3 км/ч, супесей 0,3—0,6 км/ч, при этом ротор имеет 250 об/мин.
Рис. 98. Рабочий орган грунтосмесителей:
1 — рыхляющий ротор; 2 — измельчающий ротор; 3, 4 — двухвальная мешалка; 5 — задняя стенка; 6 — кожух
Многороторные грунтосмесительные машины предназначены для разрыхления и измельчения грунта, дозирования и распределения вяжущих материалов, а также перемешивания их с грунтом за один проход с предварительным уплотнением.
Грунтосмесительные машины классифицируют: – по типу ходовой части — гусеничные и смешанного типа; – по способу передвижения — самоходные с полуприцепным рабочим агрегатом и с прицепным рабочим агрегатом.
Основными узлами грунтосмесительных машин являются базовые шасси, рабочие органы, система дозирования и распределения жидких и порошкообразных вяжущих материалов, уплотняющих устройств. Схема рабочих органов грунтосмесительных машин показана на рис. 98. Ротор аналогичен ротору дорожной фрезы и предназначен для рыхления грунта, ротор 2 служит для измельчения грунта и вращается в обратном направлении, т. е. по часовой стрелке. Двухвальная мешалка 3 окончательно перемешивает грунт с вяжущим материалом (жидкое вяжущее поступает из сопла, порошкообразное — из бункера, находящихся впереди рабочих органов). Регулируемая задняя стенка 5 выравнивает обработанный слой грунта по высоте.
В СССР серийно выпускается однопроходный грунтосмеси-тель Д-391Б (рис. 99), имеющий силовую раму, на которой смонтированы все основные узлы и агрегаты, и опирающийся на передние ведущие колеса 18 и задние ведомые поворотные 11. Задние колеса (б шт.) поворачиваются гидроцилиндрами с гидроусилителем и предварительно уплотняют обработанную массу грунта.
Система распределения сыпучих вяжущих материалов состоит из подводящего резинометаллического шланга, бункера для сыпучих вяжущих материалов, рукавных фильтров, шнека-ворошителя и роторного дозатора. Аксиально-плунжерный насос через червячно-цилиндрический редуктор и цепную передачу осуществляет привод системы дозирования.
Рис. 99. Грунтосмеситель Д-391Б:
1—пульт управления; 2 — двигатель; 3 — топливный бак; 4 — цистерна для воды и битуминозных материалов; 5 — механизм подъема передней части рамы рабочих органов; 6 — привод рабочих органов; 7 — механизм подъема задней части рамы рабочих органов- 8 — форсунка для подогрева битуминозных материалов; 9 — гидроцилиндр поворотного устройства; 10 — поворотное устройство; 11 – задние ведомые поворотные колеса; 12 — задняя планирующая стенка кожуха; 13 — смесительные роторы; 14 — фрезерный ротор; 15 — рыхлитель-ный ротор; 16 — распределительная труба цемента; 17 — распределительная труба битума; 18 — передние ведущие колеса; 19 — трансмиссия ходовой части
Подъем и опускание рабочих органов осуществляются гидроцилиндрами. Привод рабочих органов осуществляется карданным валом, идущим из раздаточной коробки через систему бортовых редукторов.
—-
Грунтосмеситель ДС-16Б (Д-391Б) предназначен для строительства оснований и покрытий дорог и аэродромов методом укрепления грунтов минеральными вяжущими материалами за один проход. Машина производит измельчение грунта, дозировку и введение в грунт вяжущих материалов и воды, перемешивание грунта с вяжущими материалами и предварительное уплотнение грунта. Грунтосмеситель работает в комплекте с автоцистернами для жидких материалов и воды, автоцементовозами с пневматической разгрузкой и самоходными пневмоколес-ными катками.
Грунтосмеситель (рис. 6.3) является самоходной однопроходной многороторной машиной на пневмоколесном ходу. Все механизмы машины опираются на основную раму или подвешены к ней. Основная рама представляет собой сварную конструкцию из швеллеров и листового проката.
На передней консольной части рамы установлен двигатель 2Д12Б G муфтой сцепления непостоянно замкнутого типа, оборудованный системой питания, внешними системами смазки и охлаждения, воздухоочистителями инерционного типа, выпускной трубой с глушителем, а также механизмом управления муфтой сцепления двигателя. Пуск двигателя осуществляется электростартером, который работает от четырех аккумуляторов 6СТЭ-128. Двигатель закрыт капотом и соединен гибкой муфтой с силовой передачей ходовой части, которая состоит из раздаточной коробки, коробки передач, ведущего моста с ходоуменьшите-лем и планетарных редукторов колес.
К основной раме в базе машины подвешены на четырех гидроцилиндрах и перемещаются по направляющим бункера посредством опорного механизма рабочие органы. Их роторы вращаются на подшипниках в стаканах, установленных в стенках рамы рабочих органов.
Рабочие органы состоят из рыхлителя, ротора предварительного перемешивания и двух мешалок. Привод рабочих органов осуществляется от раздаточной коробки карданными валами через конический и боковые редукторы.
Ходовая часть грунтосмесителя пневмоколесная. Передняя ведущая управляемая ось машины опирается на два колеса с шинами 21.00—28. Задняя ось опирается на шесть колес с шинами 320—508 (12.00—20) и представляет собой каток для предварительного уплотнения укрепленного грунта. Основная рама опирается на переднюю ось с помощью двух разъемных опор, а на заднюю ось с помощью универсального шарнира.
Система распределения жидких вяжущих материалов состоит из расходного бака, дозировочного насоса, его привода, распределительной трубы с соплами и системы трубопроводов с кранами и гибкими рукавами.
Система дозирования сыпучих вяжущих материалов расположена между передними управляемыми колесами и рабочими органами и включает в себя бункер вместимостью 4 т с указателями уровня сыпучих вяжущих материалов, ячейковый дозатор с приводом и ворошитель.
Поворот машины осуществляется передними колесами с помощью рулевого управления следящего типа с обратной механической связью. В систему рулевого управления входят насос НШ-32П, редуктор рулевого управления с распределителем, рулевая колонка, гидроцилиндры поворота, запорный клапан и система трубопроводов и гибких рукавов. Для повышения маневренности может быть осуществлен поворот задней оси в плане на 30° в обе стороны при помощи не-следящего гидропривода.
Управление машиной сосредоточено на площадке оператора рядом с двигателем. На площадке расположены пульт управления с приборами, контролирующими работу двигателя, гидро- и пневмосистем, рычаги механического управления трансмиссией ходовой части, распределители гидросистемы, рулевая колонка, педали управления подачей топлива, муфты сцепления и тормоза.
Для управления разгрузочным краном автоцементовоза, муфтой сцепления двигателя, фрикционной муфтой раздаточной коробки и тормозами служит пневмосистема. Она работает от автомобильного компрессора, установленного на двигателе, и включает в себя два ресивера, тормозной кран, четыре дифференциальных золотника, тормозные камеры, пневмоцилиндрн, реле давления, воздухораспределительный клапан прицепа и систему трубопроводов и рукавов.
Рис. 6.3. Грунтосмеситель ДС-16Б (Д-391Б)
Грунтосмеситель оборудован колодочными тормозами с пневмоуправле-нием на передних ведущих колесах и ручным стояночным тормозом ленточного типа.
Электрооборудование машины выполнено по однопроводной схеме и состоит из генератора, четырех аккумуляторов, стартера, реле стартера, реле-регулятора, фар, указателей поворота, подфарников, задних фонарей, выключателей, переносной лампы, предохранителей и проводов.
Для поддержания температуры горячего битума на расходном баке установлена форсунка, топливо в которую подается от топливного бачка давлением воздуха. От этого же бачка получает питание переносная горелка для обогрева труб и насоса распределительной системы.
Для транспортировки машины на большие расстояния в прицепе за автомобилем или тягачом имеется дышло, а также рукав с головками и соединительный провод, которыми соединяются пневмосистемы и электрооборудование автомобиля или тягача и грунтосмесителя.
Грунтосмеситель оборудован толкающим брусом и дышлом для работы с автоцементовозами, цистернами для битума и воды, визирным приспособлением для соблюдения заданного направления движения в работе.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Грунтосмесительные машины"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы