1. Каковы требования к канатам в лифтовых установках?
Канаты, применяемые на лифтах, должны быть испытаны в соответствии с ГОСТ 3241—80 «Канаты стальные. Технические требования» и иметь сертификат завода-изготовителя. В соответствии с требованиями ПУБЭЛ, канаты, применяемые для подвешивания кабины и противовеса, должны быть одинаковой конструкции и одного диаметра. Для лифтов, пассажирских, грузопассажирских, больничных и грузовых с проводником применяют тяговые канаты диаметром не менее 9,5 мм, а канаты для ограничителя скорости — диаметром не менее 7 мм.
2. Какой свивки бывают канаты?
Конструкции канатов по роду свивки бывают крестовые и односторонние. Если проволоки в прядях и пряди в канате свиты в одну сторону (правую или левую), то канат односторонней свивки. Если проволоки в прядях свиты в одну сторону, а пряди в канатах в другую, то канат крестовой свивки. Если пряди в канате свиты в правую сторону, канат считают правой крестовой свивки, если в левую — левой крестовой свивки. На рис. 1, в показан канат с проволоками разного диаметра тила ЛК-Р, а на рис. 12, г — канат с проволоками одного диаметра типа ЛК-О. Канаты типа ЛК-Р — более предпочтительны.
3. Как следует выбирать число отдельных канатов для подвешивания кабины и противовеса?
Число отдельных тяговых канатов для подвешивания кабины и противовеса зависит от типа лебедки (лебедка с канатоведущим шкивом или барабанная) и назначения лифта. При полиспастной подвеске все ветви одного полиспаста считаются как один канат. У лифтов с дополнительным противовесом, уравновешивающим часть массы кабины, минуя лебедку, дополнительный противовес должен быть подвешен не менее чем на двух канатах. Тяговые канаты лифтов несут постоянную нагрузку, независимо от того, перемещается кабина лифта или нет. Обслуживающий персонал лифта обязан вести постоянный надзор за работой канатов, их состоянием и их крепле-нием к кабине и противовесу.
4. Как крепятся канаты к барабану, кабине и противовесу?
Крепление тяговых канатов к барабану, кабине и противовесу должно быть надежным и обеспечивать равномерное натяжение всех канатов. Канат к барабану крепится клиновым зажимом или не менее чем двумя прижимными планками. Крепление каната должно быть таким, чтобы на барабане лебедки оставалось не менее полутора запасных витков, не считая витков, находящихся под зажимным устройством. Делается это для того, чтобы к месту крепления каната передавалась незначительная часть нагрузки, а большая приходилась бы на сам барабан.
Концы канатов на подвесных устройствах заделывают при помощи зажимов, коуша и клинового патрона. Зажимы для крепления каната имеют конструкцию, показанную на рис. 1,6. Число зажимов определяется при проектировании, но должно быть не менее трех. Шаг расположения зажимов должен быть не менее шести диаметров каната, а конец каната выступать после последнего зажима не менее чем на 150 мм.
Наибольшее применение имеет крепление тягового каната с помощью патрона и клина. Зажим в этом случае ставят как можно ближе к патрону, чтобы не было ослабления клина. Клин, зажимы, прижимные планки не должны иметь острых кромок, которые могут повредить канат.
Рис. 1. Крепление канатов к подвесным устройствам
а — заплеткой; 6 — зажимами; в—с помощью клинового патрона
5. Как определить пригодность каната, имеющего оборванные проволоки на шаге свивки и поверхностный износ?
Для определения пригодности каната рассмотрим канат с одинаковым диаметром проволок конструкции 6X37=222+1 ОС крестовой свивки. Коэффициент запаса прочности каната по паспорту лифта равен 10. Допустим на шаге свивки обнаружено 7 оборванных проволок. Тогда по табл. 4 находим, что при коэффициенте запаса прочности до 10, канат конструкции 6×37=222+ + 1 ОС крестовой свивки должен быть забракован при 26 оборванных проволоках. В нашем примере оборвано 7 проволок, значит канат может быть использован для работы. Далее проверим канат на поверхностный износ или коррозию по табл. 5. Измерив микрометром несколько оборванных проволок на шаге свивки каната (предварительно зачистив оборванные проволоки), определим, что износ составляет 20 % первоначального диаметра. При наличии у каната поверхностного износа число обрывов проволок на шаге свивки как признак браковки должно быть уменьшено в соответствии с табл. 5. Поэтому норма для браковки каната в 26 проволок должна быть снижена. В нашем примере максимально допустимое число обрывов проволок составит: 26×70 % = 18,2= = 19 обрывов на шаге свивки.
6. Каково назначение уравновешивающих канатов (цепей)?
Уравновешивающие канаты или цепи позволяют уравновешивать тяговые канаты при разных положениях кабины по высоте шахты. Они прикреплены к нижним балкам каркаса кабины и противовеса и ликвидируют неуравновешенность системы, вызванную влиянием массы тяговых канатов. При подъеме кабины лифта масса тяговых канатов со стороны кабины уменьшается, а со стороны противовеса увеличивается. Обратное явление происходит при опускании кабины. Например, у лифта высотой подъема 70 м 6 тяговых канатов диаметром 16 мм составляют массу 420 кг. Масса тяговых канатов попеременно добавляется то к массе кабины, то к массе противовеса. В результате такого перераспределения масс на привод действуют значительные переменные нагрузки, что ухудшает условия работы лифта.
Существует несколько способов подвески уравновешивающих канатов. Распространена схема подвески, когда длина уравновешивающих канатов превышает наибольшее расстояние между кабиной и противовесом при их крайних рабочих положениях по высоте шахты, показана на рис. 2, а. Схема подвески, при которой суммарная масса единицы длины уравновешивающих канатов должна быть в 4 раза больше суммарной массы единицы длины тяговых канатов, показана на рис. 2, б. Для зданий небольшой высоты частично уравновешивающим устройством является подвесной электрический кабель, устанавливаемый по схеме, показанной на рис. 2, б. В качестве уравновешивающих канатов и цепей используют наиболее дешевые канаты и цепи простой конструкции. На них, кроме собственной массы, никакие нагрузки не действуют. Чтобы уравновешивающие канаты не раскачивались и не переплетались в нижней части шахты устанавливают натяжное устройство.
Рис. 2. Схемы подвешивания уравновешивающих канатов и их крепление
а — к кабине и противовесу; б — к кабине в середине шахты; 1 — тяговые канаты; 2 — канатоведущий шкив; 3 — уравновешивающие канаты
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Канаты стальные тяговые, уравновешивающие канаты"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы