Советский Союз расположен на обширной территории Евроазиатского континента. Ее площадь составляет 22,4 млн. км2. В северных зонах территории продолжительность зимнего периода составляет 300 дней, температура воздуха опускается ниже —50° С. На юге этот период длится не более 40 дней, а температура не опускается, как правило, ниже —5 °С. Для страны в целом число дней в году со среднесуточной температурой 0 °С и ниже составляет в среднем 171 день, т. е. 47% календарного времени года.
Многообразие климатических условий существенно влияет на организацию эксплуатации, хранения автомобилей и на их технико-экономические показатели, что приводит прежде всего к ухудшению показателей надежности, снижению экономичности и затрудняет проведение технического обслуживания подвижного состава. Поэтому, рассматривая вопросы организации безгаражного хранения автомобилей, следует учитывать климатические условия конкретного региона.
В зависимости от этих условий территорию СССР делят на отдельные климатические зоны: северную, умеренного климата и южную. Главной характеристикой, определяющей это деление, является средняя месячная температура воздуха в январе (как наиболее холодном месяце года), которая корреляционно связана со среднегодовой температурой воздуха и средней длительностью зимнего периода:
При организации безгаражного хранения автомобилей важное значение имеет не только продолжительность действия низких температур, но и их колебания, в частности, по дням и в течение суток. На рис. 1 показано (в качестве примера) распределение среднесуточных температур в течение года в некоторых, городах (по данным многолетных наблюдений), из которого видны не только среднесуточные значения температур, но и их. варьирование в зависимости от климатической зоны.
Рис. 1. Распределение среднесуточных температур в году:
1 — Верхоянск; 2 — Салехард; 3 — Керчь
Как показали исследования, климатические условия региона характеризуются не только температурой. Необходимо учитывать также скорость и влажность воздуха, уровень солнечной радиации, барометрическое давление и т. д.
Совокупное действие климата характеризуют обобщенным, показателем — суровостью климата, которая оценивается, в баллах.
Такой обобщенный показатель наиболее полно отражает климатические условия, влияющие на эксплуатацию автомобильного транспорта.
Границы областей с одинаковой суровостью климата не полностью совпадают с расположением изотерм. Например, увеличиваясь в направлении севера и северо-востока страны, они имеют некоторые отклонения в районах, где преобладающим фактором становится скорость ветра или другие климатические параметры. Наиболее заметно влияние ветра в районах Сибири, Крайнего Севера и побережья Ледовитого океана, где скорость ветра достигает 30—40 м/с.
Наибольшей суровостью климата отличается северная климатическая зона СССР. К ней относятся все районы, ограниченные с юга изотермой января, равной —20 °С, т. е. районы, в которых средняя температура этого месяца не выше —20 °С. В соответствии с ГОСТ 16350—80 к этой зоне относится более 67% территории страны, где народное хозяйство обслуживается в основном автомобильным транспортом.
Для определения дифференцированных требований к применяемым эксплуатационным материалам, средствам и способам хранения подвижного состава в северной зоне выделяют четыре подзоны.
Первая подзона — арктическая, с наивысшей суровостью климата. Средняя годовая суровость в ней составляет от 3,5 до 4,6 балла, а максимальная суровость в зимний период — от 5,3 до 4,6 балла. Продолжительность зимнего периода здесь, достигает 300—320 сут, а минимальная температура —60° С. В этой подзоне помимо продолжительных периодов низких отрицательных температур часто возникают сильные ветры скоростью 25 м/с и выше.
В арктической подзоне к автомобилям, а также к способам и средствам их межсменного хранения предъявляются особенно высокие требования.
Вторая подзона — субарктическая, с высокой суровостью климата. Здесь среднегодовая суровость находится в пределах 2,5—3,5 балла, ее максимальная величина составляет 3,5—5,0 баллов, а минимальная температура воздуха достигает —71°С (Оймякон). Продолжительность зимнего периода в этой подзоне — около 250 сут. К эксплуатируемым автомобилям и средствам их хранения здесь предъявляются высокие требования.
Третья подзона характеризуется средней годовой суровостью 2,2—2,5 балла. Наибольшая суровость достигает 3,1 — 4,7 балла. Зима длится 240 сут, а температура воздуха опускается до —55 °С. Характерными для региона являются частые и внезапные метели, сильные ветры, а также возможность резкого понижения температуры воздуха (на 10—15° ниже среднесуточных) в течение нескольких суток.
Четвертая подзона — умеренно суровая. Средняя годовая суровость здесь не ниже 1,6—2,2 балла (для Москвы 1,9). Снежный покров и сезонно-мерзлые грунты в ней сохраняются 5—6 мес, а температура снижается иногда до —40 ° С. В этой подзоне может успешно работать подвижной состав в стандартном исполнении при безгаражном хранении на площадках, оборудованных средствами подогрева или разогрева.
Зона умеренного климата располагается южнее изотермы января —20 °С.
Первая подзона умеренного климата характеризуется среднегодовой суровостью 1,7—2,6 балла, средней температурой воздуха в январе от —10 до —20° С. Продолжительность зимнего периода здесь достигает 5—6 мес в году.
Вторая подзона характеризуется среднегодовой суровостью климата 1,4—1,7 балла, средней температурой наиболее холодного месяца в пределах —5…—10 °С. Зима в этом климатическом регионе длится 3—4 мес.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Характеристика климатических зон"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы