Электрической схемой называется чертеж, на котором показаны соединения электрических цепей.
Электрические крановые схемы дают возможность проследить прохождение тока по различным участкам цепи и рассмотреть работу любой части электрооборудования.
Любая из схем электрических соединений крана должна предусматривать:
1) защиту электрооборудования от перегрузки и коротких замыканий;
2) возможность реверса (изменения направления вращения электродвигателя);
3) торможение механизма при остановке;
4) автоматическое отключение электродвигателя при подходе механизма к концу пути;
5) отключение всего электрооборудования или его части для ремонта;
6) защиту от понижения или исчезновения напряжения и невозможность самозапуска двигателей при восстановлении напряжения после случайного его снятия.
При составлении электрических схем пользуются условными обозначениями для изображения отдельных частей электрического оборудования и аппаратуры, которые приведены в ГОСТах 2.722—68, 2.730—68.
Электрическая схема в отличие от машиностроительного чертежа не имеет масштаба.
Электрические схемы делятся на принципиальные и монтажные.
В монтажных схемах электрические аппараты и машины располагаются так, как они будут располагаться на установке, их элементы не разделяются, зажимы аппаратов соединяются проводами так, как это должно быть при монтаже. Каждому зажиму и каждому проводу присваивается свой номер, что облегчает монтаж и позволяет легче обнаружить повреждение цепи. В данной книге монтажные схемы не рассматриваются.
На принципиальной электрической схеме показываются цепи главного тока или главные цепи (силовые цепи электродвигателя) и цепи вспомогательного тока (цепи управления). Цепи управления на схеме принято обозначать тонкими линиями, а главные — жирными.
Существуют определенные правила изображения схем на чертеже, облегчающие их чтение.
На чертеже изображаются все элементы, т. е. катушки, контакты, сопротивления и обмотки всех аппаратов и устройств, входящих в схему.
Отдельные элементы различных аппаратов и устройств располагаются на чертеже не в соответствии с их действительным расположением, а по соображениям удобства и большей наглядности схемы и наиболее ясного выделения отдельных цепей: катушка реле или контактора может находиться в одном месте схемы, а их контакты в другом. Расположение цепей по возможности должно соответствовать последовательности действия аппаратов. Схема составляется таким образом, чтобы количество перекрещивающихся линий было наименьшим.
Контакты всех аппаратов на чертеже изображаются в отключенном положении, т. е. при отсутствии внешних воздействий. Для реле или контактора внешним воздействием является прохождение тока через катушку, а для кнопки с самовозвратом — нажатие ее рукой и т. д.
В соответствии с этим все контакты коммутирующих элементов разделяются на нормально открытые и нормально закрытые контакты, имеющие два исходных положения. Так как отдельные элементы одного и того же аппарата могут находиться в различных местах чертежа схемы, то для указания принадлежности всех элементов к данному аппарату все элементы одного и того же аппарата обозначаются одинаковыми буквенными или цифровыми индексами. Каждому аппарату, примененному в схеме, присваиваются обозначения в соответствии с его назначением в виде одной или нескольких букв. Например: В — контактор «Вперед»; Н — контактор «Назад»; У — контактор ускорения; РВ — реле времени; Р — реостат.
Если в схеме имеется несколько одинаковых аппаратов, то перед буквенными обозначениями ставится порядковый номер аппарата, например: 1РП, 2РП — реле промежуточные первое и второе. После буквенного индекса может ставиться порядковый номер контакта одного и того же аппарата: 1РМ1; 1РМ2 — первый и второй контакты первого максимального реле.
Наиболее часто встречающиеся условные обозначения аппаратов: Л — линейный контактор; В — контактор «Вперед» или «Вверх»; Н — контактор «Назад» или «Вниз»; ДТ — контактор динамического торможения; У — контактор ускорения; Т — контактор тормозной; РВ — реле времени; РП — реле промежуточное; РТ — реле тепловое; РН — реле напряжения; РМ — реле максимальное; РУ — реле ускорения; KB — конечный выключатель; АВ — аварийный выключатель; КК — командоконтроллер.
Для правильного чтения электрической принциальной схемы необходимо хорошо знать условные графические обозначения электрических машин, аппаратов различного назначения и их элементов.
Электрические соединения барабанных контроллеров изображают в виде развернутых схем или иначе разверток.
Развертку получают так: мысленно разрезают вращающийся барабан контроллера сверху донизу по нулевой линии и развертывают его по плоскости чертежа. Отсюда и происходит название такого рода схем.
Подвижные контакты — сегменты контроллера изображаются в виде прямоугольников, соединенных между собой перемычками.
Неподвижные контакты — пальцы изображаются черными сплошными кружками, имеющими буквенное или цифровое обозначение. Затем показывается присоединение к пальцам проводов, идущих к электродвигателю, сопротивлениям и главному щиту.
Положения контроллера обозначаются тонкими вертикальными линиями, над которыми стоят цифры, указывающие положение контроллера. Поворот барабана вправо и влево в развернутой схеме условно заменяется прямолинейным передвижением сегментов вправо и влево. Сегменты имеют различную длину и различные электрические соединения, поэтому при повороте на каждое следующее положение изменяется схема, т. е. каждому положению барабана соответствует одна вполне определенная схема соединений. Развертка простейшего барабанного контроллера типа КТ-2006 представлена на рис. 1.
Рис. 1. Развертка контроллера КТ-2006
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Условные обозначения, принятые в электрических схемах мостовых кранов"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы