Для привода рабочего оборудования экскаваторов-каналокопателей, а также механизмов транспортного и рабочего передвижения используют механический, гидравлический и электрический приводы.
Механический привод рабочего оборудования и механизма передвижения имеют плужно-роторные каналокопатели МК-17 и двухроторные каналокопатели КФН-1200 (КФН-1200А).
В каналокопателе КФН-1200А поток мощности разделяется на привод рабочего органа (роторов) механизма передвижения (гусениц) и насосов гидросистемы. Привод роторов осуществляется от вала отбора мощности трактора через карданный вал, раздаточную коробку, соединительные муфты, конические и редукторы ротора. При встрече фрез с непреодолимым препятствием срабатывают муфты предельного момента.
Транспортные переезды каналокопателя не требуют использования ходоуменьшителя. Мощность от двигателя к гусеницам передается через муфту сцепления, коробку передач, главную передачу, бортовые фрикционы и конечные передачи. Рабочие скорости каналокопателя обеспечиваются с помощью двухдиапазонного ходоуменьшителя. Движение на рабочих скоростях возможно только передним ходом. Движение в гидравлической системе создается шестеренными масляными насосами, которые приводятся во вращение от двигателя через редуктор.
Экскаватор ЭТР-201Б имеет одномоторный привод. От двигателя через муфту сцепления и трехступенчатую коробку дополнительных передач движение передается карданным валом коробке передач трактора. От коробки передач через бортовые редукторы трактора и дополнительную бортовую передачу приводится во вращение ведущая звездочка 20 гусеничного хода. Экскаватор может двигаться на одной из двенадцати рабочих скоростей (три ступени в дополнительной и четыре в тракторной коробке). Ходовая трансмиссия полностью унифицирована с ходовой трансмиссией экскаватора ЭР-7АМ.
Движение на вал привода рабочего органа передается от ректора g отбора мощности через карданный вал, редуктор привода рабочего осгана и шарнирные цепные передачи. Вал привода рабочего органа служит ля передачи вращения ротору, шнекам и конвейерам. Он состоит из пвух полувалов и редуктора привода конвейеров. Сидящие на пллувалах шестерни входят в зацепление с зубчатыми рейками ротора и приводят его во вращение.
равномерное распределение крутящего момента на полувалы ротора достигается благодаря дифференциальному механизму в редукторе привода ротора. На правом выходном валу редуктора привода ротора расположена дисковая предохранительная муфта, защищающая трансмиссию от поломок во время перегрузок, возможных при встрече ротора с труднопреодолимым препятствием. От вала привода рабочего органа через муфты, телескопические валы и редукторы получают вращение шнеки.
На экскаваторе ЭТР-201Б установлен модернизированный (по сравнению с ЭТР-201А) привод конвейеров с разделенным потоком мощности. Вращение левому конвейеру сообщается от левого, а правому от правого полувала привода рабочего органа через редукторы.
Привод рабочего оборудования экскаватора ЭТР-206 унифицирован с экскаватором ЭТР-201А(Б), а гидравлический привод рабочего передвижения экскаватора ЭТР-206 использован от экскаватора ЭТР-204.
Экскаваторы ЭТР-172 и ЭТР-301 имеют многомоторный привод механизмов: на ЭТР-172 — гидравлический, а на ЭТР-301 — электрический.
Насосная станция III экскаватора ЭТР-172, включающая в себя шесть насосов, получает вращение от дизельного двигателя через редуктор привода насосов. Насосная станция обеспечивает привод рабочего органа (роторов), передвижение на транспортных и рабочих скоростях, привод вентилятора, смазывание редуктора привода насосов и др.
Каждый привод IV и V роторов включает в себя гидромотор, двухскоро-стной редуктор и встроенный планетарный редуктор. Редуктор обеспечивает получение двух скоростей роторов (6,7 и 10,4 м/с), что необходимо для обеспечения работы как на минеральных, так и на торфяных грунтах.
Привод каждой из гусениц осуществляется от гидромотора через коробку передач, двухрядный планетарный редуктор на ведущую звездочку. Питание гидромотора от насосов регулируемой подачи в сочетании с двухскоростной коробкой передач и автоматическим регулированием скорости передвижения позволяет изменять скорости движения машины в широких пределах: от 21 м/ч (рабочее передвижение) до 4,5 км/ч (транспортное передвижение).
Экскаватор ЭТР-301 имеет многомоторный электрический привод всех механизмов, питающийся от собственной дизель-генераторной станции. При транспортных переездах машины используется не дизель-генераторная станция, а двигатель тягача. При этом вращение от коленчатого вала дизеля Т-180Г передается гусеницам через первую группу шестерен ходоуменыпителя (муфта на входном валу ходоуменыпителя включена влево, передаточное число ходоуменьшителя), тракторную коробку передач и бортовые редукторы.
Рабочие скорости движения экскаватора обеспечиваются гидромеханической трансмиссией, включающей электродвигатель, насос переменной подачи и гидромотор. От гидромотора вращение на гусеницы передается через вторую группу шестерен ходоуменыпителя, тракторную коробку передач и бортовые редукторы. При этом в коробке передач трактора должна быть включена первая передача.
Дизель Д-180 при работе экскаватора заглушён. Для смазывания трансмиссии и подачи воздуха в пневмосистему тягача при неработающем дизеле установлены масляный насос и компрессор с приводом от электродвигателя.
Ротор приводится от электродвигателя мощностью 100 кВт через редуктор, от которого через цепные передачи приводятся во вращение также рушители.
Шнеки получают вращение от электродвигателей через четырехступенчатый цилиндрический редуктор. Питатели и ленточные конвейеры приводятся от электродвигателя через понижающий раздаточный цилиндрический редуктор.
Для подъема и опускания передней опоры на экскаваторе установлены лебедка и полиспаст с приводом от электродвигателя через червячный редуктор и двухступенчатый цилиндрический редуктор. Задняя опора поднимается и опускается лебедкой и полиспастом с приводом от электродвигателя через червячный редуктор и двухступенчатый цилиндрический редуктор.
Боковой крен экскаватора ликвидируется механизмом поперечной стабилизации, установленным на передней опоре. Винтовой механизм поперечной стабилизации, обеспечивающий необходимое взаимное расположение переднего моста и экскавационного оборудования, получает вращение от электродвигателя через сдвоенный червячный редуктор и конический редуктор.
Гидравлический привод в каналокопателях МК-17 и КФН-1200А использован для подъема и поворота рабочего оборудования. В этих машинах полностью используется гидросистема трактора, состоящая из шестеренного насо-са, масляного бака, гидрораспределителя Р75-ВЗА гидроцилиндров навесной системы и трубопроводов. Гидроцилиндры навесной системы предназначены для подъема рабочего оборудования, для его поворота установлен специальный гидроцилиндр, управляемый свободной секцией гидрораспределителя.
Гидравлические системы экскаваторов ЭТР-201А(Б) и ЭР-7АМ аналогичны, но если в экскаваторе ЭР-7АМ возможен подъем как передней, так и задней частей рабочего оборудования, то гидросистема экскаватора ЭТР-201А(Б) служит для подъема передней части рабочего оборудования и автоматического выдерживания заданного уклона дна канала, для чего предусмотрен электрогидравлнческий гидроаппарат VIT73—44.
В шнекороторных экскаваторах ЭТР-206 гидравлический привод использован для передвижения машины на рабочих скоростях. На экскаваторах для этой цели установлена унифицированная гидропередача привода рабочего
движения, состоящая из регулируемого насоса 207.20.П.02, гидромотора 910 20.11.21, клапанной коробки 502.20.03.00 и подпиточного лопастного насоса.
Гидросистема экскаватора-каналокопателя МК-17 служит для управления рабочими органами и ограничения тяги. Гидроцилиндр задней навес и гидроцилиндры направляющих колес, насос, распределитель, распределительные гидроаппараты, фильтр и масляный бак входят в конструкцию тоактора, остальное гидрооборудование устанавливают дополнительно.
Оригинальным узлом гидрооборудования является ограничитель тяги, срабатывающий при встрече с труднопреодолимым препятствием (увеличении вследствие этого тягового усилия свыше 3,5 т). Ограничитель тяги состоит из исполнительного механизма и механизма отключения. При отсутствии аварийной ситуации шток гидроцилиндра исполнительного механизма находится во втянутом положении и благодаря продольному пазу не препятствует обычному управлению муфтой сцепления. При тяговом усилии свыше 3,5 т гидроцилиндр через двуплечий рычаг отключает муфту сцепления дизеля трактора и машина останавливается.
Импульс давления на срабатывание гидроцилиндра поступает из поршневой полости гидроцилиндра поворота рабочего оборудования через предохранительный клапан. Клапан настраивает и пломбирует завод-изготовитель каналокопателя.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Кинематические и гидравлические схемы экскаватора-каналокопателя"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы