Башенным краном (рис. 63, а—в) называется кран со стрелой, закрепленной в верхней части вертикально расположенной башни, и предназначенный для строительно-монтажных работ.
Башенные краны обладают большой грузоподъемностью при больших вылетах стрелы. Грузоподъемность крана характеризуется максимальной массой груза (вместе с массой захватных приспособлений), который может быть поднят на заданном вылете без перегрузки крана.
Башенные краны чаще всего перемещаются по железнодорожным путям, что, с одной стороны, обеспечивает простоту передвижения, а с другой — ограничивает область применения его.
На кранах устанавливают механизмы подъема груза, подъема стрелы (или передвижения тележки по стреле), поворота стрелы и передвижения крана. Работой крана управляет машинист из кабины, расположенной на поворотной части крана, что дает возможность машинисту крана наблюдать за поднимаемым грузом.
Башенные краны, предназначенные для гражданского и промышленного строительства, отличаются величинами грузоподъемности (Q), грузового момента (M = QJR), предельного вылета стрелы ®, высотой подъема груза (Я). Краны, применяемые в гражданском строительстве, служат для подъема легких грузов. Эти краны состоят из четырехгранной решетчатой башни, которая закрепляется на портале, опирающемся на рамы-тележки. Стрела поворачивается на 360°. Для монтажа каркасов промышленных и гражданских зданий применяют краны грузоподъемностью 5, 10 и 15 т. Эти краны бывают с поворотным оголовком и поворотной башней, которая опирается на нижнее опорно-поворотное устройство.
Кран с поворотным оголовком, например МСК-5-5А (рис. 63, а), состоит из башни квадратного сечения, которая опирается на портал. Кабина управления располагается в башне крана или на ее поворотной части.
Рис. 63. Башенные краны:
а — МСК-5-5А, б — КБ-100, в — БК-1000; 1 — бетонные балластные плиты, 2 — контргруз, 3 — стреловой полиспаст, 4 — стрела, 5 — кабина, 6 — поворотное устройство, 7 —башня, 8 — портал, 9 — ходовые тележки, 10 — механизм передвижения
Конструкция кранов с поворотной башней, например КБ-100 (рис. 63, б), отличается от конструкции крана с поворотным оголовком тем, что в первом случае вращается вся башня, а во вторам — только оголовок. Башня своим основанием опирается на нижнюю неповоротную раму, которая, в свою очередь, опирается на четыре железнодорожные тележки. В обоих случаях кабина машины находится наверху,чем обеспечивается хороший обзор.
Для монтажа конструкций доменных, конвертерных цехов, ТЭЦ и т. д. применяют башенные краны Б К-1000 (рис. 63, в). Грузоподъемность крана Б К-1000 —50 т, высота подъема основного крюка— 91 м. Поворотной частью является вся башня.
Кран БК-1000 имеет три ноги, которые опираются на ходовые тележки. В верхней части портала установлена горизонтальная диафрагма с опорным кольцом, над которым расположено поворотное устройство.
Башня крана в поперечном сечении — прямоугольной формы. Па башне расположена стрела со стреловым полиспастом. Кабина управления краном размещается под порталом и закрепляется на поворотной части, что значительно улучшает работу машиниста, так как кабина вращается вместе с поворотной башней и машинист все время видит обслуживаемое пространство. Механизм передвижения расположен на тележке.
При возведении промышленных и гражданских сооружений применяют приставные башенные краны (рис. 64). Приставные крапы особенно удобны при монтаже многоэтажных зданий, так как высота подъема их может достигать 100 м и более.
Рис. 64. Приставной башенный кран:
1 — стрела, 2 — башня, 3 — портал, 4 — фундаменты, 5 — горизонтальные рамы
Приставные краны не перемещаются по горизонтали.
Башня крана проходит через горизонтальные рамы, прикрепленные к строящемуся сооружению, а внизу — через портал, который опирается па фундамент. Портал служит для передачи горизонтальных усилий, возникающих в кране, и для подращивания секций башен крана по высоте. Стрела крана может поворачиваться на 360°.
Высоту башни увеличивают, подращивая дополнительные секции внутри портала. При помоши полиспастов, находящихся внутри портала, башню вытягивают вверх, а внизу под поднятую башню подставляют дополнительную секцию, которую соединяют с поднятой частью, а затем опускают на фундамент и закрепляют. Демонтируют приставные краны в обратной последовательности.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Грузоподъемные башенные краны"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы