Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Устройство автомобиля

Публикация:
   Кабина и ее оборудование автомобиля

Читать далее:




Кабина и ее оборудование автомобиля

Кабина является рабочим местом водителя. В ней размещаются органы управления автомобилем и контрольные приборы.

У автомобиля ГАЗ-66 кабина металлическая, двухместная, с установкой одного спального места. Кабина расположена над двигателем и откидывается вперед.

В передней части кабина крепится к лонжеронам рамы на двух шарнирах, а в задней опирается на резиновые буфера, установленные на поперечине рамы. Откидывание кабины вперед осуществляется с помощью двух цилиндрических пружин, верхние концы которых крепятся к основанию кабины, а нижние — к раме.

Запорный механизм надежно удерживает кабину в рабочем положении и предотвращает самопроизвольное откидывание ее во время движения. Механизм состоит из запорного и предохранительного крюков, тяги с пружиной, кулачка с осью, рычага с тягой. Для откидывания кабины необходимо переместить рычаг вверх до упора и оттянуть на себя тягу крюков. Кабина откидывается под действием пружин и удерживается в откинутом положении складным упором.

Рис. 1. Запорный механизм кабины автомобиля ГАЗ-66:
1 — кабина: 2 — тяга крюков; 3 — рычаг: 4 — поперечина рамы; 5 — тяга кулачка; 6 — предохранительный и запорный крюки; 8 — пружина; 9 — поводок; 10 — кулачок; 11 — регулировочный палец

Рис. 2. Сиденье автомибиля ГАЗ-66:
1 — спинка; 2 — остов спинки; 3 — остов подушки; 4 —- фиксатор угла наклона спинки; 5 — защелка фиксатора; 6 — подушка; 7 — регулировочная пластина сиденья; 8 — фиксаторы продольной регулировки; 9 — стопорный крюк

Двери кабины двухпанельные, навешены в проемах кабины на двух петлях каждая и уплотняются резиновыми уплотнителями. В закрытом положении и от вертикальных перемещений двери удерживается замком, который крепится к внутренней панели двери. Фиксатор замка закреплен на стойке кабины. Закрывание и открывание дверей осуществляется с помощью внутренних и наружных ручек.

Ветровые стекла и заднее стекло удерживаются в проемах кабины резиновыми уплотнителями и резиновыми замками. Окна дверей разделены стойкой на две части: большую часть занимает опускающееся стекло, меньшую — поворотное стекло. Подъем и опускание стекла двери производится с помощью шестеренчатого стеклоподъемника. Стекла кабины термически обработанные, в случае удара такие стекла разбиваются на мелкие кусочки с тупыми гранями. Ветровые стекла полированные.

Для доступа к двигателю из кабины в ней располагается съемный капот, установленный на двух петлях и закрепляемый двумя пружинными застежками.

В кабине размещены два одноместных унифицированных сиденья — для водителя и старшего машины. Основой сиденья является металлический остов, собранный из двух шарнирно соединенных между собой половин. К остову крепятся спинка и подушка, изготовленные из губчатой резины и обтянутые чехлом из кожзаменителя. Остов спинки поворачивается относительно остова подушки, изменяя угол между ними в пределах 10°. Спинка стопорится фиксатором, приваренным к остову подушки. Для изменения угла наклона необходимо нажать на ручку защелки.

Рис. 3. Отопитель кабины ГАЗ-66:
1 — патрубок для обдува ветрового стекла; 2 — сектор привода; 3 — поводок привода; 4 — заслонка; 5 — вентилятор; 6 — кожух радиатора; 7,8 — шланги; 9 — кран для слива охлаждающей жидкости; 10 — ручка привода заслонки обдува ветрового стекла; 11—ручка привода заслонки воздухопритока; 12 кран на впускной трубе двигателя

Положение водительского сиденья регулируется в продольном направлении в пределах 75 мм. Для этого к остову подушки приварены регулировочные пластины, а впереди — стопорные крюки,

Вентиляция кабины осуществляется через боковые открывающиеся окна и с помощью отопителя.

Принадлежностью кабины являются противосолнечные щитки, наружные зеркала заднего вида, раскладная постель. В кабине имеются также резиновые коврики для пола, поручень для старшего машины, поворотная фара, держатель бачка для питьевой воды, огнетушитель, держатель топора и пилы

Отопитель кабин ы расположен с правой стороны и крепится к передней стенке. Отопитель состоит из радиатора, заключенного, в кожух, вентилятора с электрическим приводом и патрубков для обдува ветрового стекла. Радиатор отопителя включен в систему охлаждения двигателя через кран и шланги. Воздух к радиатору поступает снаружи через жалюзи или из самой кабины. Поступление воздуха регулируется заслонкой, имеющей привод с ручкой. При вытянутой ручке воздух к радиатору поступает только из кабины, при утопленном положении ручки воздух поступает только снаружи. Для равномерного распределения тепла и обдува ветрового стекла со стороны водителя имеется еще один вентилятор, к которому подводится теплый воздух от радиатора по шлангу.

Интенсивность обдува ветровых стекол регулируется заслонками, расположенными в корпусах вентиляторов. Заслонку правого вентилятора перемещают с помощью ручки, расположенной на панели приборов; заслонку левого вентилятора перемещают ручкой, расположенной на поводке.

Наиболее эффективно отопитель работает при нагреве двигателя до температуры воды 80°. Воду из отопителя сливают при откинутой кабине через кран. Зимой после слива воды из системы охлаждения кран следует закрывать. Кран открывается после пуска и прогрева двигателя. В летнее время при недостаточной естественной вентиляции кабины можно пользоваться заслонками отопителя при закрытом кране и открытой заслонке.

Рис. 4. Стеклоочиститель автомобиля ГАЗ-66:
1 — электродвигатель; 2 — предохранитель; 3 — сопротивление; 4 — переключатель; 5 — тяга; 6 — резиновый упор; 7 — щетка; 8 — червячная шестерня редуктора; 9— червяк; 10 — контактный диск

Электродвигатель стеклоочистителя, расположенный под ветровым стеклом, через червяк вращает червячную шестерню. С осью этой шестерни связана рычажная система, через которую щетки получают возвратно-поступательное движение.

Управление стеклоочистителем осуществляется переключателем, расположенным около электродвигателя. При выключении стеклоочистителя его щетки автоматически укладываются около центральной стойки ветрового стекла.

Устройство для обмыва ветрового стекла состоит из диафрагменного насоса с ножным приводом, съемного водяного бачка, резиновых шлангов, двух жиклеров и впускного клапана с фильтром. Насос установлен на наклонной части пола кабины с левой стороны, бачок расположен с правой стороны под панелью приборов, жиклеры закреплены на верхней панели передней части кабины. При нажатии ногой на педаль порция воды от насоса вытекает из отверстий жиклеров на ветровое стекло; при отпускании педали вода из бачка за счет разрежения поступает в камеру насоса. Направление струй регулируется поворотом жиклеров.

Кабина автомобиля ГАЗ-53А металлическая, двухместная, с креплением па раме в четырех точках через резиновые подушки. Сиденье общее для водителя и пассажира, подушка сиденья

Рис. 5. Устройство для обмыва ветровых стекол автомобиля ГАЗ-66:

Отопление кабины осуществляется отопителем, включенным в систему охлаждения двигателя. Воздух к радиатору отопителя поступает снаружи через люк воздухопритока, крышка которого расположена перед ветровым стеклом.

Кабина оборудована электрическим двухщеточным двухско-ростным стеклоочистителем и устройством для обмыва ветрового стекла.

У автомобиля ЗИЛ-131 кабина металлическая, трехместная, расположена за двигателем. Кабина крепится к раме в трех точках: впереди — к кронштейнам лонжеронов рамы через резиновые подушки, а сзади — через качающуюся серьгу и резиновую втулку к опорному кронштейну второй поперечины рамы.

Кабина имеет неоткрывающееся панорамное ветровое стекло, состоящее из двух половин. В крыше кабины имеются два вентиляционных люка с крышками. Двери кабины снабжаются замками, открывающимися снаружи и изнутри. Для открывания кабины необходимо нажать кнопку ручки. Правая дверь может быть заперта снаружи ключом от включателя зажигания. Внутри кабины устанавливаются сиденье для водителя и двухместное сиденье для пассажиров. Положения сиденья водителя регулируются в продольном направлении и по высоте, кроме того, может быть отрегулирован наклон подушки сиденья и угол наклона спинки. Подушка пассажирского сиденья устанавливается на подставку, приваренную к полу кабины, а спинка навешена на ее заднюю стенку.

Вентиляция кабины в летнее время осуществляется за счет опускающихся стекол дверей, открытия верхних вентиляционных люков, а также с помощью поворотных форточек в окнах дверей. Свежий воздух может поступать также через правый вентиляционный канал, расположенный в брызговике крыла. В передней части этого канала имеется заслонка, которая управляется вручную через облицовку радиатора. В зимнее время заслонка вентиляционного канала должна быть закрыта.

Отопитель кабины расположен с правой стороны под панелыо приборов. Ввод воздуха в отопитель регулируется заслонкой, расположенной в нижней части кожуха радиатора. Рукоятка заслонки может занимать три положения. Первое положение вертикальное, воздух к радиатору поступает только из кабины; второе положение наклонное, заслонка открывает вход воздуха из вентиляционного канала и преграждает доступ свежего воздуха в кабину; третье положение горизонтальное, заслонка открывает вход для свежего воздуха в кабину.

Большая часть нагретого воздуха подается вентилятором в воздухораспределительный канал, меньшая часть — в кабину к ногам пассажира. Из воздухораспределительного канала воздух по шлангам поступает к соплам ветрового стекла и через отверстие в конце канала, перекрываемого заслонкой, к ногам водителя. Заслонка управляется рукояткой, расположенной на площадке щитка приборов.

Рис. 6. Отопитель кабины автомобиля ЗИЛ-131.
1 — рукоятка управления заслонкой воздухораспределительного канала; 2 — трос; 3 — заслонка распределительного канала; 4 — сопло обдува ветрового стекла; 5 — кожух распределительного канала; 6 —- водяной кран; 7 — водоподводящий шланг; 8— трубопровод; 9— вентилятор; 10—конденсатор; 11 — электродвигатель; 12 — добавочное сопротивление; 13 — радиатор; 14 — заслонка отопителя; 15 — рукоятка управления заслонкой отопителя; 16 — воздушный шланг

Стеклоочиститель состоит из пневматического двигателя с золотниковым распределителем и механизмом укладки щеток, встроенным в распределитель; двух щеток с рычагами и тяга-ми, крана управления стеклоочистителем. Включается стеклоочиститель поворотом крана против хода часовой стрелки. При вращении головки крана в этом же направлении скорость движения щеток увеличивается. При повороте головки крана вправо до упора стеклоочиститель выключается, при этом щетки автоматически укладываются по нижней кромке ветрового стекла. Если механизм укладки щеток не сработает, необходимо вторично включить и выключить кран.

Устройство для обмыва ветрового стекла такое же, как на автомобиле ГАЗ-66.

На автомобиле ЗИЛ-130 кабина по устройству и оборудованию аналогична кабине автомобиля ЗИЛ-131.

У автомобиля «Урал-375Д» кабина цельнометаллическая, трехместная, с глухим ветровым стеклом. Крепится кабина к раме в четырех точках на резиновых подушках. По устройству и оборудованию эта кабина во многом схожа с кабиной автомобиля ЗИЛ-131. Сиденья водителя и пассажиров раздельные, с амортизирующим элементом из губчатой резины. Положение сиденья водителя можно регулировать, перемещая его вперед или назад.

Кабина обогревается воздухом, нагретым в отопителе, который установлен под панелью приборов в средней части кабины. Воздух к отопителю поступает снаружи через люк, закрываемый крышкой, а из кабины через люк, закрываемый крышкой. Люки управляются рукояткой и приводом воздуха на стекла.

Рис. 7. Стеклоочиститель и устройство для обмыва ветровых стекол автомобиля ЗИЛ-131:

Рис. 8. Отопитель кабины автомобиля «Урал-375Д»:
1 — рукоятка наружного люка; 2 — шланг подачи теплого воздуха для обдува ветровых стекол; 3 — привод внутреннего люка; 4 — электродвигатель вентилятора; 5 — вентилятор; 6 — заслонка обогрева кабины; 7 — крышка внутреннего люка; 8 — радиатор отопителя; 9 — водоотводящая труба; 10 — водоподводящая труба; 11 — краник; 12 — крышка наружного люка; 13 — направляющая поток

Тип и конструкция кабины зависят от общей компоновки автомобиля. У автомобилей с расположением кабины над двигателем ее выполняют цельнометаллической с возможностью откидывания вперед для обеспечения свободного доступа к двигателю и другим механизмам. Такой тип кабины применяют на автомобилях семейства МАЗ-500А и автомобилях КамАЗ. Преимущество кабин этого типа заключается в том, что они дают возможность увеличить размеры кузова, более равномерно распределить массу автомобиля и перевозимого груза по отдельным мостам и создать хорошую обзорность, сократив до минимума мертвое пространство перед автомобилем, непросматри-ваемое водителем со своего сиденья.

У магистральных грузовых автомобилей и седельных тягачей за спинками сидений оборудуют одно или два спальных места для водителя, учитывая, что в дальних рейсах экипаж автомобиля может состоять из двух водителей. На грузовых автомобилях обычно устанавливают раздельные сиденья для водителя и пассажиров.

Сиденье водителя имеет устройство для поглощения толчков в виде пластинчатого торсиона, установленного в трубе. С одного конца торснон закреплен неподвижно, а с другого с устройством для регулирования жесткости подвески.

Колебания торсионной подвески гасит гидравлический амортизатор телескопического типа. Одно ушко амортизатора крепится к основанию, другое — к поперечине остова. Положение сиденья можно регулировать рычагом, перемещая сиденье в продольном направлении по нижним неподвижным направляющим. Выбранное положение фиксируется стопором, входящим в соответствующий паз гребенки.

Предусмотрена также возможность изменения наклона спинки сиденья на угол 9—19°. В установленном положении наклон спинки фиксируется язычками кронштейнов спинки, входящих в пазы гребенок, расположенных на боковинах спинки. Наклон спинки регулируют рычагом.

Механизм опрокидывания кабины обеспечивает ее легкий подъем и надежное крепление как в опрокинутом, так и в рабочем положении.

При опрокидывании кабины автомобилей МАЗ ее масса поддерживается двумя пружинами, расположенными под передней частью кабины.

Концы пружин свободно надеваются на чашки, а для предупреждения выброса частей пружины, в случае ее поломки, имеется страховой трос. В передней части основания кабины предусмотрены два кронштейна, которые входят в проушины кронштейнов, прикрепленных к лонжеронам рамы. Сочленение кронштейнов осуществляется с помощью осей с резинометаллическими втулками.

Рис. 9. Сиденье водителя:
1 — подушка; 2 — рукоятка регулировки торсиона; 3 — спинка; 4 — боковина сиденья; 5 — рычаг регулировки наклона спинки; 6 — указатель регулировки жесткости подвески; 7 —амортизатор; 8 — труба торсиона; 9 — остов сиденья; 10 и 16 — рычаги подвески; 11 — нижние направляющие; 12 — гребенка; 13 — возвратная пружина; 14 — тяга; 15 — стопор; 17 — рычаг стопора; 13 — верхние направляющие; 19 и 21 — поперечины рычагов; 20 — основание

Опускание кабины происходит в пределах, допускаемых пазами, в щеках. В конце опускания кабины ось упрется в щеки, что вызовет поворачивание кулачка в положение, при котором он подпирает захват и удерживает механизм в закрытом положении.

В опрокинутом состоянии кабина удерживается упором-ограничителем, состоящим из двух рычагов, и закрепляется защелкой. Упор-ограничитель складывающегося типа с шарнирным сочленением. Верхний рычаг упора крепится к кабине, нижний — к лонжерону рамы.

Открывают запорный механизм принудительно, поворачивая кулачок в исходное положение, при котором он освобождает захват. Для этого поворачивают рукоятку в верхнее положение. Поворот рукоят: ки приводит к поворачиванию ограничителя, находящегося на одной оси с ним, при этом происходит перемещение тяги, поворачивающей кулачок, что ведет к освобождению захвата. Таким образом запорный механизм раскрывается и кабина может поворачиваться на передних шарнирах.

У автомобилей КамАЗ кабина крепится к раме посредством двух передних шарнирных и двух задних подрессоренных опор. Применение листовых рессор, работающих совместно с гидравлическими амортизаторами телескопического типа, обеспечивает достаточно мягкую подвеску кабины.

У автомобилей КрАЗ неопрокидываемая кабина крепится в трех точках. Благодаря болтовому креплению с использованием резиновых подушек кабина при скручивании рамы может качаться и детали ее не испытывают при этом скручивающих и изгибающих напряжений.

Система отопления и вентиляции. Все современные автомобили с дизельными двигателями снабжаются системой -отопления и вентиляции кабины.

Для обогрева кабины применяют систему жидкостного отопления, в которой теплоносителем является жидкость, отбираемая из системы охлаждения двигателя. Отопитель имеет два радиатора. Воздух, согреваемый проходящей через радиатор жидкостью, направляется в кабину и на обогрев переднего стекла.

Вентилятор отопителя забирает свежий воздух в передней части автомобиля и направляет его в радиатор отопителя, а затем в распределительный канал. При помощи заслонки в канале можно изменять распределение воздуха, поступающего для обогрева пассажирского помещения и переднего стекла.

Рис. 10. Схема устройства опрокидывания кабины:
1 — кабина; 2 — упор-ограничитель; 3 — защелка; 4 — чашка пружины; 5 — пружина опрокидывания; 6 — страховой трос

Рис. 11. Запорный механизм кабины:

Для более эффективной работы системы отопления, при низких температурах окружающего воздуха, прибегают к так называемой рециркуляции воздуха, т. е. используют для циркуляции один н тот же воздух, который в этом случае все время будет находиться в кругообороте: отопитель— кабина — отопитель.

Рис. 12. Схема системы отопления кабины и вентиляции!
1 — отопитель кабины; 2 — электродвигатель; 3 и 4 — вентиля» торы; 5 — подводящий шланг; 6 — запорный краник; 7 — двигатель; 8 — отводящий шланг; 9 — сливной краник; 10 — палецЗ 11 — вентиляционный люк

Схема системы отопления и вентиляции автомобилей МАЗ показана на рис. 12.

На переднем щите кабины установлен жидкостный отопитель с двумя радиаторами, наклоненными на 10° в правую сторону для слива жидкости. Горячая жидкость поступает в отопитель из системы охлаждения двигателя. Воздух, проходящий через радиатор отопителя, подается вентилятором с электродвигателем из-под облицовки передка кабины. Нагретый воздух поступает в кабину и для обогрева переднего стекла. Из нижней части радиатора отопителя жидкость по шлангу отводится в подводящий патрубок насоса и таким образом возвращается в систему охлаждения.

При скорости движения более 40 км/ч для подачи воздуха в систему отопления можно использовать его естественный подпор, это позволяет выключить вентилятор. В нижней части подводящего шланга имеется сливной краник, позволяющий сливать жидкость из отопителя.

При температуре наружного воздуха ниже — 15 °С прибегают к рециркуляции воздуха. В этом случае воздух, поступающий в отопитель, забирается вентилятором непосредственно из самой кабины, для чего рукоятками открывают заслонки в рециркуляционных патрубках. Запорные краники на отводящем коллекторе и подводящем патрубке насоса открывают только после того, как температура жидкости достигает 75 °С.

Для вентиляции кабины служат два вентиляционных люка, а также поворотные и опускные стекла дверей кабины. Кроме того, по требованию заказчика может быть установлен дополнительный вентилятор.

У автомобилей КамАЗ отопитель расположен в средней части внутренней панели передка кабины. Горячая жидкость подается в нижнюю часть отопительного радиатора из водяной рубашки блока цилиндров и проходит через регулировочный кран отопления. Воздух, нагреваемый радиатором отопления, проходит через решетку облицовочной панели. Циркуляция воздуха происходит под действием двух электровентиляторов, подающих нагретый воздух к соплам обдува переднего стекла. Часть теплого воздуха поступает к ногам водителя и пассажиров из отверстий в двух воздухораспределителях. Заслонки в воздухораспределителях позволяют распределять подаваемый воздух и при необходимости направлять большую часть его для обдува стекол кабины. Теплый воздух обогревает не только переднее стекло, но и стекла дверей кабины, для чего имеются направляющие решетки, расположенные с правой и левой сторон щитка приборов.

В современных автомобилях с дизельными двигателями большое внимание уделяется шумо- и теплоизоляции кабины. Поскольку дизельные двигатели работают с значительно большим шумом, чем карбюраторные, необходимо ослабить шум, проникающий в кабину. Повышенный шум утомляет водителя и мешает ему воспринимать на слух работу различных механизмов.

Хорошая звукоизоляция кабины достигается покрытием внутренних поверхностей панелей кабины специальной мастикой. Кроме того, для шумо- и теплоизоляции используют стекловолокно, многослойный гофрированный картон, а также мягкую обивку из перфорированной искусственной кожи.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Устройство автомобиля

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Кабина и ее оборудование автомобиля"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства