Сцепление предназначено для кратковременного отсоединения двигателя от трансмиссии и плавного их соединения после включения передачи в коробке и при трогании автомобиля или трактора с места.
Действие дискового сцепления основано на использовании сил трения, возникающих между трущимися поверхностями — дисками. Диски сцепления разделяются на ведущие, т. е. вращающиеся вместе с маховиком, и ведомые, связанные с ведущим валом коробки передач. Когда ведущие и ведомые диски разомкнуты, вращение от двигателя к коробке передач не передается.
Рис. 12. Сцепление ЯМЗ-236:
1 — маховик; 2— ведомый диск с демпфером; 3 — нажимной днсю 4 — оттяжной рычаг; 5 — упорная пластина; 6—болт крепления опорной пластины; 7 — вилка оттяжного рычага; 8 — стопорная шайба; 9 — регулировочная гайка; 10 — петля пружины оттяжного рычага; 11 — муфта выключения сцепления с подшипником; 12 — шланг подачи смазки к муфте выключения сцепления; 13 — вилка выключения сцепления;: 14 — упорное кольцо оттяжных рычагов; 15 — вал вилки выключения сцепления; 16 — рычаг вала вилки; 17 — тяга выключения сцепления; 18 — контргайка; 19 — вилка; 20 — палец; 21 — крышка люка картера сцепления; 22 — кожух сцепления; 23 — нажимная пружина; 24 — термоизолирующая прокладка пружины; 25 — крышка люка картера маховика; 26 — Демпфер
По типу ведомых дисков сцепления муфты разделяются на одно- и двухдисковые. Устройство однодискового сцепления показано на рис. 12. Нажимной диск отлит из специального чугуна и имеет на наружной поверхности четыре равномерно расположенных по окружности обработанных шипа, которые входят в пазы, имеющиеся в маховике, что способствует перемещению диска в осевом направлении и. обеспечивает передачу крутящего момента от маховика к нажимному диску. Ведомый диск сцепления демпфером зажимается нажимными пружинами между маховиком и нажимным диском и передает крутящий момент двигателя на первичный вал коробки передач. Ведомый диск сцепления имеет демпфер — гаситель крутильных колебаний коленчатого вала двигателя. Выключающее устройство сцепления состоит из четырех оттяжных рычагов, которые пальцами соединяются с нажимным диском и вилкой. Привод включения сцепления может быть механическим, гидравлическим и комбинированным. Механический привод сцепления автомобиля МАЗ-500А имеет пневматический усилитель, снижающий усилие на педали при выключении сцепления.
В трансмиссиях тракторов применяют муфты, которые по конструкции аналогичны автомобильным. За последние годы широкое применение в силовой передаче тракторов находят гидромуфты, в которых для передачи крутящего момента используются трение и кинетическая энергия жидкости. Гидромуфта меньше изнашивается, допускает большее время на буксование, что обеспечивает более плавное трогание с места, а также обладает способностью демпфировать ударные нагрузки, опасные для деталей трансмиссии. Гидромуфта позволяет запустить двигатель при заторможенном вале коробки передач. КПД гидромуфты при установившемся режиме работы достигает значений т = 0,97—0,98.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Муфты сцепления"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы