I схема фрикционного контакта легко воспроизводится в лабораторных условиях, например при трении испытуемых образцов об абразивную шкурку, шлифовальный круг и т. п. Обзор выполненных работ приведен в книге акад. В. Д. Кузнецова и касается исследований В. Тонна, Ф. Робэна, М. И. Замоторина, М. М. Хрущова и М. А. Бабичева и др.
Следует также отметить, что метод испытания материалов при; трении их о шкурку стандартизован в Советском Союзе (ГОСТ 426—57) и за рубежом в целях оценки износостойкости резин и пластических масс.
Всесторонние исследования износостойкости материалов при изнашивании их на абразивной шкурке выполнены в Институте машиноведения АН СССР проф. М. М. Хрущовым и канд. техн. наук М. А. Бабичевым. Описание аппаратуры, методики и результатов исследований приведено в работах.
Результаты испытаний выражаются в виде отношения величин износа эталонного и испытуемого материалов и являются безразмерной величиной, названной авторами относительной износостойкостью.
М. М. Хрущов и М. А. Бабичев установили зависимость между твердостью Я при вдавливании пирамиды и относительной износостойкостью для многочисленных материалов. Для чистых металлов и сталей в отожженном состоянии связь указанных параметров имеет линейный характер.
Зависимость между твердостью и относительной износостойкостью для термически обработанных углеродистых сталей выражается прямыми линиями, положение которых определяется содержанием углерода в стали. Чем больше содержание углерода, тем выше сопротивление стали изнашиванию в этих условиях при данной твердости.
На основании опытов, проведенных автором совместно с В. М. Гутерман, можно построить диаграмму, связывающую качественно относительную износостойкость е со структурой углеродистых сталей. Линия 1—2 отражает изменение £ с увеличением содержания углерода в сплаве от 0 до 6,67%, т. е. при переходе от чистого железа к цементиту (на диаграмме эта линия соответствует прямой для чистых металлов и сталей в отожженном состоянии).
На отрезке 1—2 располагаются значения е для отожженных доэвтектоидных сталей, а на отрезке 2—3—для заэвтектоидных сталей. Далее находится область белых чугунов (отрезок 3—4). Точки 1, 2 и 4 определяют соответственно относительную износостойкость феррита, перлита и цементита. Линия 2—6 характеризует изменения износостойкости в зависимости от степени Дисперсности цементитных частиц в эвтектоидной стали. Области различных структурных состояний углеродистых сталей указаны в подписи под рис. 2.
Данные работ и структурная диаграмма на рис. 6 позволяют качественно оценить влияние на износостойкость состава (по углероду) и состояния сталей, не имеющих остаточного аустенита.
Рис. 1. Износостойкость при трении об абразивную поверхность и твердость сталей в термически обработанном состоянии
Рис. 2. Износостойкость и микроструктура железо-углеродистых сплавов. Области структурных состояний:
а — феррит + перлит; б — феррит + сорбит; в — феррит 4- троостит; г — феррит 4- мартенсит; д — перлит + цементит; е — сорбит + + цементит; ж — троостит + цементит; з — мартенсит + цементит; и — мартенсит
Физический смысл относительной износостойкости е определен М. М. Хрущовьгм и М. А. Бабичевым, которые рассматривают этот параметр как характеристику прочности металла, приведенного в состояние высокой степени наклепа. Диаграмма е— Н является одним из частных выражений диаграммы прочностных свойств, связывающей твердость при сошлифовывании с твердостью при вдавливании.
Параметр имеет большое значение как характеристика механических свойств поверхностного слоя и может быть использован для оценки износостойкости материалов при абразивном процессе изнашивания.
Сопротивление поверхностного слоя срезу или хрупкому разрушению может быть оценено, кроме испытания на шкурке, еще и другими способами. Значительный интерес представляют в частности, склерометрические методы испытаний, основанные на царапании материала.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Износостойкость материалов при трении о закрепленные абразивные частицы"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы