Общие положения. Для комплексной оценки качества, например, при аттестации продукции, используют методы экспертной оценки, что, в частности, предусмотрено и нормативами Минтяжмаш СССР уровня качества изделий подъемно-транспортного машиностроения (РТМ 24.090—75). Вместе с тем при решении вопроса о постановке изделий на производство экономическая эффективность является определяющим показателем.
Для кранов, используемых регулярно на перегрузочных работах, при оценке экономического эффекта исходят из производительности, а для кранов, используемых эпизодически на перегрузочных, монтажных и других работах, — из стоимости ма-шино-смены. Общую методику расчета экономической эффективности новой техники регламентируют соответствующие нормативные документы; основные указания по применению этой методики для оценки эффективности подъемно-транспортных машин даны в разработанной ВНИИПТМАШ отраслевой инструкции.
Определение некоторых показателей (производительности, массы, размеров, надежности, себестоимости и трудоемкости изготовления, затрат на ремонт и установку, а также некоторых экономических показателей) козловых кранов имеет свои особенности. Ниже приведены указания по оценке показателей козловых кранов. Рассмотрена взаимосвязь некоторых из них с конструкцией отдельных узлов, а также комплексные и удельные показатели, используемые для экономической и для качественной оценки конструкций.
Следует иметь в виду, что в ряде случаев приходится учитывать дополнительные потери времени, связанные с особенностями как перерабатываемого груза, так и подъемных кранов. Например, при перегрузке крупнотоннажных контейнеров крюковыйн кранами тратится значительное время на центровку контейнеров.
Показатели компактности. В этой группе наибольшее значение имеет ширина (боковой габарит) ходовой части, непосредственно сказывающаяся на полезную ширину обслуживаемой краном площадки. При заданной вместимости склада уменьшение полезной ширины площадки приводит к необходимости соответствующего увеличения длины подкрановых путей.
Все приведенные усредненные ориентировочные показатели относятся к кранам обычного исполнения: редукторы с чугунными корпусами и нешлифованными зубьями, с открытыми передачами в механизмах передвижения, точностью установки ходовых колес в пределах 1/500 и т. п. При повышении качества узлов крана значения этих показателей могут улучшиться на 30 … 50%. При использовании узлов небольшой износостойкости (монорельсовых ездовых балок, грузовых полиспастов при стационарном расположении грузовой лебедки и др.) значения показателей следует уменьшить.
Показатели технологичности. Нормативная и плановая трудоемкости изготовления могут быть рассчитаны только при наличии разработанного технологического процесса изготовления крана, что практически невыполнимо не только на стадиях предварительных вариантных проработок, но и технического проектирования. Для предварительной оценки трудоемкости изготовления приходится использовать данные, которые получают путем анализа и обобщения отчетных материалов предприятий. Следует учесть, что трудоемкость изготовления козловых кранов одного и того же типа на разных предприятиях может быть различной не только из-за серийности выпуска и длительности нахождения машины в производстве, но и вследствие особенностей планиро-
вания, размещения цехов и других факторов. Предприятия, специализированные на изготовлении только козловых кранов, отсутствуют. Поэтому на трудоемкость изготовления козловых кранов влияет также и тип всего производства.
Помимо затрат труда (в нормо-часах) для оценки затрат на изготовление используют такие показатели, как массу наплавленного металла, число деталей металлической конструкции и др.
При предварительном определении себестоимости изготовления часто используют приближенные зависимости между себестоимостью и массой крана. Эти зависимости могут быть получены, например, при анализе прейскурантных цен с учетом обычных нормативных значений рентабельности (13 … 15%) и транс-портно-складских за рат.
Ниже приведены ориентировочные значения себестоимости в рублях, отнесенные к 1 т конструктивной массы крана (при серийности 80… 150 кранов в год):
Затраты на приобретение материала обычно составляют 20 … 30% общей стоимости, такой же порядок имеет стоимость покупных изделий.
К показателям технологичности часто относят и металлоемкость. Металлоемкость характеризует расход металла на изготовление крана. Для козловых кранов с учетом коэффициента использования металла она по абсолютной величине близка к конструктивной массе крана. Для козловых кранов коэффициент использования металла обычно колеблется в пределах 0,80 … 0,93 (соответственно листовые конструкции с элементами сложной конфигурации и решетчатые конструкции из профильной стали).
Систематизированные данные о трудоемкости монтажа козловых кранов в настоящее время отсутствуют. При оценке качества кранов можно использовать сведения о затратах на монтаж; здесь учтены затраты не только непосредственно на оплату рабочих, занятых на монтаже, но, что не менее существенно, и на оплату стреловых кранов и другого монтажного оборудования.
При определении расчетной стоимости монтажа механической части козловых кранов часто принимают стоимость монтажа 1 т конструкций козлового крана, около 60 руб/т. Этот норматив рассчитан для несамоподъемных кранов, монтируют которые с помощью монтажных мачт или тяжелых стреловых самоходных кранов. Для самоподъемных кранов стоимость монтажа 1 т конструкции равна 40 … 50 руб/т. В тех случаях, когда краны проходят контрольную сборку на заводе-изготовителе (например, краны К-6Б, КС-12,5), удельную стоимость монтажа принимают равной 30 руб/т. При предварительных расчетах учитываемая отдельно стоимость монтажа электрооборудования с прокладкой проводки в стальных трубах и с монтажом оборудования кабины может быть принята: для козловых кранов с элекроталями грузоподъемностью 3,2 …5т — 250—300 р., для кранов с грузовыми тележками грузоподъемностью 10 … 12,5 т — 600 … 800 р. и грузоподъемностью 20 … 32 т — 1000 … 1300 р.
Комплексные и удельные показатели. Для кранов, регулярно используемых на перегрузочных работах, основным показателем, характеризующим их эффективность, следует считать удельную стоимость перегрузки — затраты на перегрузку единицы массы груза, определенные в сопоставимых условиях. Эти затраты определяют как отношение суммарных годовых расходов на эксплуатацию крана к единице массы переработанного груза. Для рассматриваемых кранов затраты на перегрузку 1000 т груза составляют 30 … .150 р. Использование этого показателя дает возможность наиболее наглядно сопоставлять эффективность применения кранов различных параметров и исполнений.
Можно использовать и другие показатели, например, удельную годовую производительность, отнесенную к массе крана.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Качество и показатели экономической эффективности"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы