Рабочее оборудование экскаваторов подвешивают к поворотной платформе с помощью гидравлических цилиндров (у экскаваторов с гидроприводом) или стальных канатов, через которые также передают движение элементам рабочего оборудования (у неполно-поворотных экскаваторов рабочее оборудование монтируют на поворотной колонке). Перед изучением рабочего оборудования следует изучить существующие конструкции канатов и способы их крепления.
Конструкция. Стальной канат (рис. 6) свит из прядей, каждая из которых состоит из стальных проволок. Пряди навивают вокруг пенькового сердечника или проволок из более мягкой стали.
Свивка канатов бывает параллельная (рис. 6, а) и крестовая (рис. 6, б). При параллельной (односторонней) свивке каждая прядь и весь канат свиты в одном направлении. Канаты параллельной свивки меньше изнашиваются и более гибки, но легко раскручиваются, особенно при нагрузке. В канате крестовой свивки направление проволок в пряди противоположно направлению прядей в канате; такие канаты не раскручиваются.
Канаты различают также по структуре: если пряди свиты из проволок одного диаметра, такая структура называется нормальной (рис. 6, в); если пряди канатов свиты из проволок разного диаметра, причем на поверхности расположены проволоки большего диаметра, структура называется комбинированной (рис. 6, г).
Канаты комбинированной структуры более сложны в изготовлении, но достаточно гибки и служат дольше при раооте, связанной с истиранием наружных слоев каната (например, в условиях работы тягового каната драглайна).
Рис. 6. Стальные канаты:
а — параллельной (односторонней) свивки, б — крестовой свивки, в — сеченне каната нормальной структуры, г — сечение каната комбинированной структуры; 1 — пряди каната, 2 — проволоки, 3 — сердечник
При замене износившихся канатов следует выбирать их в соответствии с указаниями в паспорте экскаватора. Нужно иметь в виду, что применение канатов большего диаметра может привести к уменьшению (а не к повышению) их срока службы, так ка£ при изгибе на барабанах проволочки будут ломаться из-за слишком большой жесткости каната. Кроме того, канат большего диаметра будет заклиниваться между стенками ручья блока и неправильно укладываться на барабане, что также вызовет повышенный износ. Диаметр каната должен быть в 16—20 раз меньше диаметра барабана. В этом случае срок его эксплуатации будет нормальным.
Крепление каната. Для безопасной работы экскаватора необходимо надежно крепить канат. Крепление должно выдерживать большее усилие, чем канат. Недостаточно надежное крепление каната может привести к серьезной аварии и даже к человеческим жертвам.
Наиболее распространен способ крепления каната с помощью клинового зажима — коуша (рис. 7, а). В плоское сужающееся отверстие литого стального корпуса пропускают канат таким образом, чтобы оба конца его выходили из узкой стороны отверстия. Затем,в петлю, образуемую частью каната, выходящего из широка стороны отверстия, закладывают стальной клин и затягивают его канатом. При этом канат зажимается между внутренними поверхностями отверстия в корпусе и клином, имеющим на боковых поверхностях канавки для плотного прилегания каната. Благодаря малому углу клина повышение натяжения каната лишь увеличивает силу затягивания клина.
Однако следует обращать внимание на то, чтобы продолжение оси рабочей (нагруженной) ветви каната проходило через центр отверстия в проушинах корпуса клинового зажима. В противном случае канат будет перегибаться, что приведет к его обрыву.
Рис. 7. Крепление концов канатов:
1 — клиновым зажимом, и — в конической втулке с заливкой, в — заплет-кой, г — болтовыми зажимами; 1 — корпус коуша, 2 — клин, 3 — обойма, 4 — болтовой зажим
Клиновой зажим можно легко демонтировать. Для этого достаточно бородком, вставленным с узкой стороны, выбить клин. Недостаток этой конструкции заключается в том, что трудно крепить канаты больших диаметров; эти канаты плохо сгибаются вследствие большой жесткости.
На рис. 7 показана конструкция крепления канатов больших диаметров в конической втулке. Конец каната, продетый с узкой стороны в отверстие втулки, расплетают на отдельные проволоки, предварительно перевязав канат в месте выхода его из втулки. Затем у каната вырезают пеньковый сердечник, концы расплетенных проволок загибают в виде крючков и образовавшуюся кисть затягивают внутрь втулки. После этого внутреннюю поверхность втулки и проволоки протравливают соляной кислотой и заливают втулку припоем или баббитом, а в особо ответственных случаях — свинцом или цинком. Таким образом обычно крепят канаты — стяжки большого диаметра, поддерживающие удлиненные стрелы драглайнов или кранов. Этот способ надежен, но имеет и недостатки: неразъемность соединения и сложную конструкцию.
На рис. 7 показано крепление каната при помощи заплетки его конца. Обойму с канавкой на наружной боковой поверхности для каната вставляют в петлю каната и плотно обтягивают им. Конец каната расплетают на пряди, пеньковый сердечник вырезают, а расплетенные пряди специальным инструментом вплетают во вторую ветвь каната. Заплетка должна доходить до самой обоймы и иметь на всей длине плотную обмотку из мягкой проволоки. Длина заплетаемой части берется не менее 0,4 м для канатов диаметром до 12 мм и 0,7 м для канатов диаметром свыше 12 мм. Крепление этого типа весьма надежно при хорошем выполнении.
Широко применяют крепление каната болтовыми зажимами (рис. 7, г) разнообразной конструкции. Зажим состоит из двух половин, между которыми закладывают обе ветви каната, стягиваемые болтами. Этот способ достаточно надежен при соответствующем числе зажимов. Для канатов диаметром от 10 до 34 мм берут от 3 до 7 зажимов, а расстояние между ними соответственно от 80 до 230 мм. Зажим болтами менее удобен, чем клиновой, так как требует большего времени на монтаж и демонтаж, а также значительного усилия для затяжки болтов.
Для крепления каната двумя клиньями в барабане сделаны два клиновых отверстия. Конец каната пропускают последовательно через оба отверстия, а затем забивают клинья, вставляемые с широкой стороны отверстий. При этом вначале забивают клин, расположенный ближе к концу каната, а после натяжения каната — клин. Если установить сначала клин, то при забивании клина участок каната между клиньями ослабевает и канат удерживается только одним клином, то есть надежность крепления уменьшается вдвое. Двумя клиньями целесообразно крепить канаты сравнительно больших диаметров (16 мм и более).
Иногда конец каната присоединяют к барабану болтами. ЭЛ крепление аналогично креплению болтовым зажимом с той лишь разницей, что одной из половинок зажима является тело барабана, к которому болтами притягивают планку, зажимающую канат.
Уход за канатами заключается в нанесении на них специальной канатной мази, предохраняющей канат от ржавления и быстрого перетирания проволочек при изгибах каната под нагрузкой. Пропитываемый смазкой сердечник при изгибе каната смазывает внутренние слои проволок.
Исключение представляет только тяговый канат драглайна, который не смазывают, так как он при работе все время соприкасается с грунтом.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Канаты экскаваторов"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы