Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Устройство автомобиля

Публикация:
   Техническое обслуживание рулевого управления автомобиля

Читать далее:




Техническое обслуживание рулевого управления автомобиля

При контрольном осмотре проверяют состояние и наличие шплинтов в тягах рулевого привода, отсутствие подтекания масла из картера рулевого механизма и усилителя, а на ходу автомобиля — работа усилителя.

При ЕТО проверяют свободный ход рулевого колеса, надежность крепления сошки и тяг, натяжение ремня привода насоса (при необходимости — его регулируют).

При ТО-1 проверяют крепление всех деталей рулевого управления, смазывают шарниры рулевых тяг и усилителя смазкой «Литол-24» или солидолом; проверяют и при необходимости доливают масло в бачок насоса и картер рулевого механизма.

При ТО-2 дополнительно проверяют и при необходимости регулируют рулевой механизм, смазывают шлицевые соединения («Литол-24») и игольчатые подшипники карданного вала (ТАп-15В при наличии масленок), заменяют масло в картере рулевого механизма (через одно ТО-2, а в тяжелых условиях при каждом ТО-2).

Применяемое для усилителей масло марки Р может работать без замены до капитального ремонта. Его заменителем мо: жет быть летом турбинное масло-22 или индустриальное-20, зимой веретенное АУ. В случае применения заменителей при сезонном обслуживании производится их замена.

Слив масла из системы гидроусилителя автомобиля ГАЗ-66 производится при поднятых передних колесах и открытой крышке бачка насоса, при этом отсоединяются шланги от распределителя и силового цилиндра, а рулевое колесо медленно поворачивается до упора вправо и влево. После слива масла рекомендуется промыть систему свежим маслом. Сетки фильтров промывают отдельно. Для заливки свежего масла присоединяют все шланги, масло заливают в бачок до сетки заливного фильтра и прокачивают при малой частоте вращения коленчатого вала двигателя; рулевое колесо поворачивают 2—3 раза до упора в обе стороны. При необходимости уровень масла.доводят до нормы.

На автомобилях ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131 масло из системы сливают через пробку в картере рулевого механизма при повернутом рулевом колесе влево до упора. В таком же положении масло заливают до уровня сетки заливного фильтра, а затем доливают до нормы при работающем двигателе и повороте рулевого колеса от упора до упора.

На автомобиле «Урал-375Д» при сливе масла опускают запасное колесо, передние колеса поворачивают вправо до упора, сливной шланг от бачка насоса отсоединяют и его конец опускают в емкость для сбора отработавшего масла, патрубок бачка заглушают. Вместо сапуна на крышке бачка ввертывают переходный штуцер, к которому подсоединяют шланг из комплекта принадлежностей, второй конец шланга подсоединяют к крану отбора воздуха. После этого в бачок подают воздух при давлении 6,0—7,65 кгс/см2 до выхода масла через сливной шланг. Из задней полости силового цилиндра масло сливают через шланг, отсоединяемый от штуцера на раме автомобиля, при этом колеса поворачивают влево до упора.

Заливку свежего масла производят через бачок, при этом колеса должны быть повернуты вправо до упора. Сначала заливают 2 л масла, затем при работе двигателя на режиме холостого хода удаляют воздух из системы поворотом рулевого колеса до упора в обе стороны, после чего добавляют 1,5 л масла и поднимают запасное колесо.

Рулевое управление должно обеспечивать надежную управляемость автомобилем во всех условиях движения, поэтому необходимо следить за тем, чтобы в нем не было следующих неисправностей:

повышенного свободного хода рулевого колеса (превышающего 10° у новых автомобилей), ослабления крепления картера и колонки рулевого механизма, ослабления крепления деталей рулевого привода, повреждений рулевой колонки (изгибы, вмятины), затрудняющих вращение рулевого колеса.

При проведении технического обслуживания рулевого управления выполняют следующий комплекс работ: проверяют свободный ход рулевого колеса, который должен составлять 10— 15° для автомобилей с гидроусилителями.

Повышенный свободный ход рулевого колеса может быть вызван износом отдельных деталей рулевого управления: подшипников вала руля с установленным на нем червяком, рабочих поверхностей передаточной пары, вала сошки, его втулок и подшипников, а также вследствие ослабления крепления рулевой сошки на ее валу, рычагов поворотных цапф и наконечников поперечной рулевой тяги, поломки пружин в шарнирных соединениях рулевых тяг.

Проверяют крепление рулевой колонки и картера рулевого механизма к раме; смотрят, нет ли погнутости, трещин и других повреждений рулевых тяг. Проверяют зазоры в рулевом механизме и, если они выходят за установленные пределы, выполняют необходимую регулировку.

Смазывают все шарнирные соединения рулевых тяг и шкворней поворотных цапф (согласно графику), добавляют смазку в картер рулевого механизма, проверяют герметичность соединения крышки и картера рулевого механизма.

У автомобилей с гидравлическим усилителем руля следят за натяжением ремня привода насоса, надежностью крепления корпуса гидроусилителя к раме, рулевой сошки и продольной рулевой тяги и проверяют герметичность соединений гидравлической системы. Через 10 тыс. км пробега автомобиля промывают фильтр насоса, а два раза в год меняют масло в нем.

Проверка крепления рулевой колонки. У автомобилей МАЗ и КамАЗ проверяют крепление рулевой колонки к кронштейну щитка кабины. Это крепление выполнено шарнирным в виде ушка, приваренного к кожуху колонки и входящего в вилку кронштейна. Ушко и вилка соединяются между собой пальцем, который фиксируется стопорным болтом. Палец должен быть затянут настолько, чтобы исключить ощутимое покачивание колонки в боковых направлениях и в то же время допустить ее поворачивание в продольной плоскости при откидывании кабины. Кронштейн должен быть жестко закреплен двумя болтами на щитке кабины. При появлении люфта в карданной передаче рулевого управления его устраняют, подтягивая болты крепления обеих вилок шарнира.

Регулировка осевого люфта рулевого вала. Для выполнения этой операции снимают кожух и отпускают стопорный винт, крепящий втулку, и поднимают ее настолько, чтобы она вышла из шлиц корпуса верхнего подшипника рулевого вала. Затем поворачивают регулировочную гайку вместе с втулкой против часовой стрелки, поджимая упорную шайбу до тех пор, пока она не упрется в ступицу рулевого колеса. Из этого положения повертывают регулировочную гайку в обратном направлении до совмещения шлиц втулки и корпуса верхнего подшипника. Опустив втулку до крайнего нижнего положения, фиксируют ее стопорным винтом.

Игольчатые подшипники шарниров рулевого вала смазывают смазкой 158, закладываемой при разборке кардана.

Проверка свободного хода рулевого колеса. Угол поворота рулевого колеса, соответствующий его свободному ходу, проверяют люфтомером с градуированной шкалой, позволяющим проверить величину свободного хода при усилии, прикладываемом к рулевому колесу, равном 10 Н. Люфтомер состоит из сектора с нанесенной на нем шкалой в градусах, закрепляемого вместе с динамометрической рукояткой на рулевом колесе, и стрелки-указателя, устанавливаемой на рулевой колонке. В рукоятке смонтирован пружинный динамометр, показывающий, при каком усилии поворачивается рулевое колесо. Поворачивая рулевое колесо за рукоятку динамометра, поочередно вправо и влево, определяют по положению указателя на шкале угол свободного хода рулевого колеса. При помощи люфтомера-динамометра определяют также силу трения в рулевом механизме.

Проверка шарнирных сочленений рулевого управления. Наличие люфта в узлах и сочленениях рулевого управления определяют, пользуясь динамометром, который устанавливают на обод рулевого колеса, и фиксатором правого колеса, входящим в комплект приборов НИИАТа для проверки рулевого управления. Фиксатор устанавливают между рессорой и фланцем поворотной цапфы при вывешенных передних колесах. Работу выполняют два человека. Первоначально проверяют крепленпе колонки к щитку приборов, а затем, закрепив правое переднее колесо фиксатором, проверяют остальные соединения. Приложив к рукоятке динамометра усилие в 100 Н, один из выполняющих эту работу резко поворачивает рулевое колесо в ту и другую стороны, а другой проверяет крепление картера рулевого механизма, вала сошки, шаровых пальцев и наконечников тяг рулевого привода.

Люфт в шарнирных сочленениях рулевых тяг устраняют подтягиванием резьбовых пробок в их наконечниках.

Регулировка рулевого механизма. У рулевых механизмов грузовых автомобилей с дизельными двигателями выполняют две регулировки: осевого зазора в подшипниках вала винта и зацепление рабочей пары.

У автомобилей семейства МАЗ пользуются регулировочной гайкой, подвертывание которой и обеспечивает необходимый натяг в подшипниках винта, соответствующий моменту для проворачивания винта в пределах 120—245 Н.

В рулевом механизме регулируют зацепление сектора и гайки-рейки, пользуясь винтом, ввернутым в торец сектора. Предварительно проверяют зазор в зацеплении по величине осевого перемещения вала сектора. Сошка при этом должна быть отсоединена от гидроусилителя. Указанный зазор не должен превышать 0,1 мм. Если зазор больше этой величины, зацепление регулируют, отвернув контргайку регулировочного винта и вращая регулировочный винт по часовой стрелке до тех пор, пока зазор не будет полностью выбран. Момент для проворачивания винта около среднего положения рулевого колеса должен быть 130—345 Н-м.

Проверка и регулировка гидравлического усилителя руля.

В гидравлическом усилителе руля проверяют крепление насоса к кронштейну и самого кронштейна к двигателю, натяжение ремня привода насоса, уровень масла в бачке насоса, крепление гидроусилителя к раме автомобиля и его соединение с рулевой сошкой и продольной тягой рулевого привода, герметичность соединений трубопроводов и всех уплотнений.

Ремень привода насоса должен быть натянут таким образом, чтобы прогиб в его средней части под действием усилия, равного 40 Н, составлял 10—15 мм. При необходимости подтянуть ремень, удаляют регулировочные прокладки, установленные между обеими половинками разборного шкива насоса, в результате чего смещается ремень в наружную сторону и увеличивается его натяжение.

Уровень масла в бачке насоса должен находиться на расстоянии 5—10 мм ниже верхней кромки заливной горловины. Проверяют уровень масла в бачке при работе двигателя па холостом ходу. Колеса должны находиться в положении, соответствующем прямолинейному движению автомобиля. При необходимости доливки используют только отстоявшееся хорошо отфильтрованное масло, которое заливают через воронку с двойной сеткой.

Ежедневно рекомендуется проверять крепление гидроусилителя к раме автомобиля и шаровых пальцев, соединяющих гидроусилитель с рулевой сошкой и продольной тягой рулевого привода.

Если в шаровых соединениях появляются зазоры, их необходимо отрегулировать, а это требует частичной разборки гидроусилителя. Прежде всего в такой регулировке нуждается шаровой шарнир, соединяющий гидроусилитель с продольной тягой рулевого привода, передающий значительное усилие.

Гидроусилитель снимают с автомобиля, отсоединив трубопроводы на силовом цилиндре гидроусилителя. Его зажимают в тисках. Ослабив контргайку крепления цилиндра гидроусилителя, вывертывают из него корпус шарниров. Опустив стопорный винт, завертывают регулировочную гайку до отказа, а затем отпускают ее на 1/12 оборота и вновь затягивают стопорный винт.

При необходимости регулировки шарнира рулевой сошки снимают крышку с торца корпуса распределителя и, отвернув гайку, вынимают из корпуса золотник. Затем, сняв корпус золотника, отпускают стопорный винт, фиксирующий положение пробки, и завертывают ее до отказа. После этого отпускают пробку до совпадения ближайшей прорези стакана с отверстием под стопорный винт и затягивают последний. Собрав золотник, устанавливают его на место, закрывают корпус распределителя крышкой и подсоединяют трубопроводы.

Смена масла и прокачка гидросистемы усилителя руля. При необходимости смены масла в системе гидроусилителя домкратом поднимают передний мост автомобиля так, чтобы колеса не касались земли; отсоединяют от распределителя трубопроводы нагнетательной и сливной магистрали и, сняв пробку с заливной горловины бачка насоса, сливают масло из бачка и насоса, а затем из силового цилиндра, медленно поворачивая рулевое колесо до предела в ту и другую стороны. Затем подсоединяют трубопроводы к распределителю и заливают в бачок свежее масло до уровня на 40—45 мм ниже верхнего края заливной горловины. Дав отстояться маслу в течение 2—3 мин, пускают двигатель и заставляют его работать в течение 2—3 мин на минимальной частоте вращения холостого хода.

Заполнив систему гидроусилителя маслом, прокачивают ее для удаления воздуха. Для прокачки системы отсоединяют шланг сливной магистрали у коллектора насоса и закрывают отверстие коллектора заглушкой. Отсоединенный конец шланга опускают в горловину масляного бачка насоса, затем, пустив двигатель, при работе его на минимальной частоте вращения холостого хода поворачивают рулевое колесо до предела в одну и другую стороны до прекращения выделения пузырьков воздуха в масляный бачок.

Опустив передний мост автомобиля, доливают масло в бачок до требуемого уровня. После этого проверяют легкость управления на ходу автомобиля,

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Устройство автомобиля

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Техническое обслуживание рулевого управления автомобиля"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства