Передняя ось грузового автомобиля (рис. 1) состоит из двутавровой балки и двух поворотных цапф, шарнирно закрепленных шкворнями на ее концах. Ступицы установлены на цапфах. Каждая ступица может вращаться на двух конических роликовых подшипниках.
Передняя ось грузовых автомобилей подвешивается к раме на двух продольных полуэллиптических рессорах. При движении машины колебания одного из колес через рессоры и раму передаются другому колесу. Такая подвеска колес называется зависимой. Для облегчения управления автомобилем и для его устойчивого движения, а также для увеличения сроков службы шин передние колеса устанавливают в вертикальной й горизонтальной плоскостях под некоторым углом. Управляемые колеса автомобиля характеризуются развалом и схождением колес, наклоном шкворня вбок и назад.
Для быстрого гашения вертикальных колебаний кузова, возникающих при движении автомобиля, применяют гидравлические амортизаторы (рис. 2), устанавливаемые на передние колеса. Принцип работы амортизатора основан на сопротивлении жидкости, продавливаемой через небольшие отверстия. Телескопический амортизатор состоит из рабочего цилиндра и штока с поршнем клапана сжатия, резервуара и сальникового узла. В цилиндре, заполненном амортизационной жидкостью, перемещается поршень, закрепленный на штоке. Отверстия, просверленные в поршне в два ряда, закрываются сверху плоской тарелкой перепускного клапана, поджатой конической пружиной. Отверстия перекрываются специальным коническим клапаном отдачи, поджатым к поршню пружиной, удерживаемой гайкой.
Шток перемещается в крышке цилиндра, которая является направляющей штока. Сальник обеспечивает уплотнение штока. Для уменьшения износа сальника и направляющей поверхность штока подвергается термической обработке. Сопротивление амортизатора определяется количеством и размерами калиброванных отверстий в дроссельных дисках клапанов отдачи и сжатия.
Ходовая часть автомобиля должна обеспечивать надежное сцепление колес с дорогой, создавать возможно меньшие потери при качении колес во время движения автомобиля, смягчать удары от неровностей дороги и обеспечивать достаточную плавность хода.
От правильности конструктивного решения ходовой части зависят тяговые, экономические и эксплуатационные показатели автомобилей, удобство их обслуживания, допустимая скорость движения и долговечность.
Ходовая часть автомобиля состоит из рамы или несущего кузова, осей, подвески, колес и шин.
—
Передняя ось грузового автомобиля состоит из двутавровой балки и двух поворотных цапф, которые шарнирно закреплены шкворнями на ее концах.
На цапфы устанавливаются ступицы 6 колес, каждая из которых вращается на двух конических роликовых подшипниках.
Передняя ось грузовых автомобилей обычно подвешивается к раме на двух продольных полуэллиптических рессорах и при движении автомобиля колебание одного из колес через рессоры и раму передается другому колесу. Такая подвеска колес называется зависимой подвеской. Зависимую подвеску имеют передние и задние колеса грузовых автомобилей и задние колеса большинства легковых автомобилей и автобусов.
Для облегчения управления автомобилем, обеспечения его устойчивого движения и увеличения сроков службы шин передние колеса устанавливаются в вертикальной и горизонтальной плоскостях под некоторым углом.
Установка управляемых колес характеризуется следующими углами: развала колес, схождения колес, наклона шкворня (в бок и назад).
Угол развала колес — угол наклона колеса к вертикали (рис. 5, а) достигается наклоном оси поворотной цапфы вниз и колеблется от 0 до 1,5°.
Схождение колес определяется разностью расстояний А и Б между ободами колес сзади и спереди. Величина схождения колеблется от 1 до 8 мм.
На рис. 6 показано устройство задней рессоры автомобиля ЗИЛ-130. Концы дополнительных рессор (подрессорников) расположены против кронштейнов, укрепленных на раме, в которые они упираются при увеличении нагрузки на автомобиль и больших прогибах основной рессоры. Основная рессора крепится к раме в передней части при помощи отъемного ушка и пальца. Задний конец основной рессоры плавающий, т. е. может перемещаться относительно кронштейна рессоры в продольном направлении. В задние кронштейны запрессованы сухари с пальцами. На пальцах установлены вкладыши, стянутые болтом. Задний конец рессоры, опираясь на сухари, скользит по ним. Вкладыши предохраняют боковые стенки кронштейна от износа. Дополнительная рессора крепится к заднему мосту двумя стремянками одновременно с основной рессорой.
Заднюю ось автомобиля составляют картер заднего моста и два кожуха полуосей. На концах кожухов заднего моста на двух конических роликовых подшипниках устанавливаются ступицы с колесами.
На легковых автомобилях передняя ось расчлененная и каждое из колес подвешено самостоятельно к раме, а колебания колес на подвеске происходят независимо одно от другого. Такая подвеска передних колес называется независимой.
На рис. 8 показана независимая подвеска передних колес автомобиля ГАЗ-24 «Волга». Узлы передней подвески монтируют на поперечине, которая укреплена на раме. Вес автомобиля передается на каждое колесо через пружину, которая установлена между опорной пластиной и поперечиной. Колесо подвешено на двух рычагах, шарнирно соединенных с поперечиной и стойкой подвески. Рычаги имеют разную длину (верхний рычаг короче). Стойка подвески соединена с рычагами посредством резьбовых пальцев. Гидравлические телескопические амортизаторы установлены внутри пружин подвески.
Регулировочные прокладки позволяют регулировать развал и продольный наклон шкворня. Перемещение колеса вверх и вниз ограничивается резиновыми буферами.
Амортизаторы служат для быстрого гашения вертикальных колебаний кузова, возникающих вследствие деформации рессор при движении автомобиля. Амортизаторы устанавливаются на каждое колесо у легковых автомобилей и на передние колеса у грузовых автомобилей. На современных автомобилях устанавливают гидравлические амортизаторы телескопического типа.
На автомобилях применяют бескамерные шины, состоящие из одной покрышки. Обод колеса при установке такой шины должен обеспечивать полную герметичность.
Для повышения сцепления с мокрой и скользкой дорогой применяются шины с шипами противоскольжения (в протектор шины заделываются металлические шипы из твердого сплава).
К основным неисправностям ходовой части автомобиля относятся: биение или влияние передних колес, преждевременный износ шин, нарушение плавности хода автомобиля. Биение передних колес может явиться следствием наруше
ния балансировки колес, неодинакового давления воздуха в левой и правой шинах, повышенного люфта подшипников ступиц, износа втулок шкворней или пальцев рулевых тяг. Преждевременный износ шин происходит из-за нарушения углов установки колес и прежде всего неправильного схождения колес. Плавность хода автомобиля нарушается при поломке и потере упругости рессорных листов и пружин, недостатке жидкости или неисправности амортизатора.
Для устранения неисправностей регулируют подшипники ступиц колес, схождение колес, заменяют листы и пружины подвески, разбирают и промывают детали амортизатора.
—
Возможные неисправности. Ходовая часть автомобилей работает в неблагоприятных условиях, находясь в постоянном контакте с дорогой.
Рама и тягово-сцепное устройство. Техническое обслуживание рамы заключается в периодической проверке состояния заклепочных соединений и лонжеронов и поперечин (на отсутствие трещин). Проверяют также состояние кронштейнов рессор и ам’ор-тизаторов,. состояние окраски. Заклепочные соединения проверяют легкими ударами (обстукиванием) молотка по головке заклепки. Ослабленная заклепка при обстукивании издает характерный дребезжащий звук.
Техническое обслуживание тягово-сцепного прибора заключается в периодической смазке и устранении свободного осевого перемещения буксирного крюка, которое может, появиться в результате деформации (усадки) резинового (пружинного) упругого элемента или его разрушения. При деформации упругого элемента для устранения осевого перемещения буксирного крюка рекомендуется установить дополнительную прокладку между опорными шайбами и упругим элементом.
Не допускается использовать гайку затяжки буксирного крюка для устранения его осевого перемещения, так как при завертывании и отвертывании гайки осевое перемещение крюка увеличивается.
При сборке тягово-сцепного прибора гайка буксирного крюка должна быть завернута только до упора в опорную шайбу без приложения дополнительного крутящего момента. После этого повертыванием гайки совмещают одну из прорезей в ней с отверстием на крюке и шплинтуют. При этом допускается появление осевого перемещения буксирного крюка не более 0,5 мм.
В случае полной потери упругости или износа резинового упругого элемента его следует заменить.
Подвеска. Техническое обслуживание подвески заключается в периодической проверке состояния рессор (пружин), рычагов, штанг, амортизаторов и деталей крепления. У трехосных автомобилей, кроме того, проверяют уплотнительные манжеты балан-сирного устройства, проверяют и регулируют осевой зазор в башмаках балансирной подвески. Поврежденные листы рессор, резиновые втулки и буфера заменяют. Листы рессор не должны иметь продольного смещения. У автомобилей, имеющих крепление рессор в резиновых подушках, проверяют состояние и положение подушек в кронштейнах.
Проверяют и при необходимости подтягивают резьбовые соединения: гаек стремянок рессор, болтов крепления ушков рессор, стяжных болтов пальцев рессор, гаек пальцев амортизаторов, гаек пальцев реактивных штанг, болтов (шпилек) крепления кронштейнов задней подвески к раме, гаек стяжки кронштейнов оси (КамАЗ).
При обнаружении на амортизаторе следов подтекания жидкости необходимо подтянуть гайку резервуара, для чего амортизатор снимают с автомобиля. Если подтягиванием гайки течь не устраняется, заменяют сальники штока. При замене резинового сальника его правильное положение определяется имеющейся меткой «Низ».
Жидкость в амортизаторе меняют при снятом амортизаторе в мастерской, обеспечивающей особую чистоту. Перед заливкой жидкости амортизатор ставят в вертикальное положение, закрепляют нижнюю проушину, выдвигают шток вверх, отворачивают гайку резервуара и вынимают шток с поршнем. Подготовленный объем амортизаторной жидкости заливают в рабочий цилиндр доверху, оставшуюся жидкость заливают в резервуар амортизатора. После этого собирают амортизатор и устанавливают на автомо-
Проверка и регулировка углов установки управляемых колес.
Восстановление нормального значения углов установки, кроме схождения колес, достигается у этих автомобилей правкой балки оси и заменой изношенных деталей шкворневого соединения.
Для проверки углов установки управляемых колес применяют:
— стенды КИ-8945, ЦКБ-К111, 1119М;
— приборы мод. 2142 для легковых и 2483 для грузовых автомобилей;
— линейки для проверки схождения колес мод. КИ-650, И-401 для легковых и И-402 для грузовых автомобилей.
При регулировке развала и наклона шкворней схождение колес нарушается. Поэтому после регулировки развала и наклона шкворней обязательно следует регулировать и схождение. Перед регулировкой необходимо убедиться в надежном креплении деталей подвески и рулевого механизма, довести до нормы давление воздуха в шинах, отрегулировать подшипники ступиц колес, проверить состояние шарниров рулевых тяг (люфт в шарнирах не допускается).
Регулировка продольного и поперечного углов наклона шкворней производится на легковых автомобилях. На ГАЗ-24 развал и наклон шкворня регулируются прокладками, устанавливаемыми в местах крепления оси верхних рычагов к кронштейну поперечины.
При удалении по одной прокладке (толщиной 1 мм) в передних и задних точках крепления развал уменьшится на 0° 10‘— 0°15’, и, наоборот, при установке по одной прокладке развал увеличится на ту же величину. Угол продольного наклона шкворня при этом не изменяется.
Перестановка одной прокладки с задней точки крепления на переднюю увеличивает угол продольного наклона шкворня на 0°50‘—1°, а удаление одной прокладки только с задней точки увеличивает наклон шкворня примерно на 0°30’, практически не нарушая развала. Разница в количевтве прокладок спереди и сзади допускается не более пяти.
При отсутствии специального стенда или прибора развал и угол наклона шкворня можно проверить с помощью отвеса, большого прямоугольника или вертикального ватерпаса.
Для проверки развала автомобиль устанавливают на ровную горизонтальную площадку в положение для движения прямо. Перекидывают шнур отвеса через крыло и капот и замеряют расстояние Г1 и Г2 от боковых поверхностей шины до отвеса. Учитывая поправку Д (5 мм) на вздутие шины, развал считается правильным, если разница Г1—Г2 не превышает 10 мм (для ГАЗ-24). Разница замеров для правого и левого колес не должна превышать 5 мм.
Развал можно проверить также по боковым поверхностям ободьев, замеряя расстояние Е1 и Е2 между шнуром отвеса и ободом колеса. Для ГАЗ-24 разница .замеров Е1 и Е2 допускается не более 3,4 мм.
Угол продольного наклона шкворня с помощью отвеса проверяют, как показано на рис. 27, г. Базовыми поверхностями при этой проверке служат передние торцы головки стойки подвески. Для ГАЗ-24 наклон шкворня считается допустимым, если расстояние В между шнуром 6 отвеса и нижней головкой стойки составляет 26—31 мм. При этом разница замеров для правой и левой сторон не должна превышать 2,5 мм.
Для проверки и регулировки схождения колес автомобиль устанавливают на смотровой канаве или эстакаде в положение для движения прямо.
Линейкой замеряют расстояние Б на высоте центров колес между:
— внутренними поверхностями шин — для УАЗ, ГАЗ и ЗИЛ;
— торцами тормозных барабанов — для МАЗ;
— ободьями колес — для КамАЗ.
Невыполнение этого требования может привести к ошибке, составляющей 90—100% величины схождения.
Отметив точки касания наконечников линейки на шинах мелом, перекатывают автомобиль вперед настолько, чтобы отмеченные точки оказались сзади переднего моста. Измеряют расстояние А.
Схождение регулируют изменением длины поперечной рулевой тяги (кроме автомобилей ГАЗ-24 и УАЗ). На автомобиле ГАЗ-24 схождение регулируют изменением длины боковых рулевых тяг, на автомобиле УАЗ-452 — вращением регулировочного штуцера. После регулировки стяжные болты наконечников тяг затягивают и повторно проверяют схождение колес.
Регулировка угла поворота колес. Угол поворота колес регулируют при помощи болтов, ввернутых в рулевые рычаги или фланцы поворотных цапф, кроме автомобиля ГАЗ-24, у которого угол поворота колес ограничивается жесткими нерегулируемыми упорами сошки руля в лонжерон рамы.
Регулировка подшипников ступиц колес.
Регулировку ступиц передних колес выполняют в такой последовательности:
— поднимают домкратом переднюю часть автомобиля и ставят
— на подставку;
— снимают колпак колеса, колпак ступицы или крышку наружного подшипника. У автомобилей с передним ведущим мостом (УАЗ-452) снимают ведущий фланец и муфту отключения колес;
— снимают детали стопорения регулировочной гайки (шплинт или замочную шайбу, замочное кольцо);
— отворачивают регулировочную гайку на 1/4—1/2 оборота и проверяют легкость вращения колеса. В случае тугого вращения устанавливают и устраняют причину торможения колеса.
Причинами этого могут быть заедание тормозных колодок за барабан, заедание сальников, разрушение подшипников;
затягивают гайку регулировки подшипников ключом с воротком до тугого вращения колеса. Затягивать гайку, следует плавно без рывков, слегка проворачивая колесо для правильного размещения роликов подшипников на беговых дорожках колец; отворачивают регулировочную гайку на 2—3 прорези до совпадения с отверстием для шплинта и ставят шплинт.
У автомобилей ЗИЛ, КамАЗ и МАЗ отворачивают регулировочную гайку на величину расстояния между двумя соседними отверстиями замочной шайбы, ставят замочную шайбу. При этом штифт регулировочной гайки должен войти в отверстие шайбы. При необходимости допускается подтянуть регулировочную гайку. После установки шайбы затягивают наружную гайку подшипников.
Регулировку подшипников ступиц задних колес выполняют в такой последовательности:
— поднимают домкратом задний мост до вывешивания колес и устанавливают на подставку;
— вынимают полуось или ведущий фланец; отворачивают наружную гайку, снимают замочную шайбу; отворачивают на 1/3—1/2 оборота внутреннюю гайку и проверяют легкость вращения колеса. При тугом вращении устанавливают и устраняют причину торможения колеса;
— затягивают гайку до тугого вращения колеса, проворачивая при этом колесо, затем отворачивают ее на 1/3—1/2 оборота и устанавливают замочную шайбу. При этом штифт гайки должен войти в отверстие замочной шайбы.
После установки шайбы наружную гайку затягивают моментом 12—15 кгс-м.
При Правильно отрегулированных подшипниках переднее колесо от толчка рукой должно сделать 6—8, заднее—не менее 4 оборотов без заметного осевого перемещения и качки. Окончательно правильность регулировки проверяют по нагреву ступиц колес при движении автомобиля. Если через 8—10 км пробега ощущается сильный нагрев, то затяжку регулировочной гайки следует ослабить.
Колеса и шины. Техническое состояние колес и шин проверяют при каждом техническом обслуживании.
Обод, съемный фланец и запорное кольцо должны иметь правильную форму. Забоины, погнутость, вмятины на ободе колеса не допускаются. Отверстия для шпилек колес и колпачковых гаек крепления колес не должны быть изношенными. Застрявшие в шинах посторонние предметы должны быть удалены. Проверяют исправность вентилей и наличие на них колпачков, давление в шинах.
При ТО-2 тщательно осматривают и переставляют шины согласно схемам, приведенным на рис. 9. Периодичность перестановки шин — через 10—12 тыс. км пробега в зависимости от условий эксплуатации.
Проверяют и при необходимости проводят балансировку колес. Статический дисбаланс колес легковых автомобилей не должен быть более 500—1000 г-см в зависимости от размера шин. При статической балансировке радиальное биение колес не должно .Превышать 1,5—2 мм, а торцовое 2—3 мм.
Предельно допустимый износ шины по центру беговой дорожки допускается до размера высоты рисунка протектора 1,6 мм для легковых, 1 мм для грузовых автомобилей и 2 мм для автобусов.
Монтаж и .демонтаж шин должны производиться предназначенным для этой цели инструментом. На автотранспортном предприятии монтаж и демонтаж должны производиться с применением специальных стендов с механическим, гидравлическим или электрическим приводом (мод. LLI509, ЦКБ-2467, -2422, Ш501М).
Монтаж шин производят только на исправные ободы. При обнаружении на деталях колеса ржавчины их очищают и окрашивают.
Внутреннюю поверхность покрышки, камеры и ободной ленты перед монтажом хорошо протирают и припудривают тальком. При монтаже с помощью лопаток заправку бортов на обод колеса производят, начиная со стороны, противоположной заправленному вентилю, и заканчивают, приближаясь к нему с обеих сторон.
После монтажа шины накачивают камеру, до нормального давления, затем выпускают воздух и вновь накачивают, что обеспечивает правильное положение покрышки и камеры. Накачивать шины грузовых автомобилей следует, помещая их под ограждение, а при отсутствии ограждения колесо устанавливают замочным кольцом вниз..
Комплектование автомобиля шинами должно соответствовать размеру обода и грузоподъемности автомобиля. Установка на один автомобиль шин различных видов и с разными рисунками протектора не допускается.
При установке шин, бывших в эксплуатации, на один автомобиль должны устанавливаться шины с одинаковой степенью износа протектора. Разница глубины рисунка протектора, замеренная по центру беговой дорожки, не должна превышать 3 мм для шин, устанавливаемых на сдвоенные колеса.
Шины, восстановленные по второй группе ремонта, нельзя устанавливать на передние колеса автобусов и легковых автомобилей. На автобусах, работающих, на междугородных линиях, нельзя ставить на передние колеса шины, восстановленные по первой группе ремонта, а на задние — по второй группе.
—
Подвеска автомобиля предназначена для снижения толчков и ударов, передаваемых на раму автомобиля при движении. Проверка состояния подвески заключается в периодической подтяжке крепления стремянок, резьбовых втулок передней подвески, пальцев рессор. Необходимо также проверять состояние рессор (их прогиб) и рессорных пальцев. Проверка производится на незагруженной машине. Следует обращать внимание на состояние передней балки (наличие трещин не допускается), кронштейнов рессор, Центрового болта и рессорных листов.
Для регулировки подшипников ступиц передних колес необходимо: поднять переднее колесо н, покачивая его в вертикальной плоскости, определить наличие люфта, затем повернуть его и про. верить, свободно ли оно вращается; отвернуть (снять) колпак со ступицы; отвернуть контргайку; снять стопорную шайбу и отделить замочную шайбу; отвернуть регулировочную гайку и снять ступицу колеса; промыть в керосине обоймы и подшипники; заполнить ступицу смазкой и поставить на место; затянуть регулиро. вочную гайку до отказа так, чтобы колесо вращалось туго и покачать колесо в вертикальной плоскости; наличие люфта свидетельствует об износе шкворня и втулок поворотной цапфы; отвернуть регулировочную гайку на 1/3 оборота (3—4 прорези коронки гайки) до совпадения одной из прорезей с отверстием для шплинта в оси поворотной цапфы (после регулировки колесо должно вращаться без осевого люфта); зашплинтовать регулировочную гайку, поставить колпак ступицы колеса.
Правильность регулировки подшипников окончательно проверяют при контрольном пробеге автомобиля по нагреву ступицы, который легко ощущается рукой после пробега 10 км при чрезмерной затяжке подшипников. В этом случае регулировочная гайка отпускается на одну прорезь.
Регулировка ступицы заднего колеса производится в следующем порядке: поднять заднее колесо, отсоединить полуось от ступицы, отвернуть контргайку, снять стопорную шайбу, регулировочную гайку отпустить на 1/3—1/2 оборота, проверить, свободно ли вращается колесо; поворачивая колесо, одновременно затягивать регулировочную гайку.
Регулировку осевого зазора между кулаком и поворотной цапфой осуществляют металлическими регулировочными прокладками, расположенными между верхней головкой поворотной цапфы и бобышкой балки переднего моста. Определяют осевой зазор плоским щупом, который вставляется между бобышкой балки переднего моста и верхней проушиной поворотной цапфы. У автомобиля ГАЗ-53А этот зазор должен быть не более 0,15 мм, у ЗИЛ-130 — не более 0,25 мм.
Проверка и регулировка углов установки передних колес производится на специальных приборах или отвесом. Для этого необхо-лимо поднять домкратом каждое переднее колесо, затем медленно вращать его рукой и, поместив сбоку, непосредственно около внешних частей диска колеса, какой-нибудь неподвижный предмет, найти две точки равного биения края диска колеса и отмети/ь их; эти точки должны быть на противоположных краях обода. Когда отмеченные точки равного биения окажутся одна внизу, а вторая — наверху, колесо необходимо остановить и опустить его на пол. Те же операции проделать со вторым колесом. Затем перекинуть шнур отвеса через капот так, чтобы концы отвеса расположились против центра колес и отмеченных точек на краях обода. Замерить расстояние А и Б от точек на краях обода 3 (вверху и внизу) до шнура 1 отвеса. Разница (Б и А) между этими расстояниями должна быть в пределах 1,5—7,5 мм у автомобиля «Москвич-412», 0,35 мм —у ГАЗ-24 «Волга».
Угол развала и угол поперечного наклона оси поворотной стойки у автомобиля «Москвич-412» регулируют одновременно путем изменения общей толщины пакета регулировочных прокладок, которые расположены между лривалочной плоскостью оси верхнего рычага и упорной плоскостью на поперечине подвески. Угол развала увеличится при уменьшении количества прокладок и наоборот. Каждая прокладка, имеющая толщину 1,5 мм, изменяет угол развала примерно на 0°20’.
Регулировка развала и продольного наклона шкворня у автомобиля ГАЗ-24 производится также при помощи прокладок. Регулируя развал и угод продольного наклона шкворня, необходимо учесть, что с увеличением числа прокладок спереди и сзади на одну величину увеличивается величина развала и наоборот. Одна прокладка, имеющая толщину 1 мм, изменяет угол развала на 0°10‘—0°15’. При этом угол продольного наклона шкворня остается без изменения.
В случае перестановки одной прокладки с заднего крепления па переднее угол продольного наклона шкворня увеличивается на 0°50‘— 1°, если же удалить одну прокладку сзади, это увеличивает угол наклона шкворня примерно на 0°30’, что практически не меняет развала.
Обратное явление будет в случае перестановки прокладок спереди назад или же удаления передней прокладки. Разница в количестве прокладок спереди и сзади должна быть не более пяти, в противном случае не обеспечивается надежное крепление оси.
Если величина угла развала у автомобиля ГАЗ-53А нарушена износом шкворней и втулок, их необходимо заменить, если же погнулась балка передней оси, выправить ее.
Угол продольного наклона шкворня может уменьшиться при прогибе или скручивании передней оси от удара, поломки или значительной осадки рессор, износа резиновых подушек в кронштейнах рессор или же при износе шкворней и втулок. Для установления требуемой величины угла необходимо заменить детали, от которых зависит значение этого угла.
Угол поперечного наклона шкворня обеспечивает устойчивость движения автомобиля. Он может измениться только при деформации цапфы поворотного кулака. Для восстановления этого угла необходимо заменить поворотный кулак.
У автомобилей УАЗ всех модификаций, ЗИЛ-130, ГАЗ-66, МАЗ углы установки передних колес так же, как и у ГАЗ-53А, не регулируются в процессе эксплуатации, а восстанавливаются заменой изношенных деталей.
Перед регулировкой схождения колес необходимо убедиться в отсутствии зазоров в шарнирах рулевых тяг и подшипниках ступиц колес. Замер величины схождения производят на специальных стендах или же раздвижными линейками с указателями.
Проверка схождения колес производится в следующем порядке: автомобиль устанавливают на горизонтальную площадку и ставят линейку между внутренними поверхностями шин или ободоз передних колес по высоте оси так, чтобы концы цепочек касались пола, затем указатель линейки устанавливают на отметку 0 и стопорят винтом. Автомобиль перекатывают вперед так, чтобы линейка оказалась сзади передней оси, а концы цепочек касались пола, и замеряют по шкале величину схождения колес.
установить требуемую величину схождения колес. Затем снять линейку, затянуть и зашплинтовать гайки болтов наконечников поперечной рулевой тяги.
У автомобиля «Москвич-412» схождение передних колес регулируется изменением длины обеих боковых тяг рулевой трапеции, причем после регулировки длина одной боковой тяги может отличаться от длины другой не более чем на 1—2 мм.
У автомобиля ГАЗ-24 схождение передних колес регулируется изменением длины любой из боковых тяг. При этом следует расшплинтовать и отпустить два болта хомутов, стягивающих концы регулировочной трубки, поворачивать ее до получения необходимой величины схождения. Отрегулировав схождение, хомуты поворачивают в положение, показанное на рис. 45, затягивают стяжные болты хомутов и шплинтуют их.
Амортизаторы предназначены для обеспечения быстрой стабилизации автомобиля после переезда через дорожную неровность. Длительное раскачивание автомобиля при переезде через препятствие указывает на то, что амортизаторы неисправны.
Уход за амортизаторами заключается в периодическом внешнем осмотре и проверке крепления. Амортизаторы следует разбирать для ремонта лишь в тех случаях, когда наблюдается подтекание жидкости и плохо гасятся колебания автомобиля.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Ходовая часть автомобиля"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы