Для механизмов подъема применяются стальные канаты (тросы), изготовляемые в соответствии с ГОСТ 3241—55, которые значительно удобнее и долговечнее пеньковых канатов и стальных цепей. Стальной канат работает бесшумно, обладает большой надежностью, так как разрыв его не происходит внезапно, вследствие того, что постепенно увеличивающееся число лопнувших проволок позволяет определить износ каната задолго до обрыва. Стоимость его в 10—12 раз меньше стоимости сварной цепи. Пеньковые канаты на электрических мостовых кранах не применится.
Для изготовления канатов применяется сталь с расчетным пределом прочности на разрыв 100—260 кГ/мм2.
Более прочная проволока не применяется из-за большей жесткости, канат из нее получится более жесткий, плохо гнущийся. Для кранов применяются канаты, скрученные из проволок одного или разных диаметров. Наибольшее распространение имеют 6-прядные канаты.
Для изготовления пряди из проволок одного диаметра вокруг центральной проволоки навивают один ряд из 6 проволок, так как вокруг кружка определенного диаметра можно плотно уложить только 6 кружков такого же диаметра.
В следующий ряд уложить можно только 12 проволок — не более и не менее, так как шесть из них лягут на нижние шесть проволок, а шесть — в промежутки между ними. Каждый последующий ряд будет увеличиваться на 6 проволок.
Таким образом, прядь может содержать проволок:
1 + 6 = 7 (один ряд проволок вокруг центральной проволоки);
1 + 6 + 12 = 19 (два ряда проволок);
1 + 6+ 12 + 18 = 37 (три ряда проволок);
1 + 6 + 12 + 18 + 24 = 61 (четыре ряда -проволок) и т. д.
Отсюда видно, что число проволок в пряди не может быть произвольным, а подчиняется строгому закону. Если делать канат из проволок разных диаметров, то тогда можно получить другие числа проволок в пряди и в канате.
Когда готовы пряди, из них скручивается канат по предыдущему способу: берется одна прядь и вокруг нее укладывается шесть прядей. Получается стальной канат из 7 прядей. Обычно в подъемных канатах вместо средней стальной пряди берут волокнистую, а вокруг нее навивают шесть стальных, причем в каждой пряди имеется не менее 19 проволок. Такой канат называется шестипрядным, с одним органическим сердечником.
При расчете прочности каната волокнистая прядь не учитывается, ее назначение состоит в том, чтобы впитывать в себя смазку и создавать дополнительную гибкость каната. При изготовлении стальной канат, имеющий волокнистый сердечник, напоминает гибкую стальную трубку — у него сердечник более гибкий, чем стальные пряди.
Для изготовления волокнистых сердечников применяются растительные волокна: пенька, джут, кенаф, манила, сизаль и, в последнее время искусственные волокна — капрон и перлон.
Для тросов, работающих в горячих цехах, волокнистый сердечник делают из асбестовой пряжи (по особому заказу).
При изготовлении стальных канатов сердечники пропитываются смазкой, препятствующей коррозии проволок и задерживающей гниение сердечника. Манила, сизаль, капрон, перлон и асбест не гниют, и поэтому их пропитывают только антикоррозионной смазкой.
Смазка должна хорошо задерживаться в сердечнике, не выдавливаться при работе и не вытекать при высокой температуре.
Срок службы стального каната в значительной степени зависит от правильной и своевременной смазки. Смазывают канат при навеске его на барабан и в последующем не реже, чем через два месяца.
Очистка каната перед смазкой производится тряпкой или жесткой щетинной щеткой, смоченной в керосине. Применение стальных щеток не разрешается.
Для защиты от коррозии (ржавления) канат смазывается одной из следующих смазок: УН (вазелин технический), ГОСТ 782—59; УНЗ (пушечная смазка) ГОСТ 3005—51; АМС-3, ГОСТ 2712—52, канатной мазью — ГОСТ 5570—50, а также солидолами по ГОСТ 4366—56;
прядном канате), и на следующей после отсчета пряди (в данном случае на седьмой) наносят вторую метку (точка б). Расстояние между метками (точками а и б) принимается за шаг свивки каната. У многопрядных тросов (например, у каната 18 X 19 = 342 проволоки с одним органическим сердечником имеется 6 прядей во внутреннем слое и 12 — в наружном) отсчет прядей производят, исходя из числа прядей в наружном слое.
3. Браковка каната, изготовленного из проволок различного диаметра, например, конструкции 6 X 19 — 114 проволок с одним органическим сердечником, производится согласно данным, причем число обрывов как норма браковки принимается за условное. При подсчете обрывов обрыв тонкой проволоки принимается за 1, а обрыв толстой проволоки —за 1,7. Например, если на длине одного шага свивки каната при первоначальном коэффициенте запаса прочности до 6 имеется шесть обрывов тонких проволок и пять обрывов толстых проволок, то условное число обрывов составляет 6 X 1 + 5 X 1,7 = 14,5, т. е, более 12 и, следовательно, канат надлежит забраковать.
4. Число проволок на одном шаге свивки, как признак браковки каната, определяют, исходя из данных, помещенных в этой таблице для каната,
ближайшего по числу прядей и числу проволок в сечении. Например, для каната конструкции 8 X 19 — 152 проволоки, с одним органическим сердечником, ближайшим по таблице является канат б X 19 = 114 проволок с одним органическим сердечником.
Для определения признака браковки следует данные таблицы (число обрывов на одном шаге свивки) для каната 6 X 19 = = 114 проволок с одним органическим сердечником умножить на коэффициент 96 : 72 = 1,33, где 96 и 72 — число проволок в наружных слоях одного и другого каната.
5. Канаты грузоподъемных машин, предназначенных для подъема людей, а также транспортирующих расплавленный или раскаленный металл, кислоты, взрывчатые, огнеопасные и ядовитые вещества, бракуют при вдвое меньшем числе обрывов проволок на одном шаге свивки.
6. При наличии у каната поверхностного износа или коррозии проволок число обрывов проволок на шаге свивки, как признак браковки, должно быть уменьшено в соответствии с данными табл. 4. При износе или коррозии, достигших 40% и более первоначального диаметра проволок, канат должен быть забракован.
Канат бракуется также и при. коррозии, достигшей 40% и более от первоначального диаметра проволок.
7. Если число обрывов проволок на длине одного шага свивки каната будет меньше, а также при наличии поверхностного износа проволок без обрыва их, канат может быть допущен к работе при условии:
1) тщательного наблюдения за его состоянием при периодических осмотрах с записью результатов в журнал осмотров;
2) смены каната по достижении степени износа, указанной в настоящих нормах.
8. Если груз подвешен на двух канатах, то каждый канат бракуется в отдельности, причем допускается замена одного более изношенного каната.
9. При обнаружении в канате оборванной пряди канат к дальнейшей работе не допускается.
Канатные барабаны служат для наматывания на них каната, несущего грузозахватный орган. Барабан представляет собой полый чугунный цилиндр, насаженный на стальной вал, один конец которого соединен с редуктором, а второй находится в подшипнике. На барабане делаются спиральные ручьи (канавки) полукруглого сечения, в которые укладывается канат при подъеме груза.
Радиусы канавок, во избежание преждевременного износа каната, должны на 5% превышать его радиус. Канат закрепляется на барабане с помощью зажимных планок и болтов. Закрепление каната должно быть надежным, но все же при наибольшем опускании крюка не разрешается весь канат спускать с барабана — не меньше двух витков каната должно оставаться на барабане. Делается это Для того, чтобы к месту закрепления каната передавалась незначительная часть нагрузки, а большая приходилась бы на сам барабан.
Диаметр канатного барабана, измеренный по дну канавки, должен быть: на кранах легкого режима не менее 20 диаметров каната, на кранах среднего режима — не менее 25 и на кранах тяжелого режима, весьма тяжелого и весьма тяжелого непрерывного действия — не менее 30.
Барабан должен иметь реборды, возвышающиеся над навитым канатом не менее чем на один диаметр каната.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Канаты и канатные барабаны электрического крана"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы