При работе двигателя в кривошипно-шатунном механизме возникают усилия, величину и характер которых определяют кинематическим и динамическим исследованием кривошипно-шатунного механизма.
В автотракторных двигателях применяются центральные (аксиальные) и смещенные (дезаксиальные) кривошипно-шатунные механизмы. Так, например, автомобильные двигатели ГАЗ-21 А, ГАЗ-53 и ЗИЛ-130 имеют дезаксиальный кривошипно-шатунный механизм (ось отверстия для поршневого пальца смещена у них относительно оси цилиндров на 1,5—1,6 мм влево, если смотреть на двигатель спереди). В двигателях с дезаксиальным кривошипно-шатунным механизмом уменьшается вероятность появления стука поршня при переходе его через в.м.т.
Зависимости величин перемещения, скорости и ускорения поршня от угла поворота коленчатого вала тракторного дизеля показаны на рисунке 2.
Скорость и ускорение поршня принято считать положительными, если они направлены к оси коленчатого вала, и отрицательными, если они направлены от оси коленчатого вала.
На рисунке 3 условно изображено изменение величины и направления скорости, а также изменение направления ускорения за один оборот коленчатого вала. На участке пути АБ скорость поршня сп увеличивается от нуля до максимальной величины и, следовательно, ускорение поршня /п направлено в ту же сторону, что и скорость, то есть к оси коленчатого вала. На участке БВ скорость поршня уменьшается от максимальной величины до нуля; в этом случае ускорение поршня направлено в сторону, противоположную движению поршня, то есть от оси коленчатого вала. На участке В’Б’ скорость поршня увеличивается от нуля до максимальной величины, поэтому ускорение поршня направлено в ту же сторону, что и скорость, то есть от оси коленчатого вала. На участке Б’А’ скорость поршня уменьшается от максимальной велйчины до нуля и ускорение направлено к оси коленчатого вала.
Рис. 1. Схемы кривошипно-шатунных механизмов:
а — центральный (аксиальный); б — смещенный (дезаксиальный).
Во время работы двигателя на детали кривошипно-шатунного механизма действуют силы давления газов, инерции возвратно-поступательно движущихся частей, инерции неуравновешенных вращающихся частей, веса и трения. Все эти силы, за исключением силы веса, изменяют величину и направление в зависимости от угла поворота коленчатого вала.
Рис. 2. Изменение величины перемещения, скорости и ускорения поршня в зависимости от угла поворота коленчатого нала (тракторный дизель).
При расчете деталей кривошипно-шатунного механизма на прочность обычно ограничиваются учетом сил давления газов и инерции, так как эти силы значительно больше сил веса и трения.
Рис. 3. Изменение величины и направления скорости и изменение направления ускорения поршня за один оборот коленчатого вала.
Сила давления газов. Абсолютное значение силы давления газов и характер грамме, снятой с двигателя или построенной на основании теплового расчета. В том и другом случае индикаторная диаграмма может быть представлена в развернутом виде в координатах р—а, потому что из координат р—V ее можно без изменения самого графика перестроить в координатах р—х, заменив на оси абсцисс значения объема газа V соответствующими ему значениями перемещения поршня х. В свою очередь, перемещение поршня х связано с углом поворота а коленчатого вала зависимостью, выраженной уравнением (39).
Рис. 4. Развернутая индикаторная диаграмма четырехтактного тракторного дизеля.
Так как ускорение поршня изменяется по величине и направлению, то и сила инерции возвратно-поступательно движущихся частей также переменна по величине и направлению. Период этого изменения равен одному обороту коленчатого вала.
Сила инерции возвратно-поступательно движущихся частей достигает максимальной величины, когда поршень находится в в.м.т. Правило знаков для нее такое же, как и для силы давления газов.
Рис. 5. Силы и моменты, действующие в центральном кривошипно-шатунном механизме двигателя.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Кинематика и динамика кривошипно-шатунного механизма"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы