K числу наиболее сложных по конструкции и дорогих в изготовлении машин угольного машиностроения относятся выемочные машины. От эксплуатационных качеств выемочных машин во многом зависит производительность добычных участков и себестоимость угля.
Изнашивающиеся детали врубовых машин и угольных комбайнов по условиям трения делятся на две группы. В первую из них входят детали редукторных узлов, для которых должна предусматриваться надлежащая смазка и защита от прямого воздействия внешней среды. Но именно из-за недоработки последних вопросов многие из деталей имеют низкие сроки службы и при капитальных ремонтах в большом количестве заменяются. В то же время вопросы подбора износостойких материалов и методов упрочнения поверхностных слоев для большинства деталей этой группы решены заводами в основном удовлетворительно.
Вторую группу составляют детали и узлы исполнительных органов, работающих в условиях «сухого» трения в присутствии угольно-породного штыба. Исполнительные органы являются наименее долговечными узлами выемочных машин. Причина этого — тяжелые условия их работы и отдельные конструктивные недостатки, а также неудачный в ряде случаев подбор материалов и средств упрочнения деталей.
Неопределенность в понимании роли угля при трении деталей горных машин, трудность размещения фильтров в малогабаритных редукторах и недостаточное внимание в целом к технике смазки горношахтного оборудования объясняют в известной мере то положение, что ни в одной из подземных машин не имеется устройств для фильтрации смазки.
Проведенные рядом организацией анализы масел забойных машин показали, что в смазке содержится от 2 до 10% механических примесей. В отдельных случаях количество угольного штыба доходит даже до 20—30%. Для сравнения можно отметить, что автомобильные картерные масла, например, содержат всего 0,3—0,4% механических примесей, а тракторные лишь немногим больше.
Анализ трущихся поверхностей ряда изношенных деталей редукторов врубовых машин, комбайнов, электросверл и т. п. показал, что угольный штыб вызывает протекание тонкого процесса абразивного изнашивания. Поверхности деталей при этом имеют блестящий, полированный вид, иногда с единичными глубокими царапинами.
Многочисленные лабораторные и стендовые испытания выявили значительное различие в скорости изнашивания деталей редукторов при чистой и засоренной углем смазке. Приведенные ниже примеры влияния угольного штыба на износ деталей относятся в равной мере к редукторам врубовых машин, комбайнов и других горных машин.
На Харьковском заводе «Свет шахтера» были проведены сравнительные испытания двух редукторов скребкового конвейера типа СКР-П; в одном из них смазка содержала 10% угольного штыба. Испытания длились 1324 час, причем первые измерения износа зубьев шестерен проводились только спустя 398 час и затем — через 632 час. Угольная пыль была введена в начале испытаний и затем не добавлялась (между тем -в эксплуатационных условиях загрязнения систематически пополняются, из-за чего их абразивная способность не снижается так сильно, как в рассматриваемых стендовых испытаниях). Тем не менее к концу испытаний разница в износе шестерен, работавших с чистой и засоренной смазкой, была в среднем примерно двукратной.
Конотопский завод «Красный металлист» провел стендовые испытания редукторов колонковых электросверл ЭБК-2А, различавшихся конструкцией уплотнительных устройств. По условиям испытаний на винт сверла подавалось определенное количество мелкоизмельченного антрацита, который в зависимости от качества уплотнений в больших или меньших количествах проникал’ во внутреннюю полость редуктора сверла. После испытаний было установлено, что улучшенное уплотнение пропустило втрое меньшее количество загрязнений в сравнении с уплотнением старой конструкции. В результате большей загрязненности смазки одного из сверл износ шестерен после 600 час испытаний примерно в 8 раз превышал износ шестерен сверла с лучшей конструкцией уплотнений.
По данным Конотопского завода, срок службы шестерен электросверла ЭБК-2А до модернизации составлял в среднем 700 час машинного времени. При сопоставлении этих данных с результатами стендовых испытаний можно сделать вывод о том, что скорости изнашивания деталей в эксплуатационных условиях столь же велики, как и в описанных лабораторных испытаниях. Из этого следует, что уплотнения электросверла до модернизации плохо выполняли свои функции и пропускали в редуктор большое количество угольного штыба. По данным Конотопского завода, при работе ходового винта без защитного кожуха износ пайки ходового винта в 5—8 раз больше, чем при работе с закрытым винтом; то же самое относится к шестерням и подшипникам редуктора.
Специфично влияет угольный штыб на работу подшипников качения. В отличие от частиц песка, которые разрушаются телами качения и лишь усиливают их износ, угольный штыб, смешанный с маслом, способен «брикетироваться» и заклинивать подшипники. В результате этого в сильно нагруженных подшипниковых узлах происходит износ посадочных поверхностей на валах и корпусах редукторов, а такие узлы, как ролики ленточных конвейеров, становятся из-за этого полностью неработоспособными.
Единственное положительное влияние угольного штыба — некоторое ускорение приработки — не может оправдать существующую степень засоренности смазки.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Износ деталей и узлов врубовых машин и угольных комбайнов"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы