Техническое обслуживание коробки передач и раздаточной коробки заключается в поддержании нормального уровня масла в картере, замене его в соответствии с графиком смазки, а также в своевременном выявлении и устранении неисправностей. Необходимо постоянно проверять состояние картера, его крепление, затяжку болтов крышки, исправность механизма переключения и бесшумность работы. При смене масла обязательно нужно промыть картер коробки перемены передач (КПП) жидким минеральным маслом. Старое мадло сливают через сливную пробку, затем заворачивают сливную пробку и заливают промывочное масло. Подняв заднее колесо, пускают на несколько минут двигатель при включенной передаче, после чего промывочное масло сливают и заливают свежее.
Необходимо следить за тем, чтобы не был засорен сапун, служащий для поддержания в картере агрегата нормального давления, и периодически его прочищать.
Проверку крепления раздаточной коробки к поперечине рамы производят одновременно с проверкой крепления КПП. Крепление раздаточной коробки автомобиля УАЗ-469 производится на заднем торце коробки передач. В промежутке между КПП и раздаточной коробкой установлена стальная штампованная пластина, которая выполняет роль кронштейна для подвески на автомобиле всего агрегата и является задней опорой подвески двигателя, для чего пластина имеет опорные, лапы.
Раздаточная коробка автомобиля ГАЗ-66 крепится к кронштейну рамы и поперечине в четырех точках с помощью эластичных опор с резиновыми подушками. При смене масла картер промывают так же, как и КПП.
Карданная передача
Техническое обслуживание карданной передачи заключается в периодической смазке подшипника промежуточной опоры, шлице-вого соединения и смене смазки в карданных шарнирах (согласно карте смазки); очистке валов от грязи; проверке крепления кронштейна промежуточной опоры к поперечине рамы и креплений фланцев карданных шарниров к коробке передач и заднему мосту, проверке затяжки обоймы сальников скользящей вилки. Игольчатые подшипники карданных шарниров смазывают только жидкими маслами. При этом не допускается подтекание масла через сальники игольчатых подшипников. Подшипник промежуточной опоры смазывается до тех пор, пока смазка не выйдет из контрольных отверстий.
Главная передача
Главная передача служит для повышения крутящего момента и представляет собой одинарный или двойной шестеренчатый редуктор, который необходимо постоянно контролировать и регулировать.
В автомобиле «Москвич-412» величину предварительного натяга подшипников ведущей шестерни регулируют при помощи стальных прокладок различной толщины (0,05; 0,08; 0,12; 0,25; 0,4 мм), которые укладывают между распорной втулкой и внутренними кольцами переднего и заднего подшипников. При туго затянутой гаике хвостовика шестерня должна вращаться от руки .фи небольшом усилии.
Боковой зазор в зацеплении шестерен главной передачи и подшипники дифференциала регулируют в следующей последователь, ности:
— дифференциал устанавливают в гнезде картера и приворачивают крышки подшипников, а регулировочные гайки устанавливают как можно ближе к подшипникам дифференциала, ставят крышки подшипников и заворачивают болты, а также регулировоч-ную гайку со стороны ведомой шестерни до получения бокового зазора не более 0,08—0,10 мм после затяжки болтов крышки подшипника дифференциала с этой же стороны. При этом противо- ^ положная регулировочная гайка не должна касаться наружного кольца подшипника;
— затягивают противоположную регулировочную гайку так, чтобы после затяжки всех болтов крышек подшипников боковой зазор был равен 0,08—0,22 мм на том же зубе; при этом разность между наибольшим и наименьшим зазорами при проворачивании ведомой шестерни на один оборот не должна превышать 0,08 мм;
— проверяют на краску правильность расположения пятна контакта зубьев ведомой шестерни.
В автомобиле ГАЗ-24 предварительный натяг подшипников вала ведущей шестерни регулируют изменением толщины пакета прокладок так, чтобы требуемый натяг получился после затяжки гайки вала ведущей шестерни до отказа.
Для уменьшения предварительного натяга прокладки добавляют, для увеличения — убавляют. При регулировке осевой люфт вала ведущей шестерни должен быть устранен. После окончания регулировки вал ведущей шестерни должен легко проворачиваться от руки.
Предварительный натяг подшипников дифференциала регулируют изменением общей толщины пакетов прокладок; оба пакета имеют одну и ту же толщину. С увеличением общей толщины пакетов увеличивается предварительный натяг подшипников.
Регулировку необходимо производить в такой последовательности:
— набрать по пакету прокладок (каждый толщиной 1,3 мм). Прочитать на ободе ведомой шестерни (рис. 20) отклонение В монтажного расстояния Е. Если отклонение имеет знак минус, то следует переложить из пакета в пакет прокладки, толщина которых равна величине отклонения, а если знак плюс, то переложить прокладки из пакета в пакет;
— собрать половины моста без ведущей шестерни (в разъеме картера должны быть бумажные прокладки;
— провернуть ведомую шестерню; если она вращается туго и нет осевого люфта, разобрать мост на две половины и добавить в разъем бумажные прокладки;
— собрать мост и проверить осевой люфт. Прокладки добавлять пока не появится едва ощутимый осевой люфт (0,01 — 0,05 мм);
— вынуть все бумажные прокладки и подсчитать их общую толщину и новую толщину пакетов. Для этого из имеющихся на дифференциале толщин пакетов вычесть ‘/з толщины бумажных прокладок. Набрать соответствующие пакеты и к каждому прибавить по одной прокладке толщиной 0,15 мм.
Предварительный натяг должен быть равен 0,18 — 0,26 мм.
После регулировки подшипников ведомая шестерня должна свободно вращаться от руки без осевого люфта или боковой качки.
В автомобиле УАЗ-469 регулировка подшипников ведущей шестерни главной передачи производится путем подбора регулировочного кольца, прокладки и затяжной гайки. Регулировку нужно производить только кольцом. Если же 0 не удается, то следует установить одну или две прокладки новь, подбирая кольцо необходимой толщины, произвести регулировку подшипников. Предварительный натяг должен быть таким, чтобы осевое перемещение ведущей шестерни отсутствовало, а шестерня вращалась рукой без большого усилия.
Регулировка подшипников дифференциала производится при помощи пакета регулировочных прокладок, которые установлены между торцами внутренних колец подшипников и коробки сателлитов.
Боковой зазор и положение шестерен главной передачи регулируют только при замене старых шестерен новыми в следующем порядке: сначала регулируются подшипники ведущей шестерни, положение ведущей шестерни и подшипники дифференциала, а затем — боковой зазор и расположение пятна контакта на зубьях шестерен главной передачи.
Боковой зазор в зацеплении шестерен регулируется перестановкой прокладок с одной стороны дифференциала на другую. Снимая прокладки со стороны ведомой шестерни, мы увеличиваем зазор в зацеплении, прибавляя, — уменьшаем. Прокладки можно только переставлять, не меняя их общей толщины, так как это может нарушить натяг подшипников дифференциала. Боковой зазор должен находиться в пределах 0,2—0,45 мм. Зазор необходимо производить на фланце ведущей шестерни на радиусе 40 мм.
После окончания регулировки бокового зазора проверяется зацепление в зубьях шестерен главной передачи по пятну контакта.
В автомобиле ГАЗ-53А регулировка затяжки подшипников вала ведущей шестерни производится в том случае, если осевой зазор шестерни превышает 0,03 мм. При регулировке необходимо подтянуть подшипники, удалив прокладки, которые установлены между распорным и внутренним кольцами заднего роликоподшипника. Осевой зазор проверяют при помощи индикатора перемещением ведущей шестерни от одного крайнего положения в другое. При отсутствии индикатора регулировку затяжки подшипников проверяют покачиванием фланца рукой. Если ощущается люфт ведущей шестерни в конических подшипниках, подшипники следует подтянуть.
Проверку затяжки подшипников вала ведущей шестерни производят динамометром. Усилие замеряют во время вращения шестерен; оно должно быть в пределах 1,25—2,9 кг.
передачи должен находиться в пределах 0,15—0,3 мм. Этот зазор будет соответствовать перемещению фланца (при измерении на диаметре расположения болтов) в пределах 0,4—0,8 мм. Для нормальной работы шестерен необходимо также, чтобы боковой зазор колебался не более чем на 0,1 мм (или не более 0,25 мм на диаметре расположения болтов кардана).
У автомобиля ЗИЛ-130 проверка и регулировка конических подшипников вала ведущей шестерни производится так же, как и у автомобиля ГАЭ-53А, но вместо прокладок здесь применяются регулировочные шайбы, которые устанавливаются под внутренние кольца подшипников.
Момент, необходимый для проворачивания вала ведущей шестерни в подшипниках, смазанных маслом, должен быть 0,1—0,35кгм, что соответствует усилию 1,65—5,83 кг, а осевой люфт должен быть в пределах 0,05—0,1 мм. Щ
Регулировочных шайб восемь, их толщины: 2,00—2,02; 2,05— 2,07; 2,15—2,17; 2,25—2,27; 2,35—2,37; 2,45-2,47; 2,55—2,57; 2,60-2,62 мм.
При регулировке подшипников вала ведущей шестерни одновременно проверяют и при необходимости регулируют подшипники промежуточного вала главной передачи. Для этого используют наборы пяти прокладок толщиной 1,0; 0,5; 0,2; 0,1 и 0,05 мм. Под „ждой крышкой обязательно должны быть прокладки толщиной о 05 и 0,1 мм, не менее чем по одной штуке, остальные ставят по мере надобности.
м
Прокладки необходимо снимать с обеих сторон одинаковой толщины и в одинаковом количестве.
При регулировке подшипников главной передачи необходимо проверить зацепление зубьев ведущей и ведомой шестерен (на краску). Положение пятна контакта на рабочей поверхности зуба ведомой шестерни при зацеплении новых шестерен должно соответствовать без нагрузки пятну контакта, изображенному на рис. 8а, на рис 8б — после работы с нагрузкой. При этом боковой зазор между зубьями должен быть выдержан в пределах 0,15 — 0,14 мм. Пятно контакта должно составлять 2/3 длины зуба ведомой шестерни.
Зацепление конических шестерен регулируют при-помощи изменения толщины набора регулировочных прокладок между фланцами стакана подшипников вала ведущей шестерни и картером редуктора. Набор прокладок состоит из пяти штук толщиной: 0,5; 0,2; 0,1; 0,05 мм.
Ведомую шестерню перемещают перекладыванием прокладок из-под одной крышки картера редуктора под другую, не изменяя их общей толщины, чтобы не нарушить регулировку подшипников промежуточного вала главной передачи.
Затяжку подшипников дифференциала производят регулировочными гайками. Гайки надо затягивать равномерно с обеих сторон. Осевой зазор должен отсутствовать.
После регулировки производится контроль главной передачи во время движения автомобиля. Главная передача должна работать бесшумно и не нагреваться.
—
Коробка передач предназначена для ступенчатого изменения крутящего момента, передаваемого от коленчатого вала двигателя или гидротрансформатора к главной передаче ведущих мостов, а также для движения автомобиля или трактора задним ходом и длительного разобщения двигателя от трансмиссии во время стоянки и при движении по инерции. Коробка передач состоит из нескольких валов, набора шестерен и механизма управления. Величина крутящего момента, развиваемого двигателем, изменяется переключением шестерен. При зацеплении той или иной шестерни с исходной шестерней получается определенное соотношение между частотой вращения коленчатого вала и частотой вращения ведущих колес или звездочек, вследствие чего развивается различное тяговое усилие. В современных автомобилях получили распространение четырех- и пятиступенчатые коробки передач. Коробка передач современных автомобилей типа МАЗ-509 состоит из первичного вала, который опирается на два подшипника, установленных впереди в расточке торца коленчатого вала двигателя, а сзади в передней стенке картера коробки передач и крышке подшипника. Вторичный вал опирается передним концом в роликовом цилиндрическом подшипнике, установленном во внутренней расточке зубчатого венца первичного вала, и вторым концом опирается на шарикоподшипник, закрепленный в крышке. На вторичном валу установлены последовательно синхронизатор включения V и IV передач, шестерня V передачи, шестерня III передачи, синхронизатор включения III и II передач, шестерня II передачи и шестерня I передачи заднего хода. Зубья шестерен коробки передач смазываются разбрызгивателем масла, захватываемого шестернями со дна картера.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Коробка перемены передач"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы