Мотоциклы можно классифицировать по нескольким признакам, а именно: по величине рабочего объема двигателя, по типу рабочего процесса, по числу цилиндров, по назначению и пр.
Международная терминология различает множество типов одноколейных транспортных средств.
Мотовелосипед. Его отличительные черты: простейший двигатель без коробки передач и велосипедные педали.
Мопед. Имеет двух- или трехступенчатую коробку передач.
Мокик — тот же мопед, но уже снабженный пусковым рычагом — кикстартером. Другое его название — микромотоцикл.
Как правило, двигатели перечисленных типов транспортных средств имеют рабочий объем не более 50 см3.
Рабочий объем двигателя — важный параметр, позволяющий сравнивать между собой различные мотоциклы. По этому признаку различают следующие классы мотоциклов: сверхлегкие — с двигателями рабочим объемом от 49,8 до 100 см3; легкие — с рабочим объемом от 125 до 250 см3; средние — от 300 до 500 см3 и тяжелые — с двигателями, рабочий объем которых превышает 500 см3.
Несколько особняком в этой классификации стоят мотороллеры. У них сильно развита облицовка, маленькие колеса и особая посадка водителя — «как на стуле».
По типу рабочего процесса различают мотоциклы с двух- и четырехтактными двигателями. Еще один классификационный признак — число цилиндров. Чаще всего их бывает один или два. Двигатели с тремя или четырьмя цилиндрами вообще являются редкостью и применяются только на сверхдорогих или спортивных мотоциклах.
Рис. 1. Дорожный мотоцикл (одиночка)
Рис. 2. Дорожный мотоцикл «Днепр-МТ10» с боковым прицепом
Иногда различают, мотоциклы по типу главной передачи, по устройству ходовой части. В отдельных случаях может быть принято и иное, более узкое деление.
По назначению мотоциклы делятся на дорожные, спортивные и специальные.
Рис. 3. Инструмент водителя мотоциклов ижевского завода:
1 — насос; 2 — мотоаптечка;. 3 — шланг насоса в сборе; 4 — сумка инструментальная? 5 — ключ двусторонний гайки впускной трубы, корпуса сальника и передней вилки; ключи гаечные размером: 5 — 24×36; 7 — 19X22; 8 — 17X19; 9 — 14X17; 10 — 9X11; 11 — торцовый ключ; 12 — ключ со щупом; 13 — плоскогубцы комбинированные; 14 — съемные якоря генератора; 15 — струбцина для выжима осей цепи; 16 — ключ свечи; 17 — вороток; 18 — лопатка монтажная; 19 — ключ торцовый для болта маховика двигателя «Юпитер»; 20 — отвертка; 21 — отвертка малая; 22 — зажим для спиц; 23 — шприц для густой смазки
Дорожные — это все те мотоциклы, которые предназначены для перевозки одного — трех человек по дорогам общего пользования. Их особенности: полное электрооборудование, глубокие щитки колес, сравнительно большой вес, нарядная отделка.
Спортивные мотоциклы подразделяются на несколько типов в зависимости от того, для каких соревнований они предназначены: кроссовые, многодневные, гаревые, ледовые, кольцевые и т. д. Но все они отличаются предельной облегченностью, отсутствием приборов освещения и сигнализации (кроме мотоциклов для многодневки) и более мощными двигателями.
Специальные — те же дорожные мотоциклы, снабженные узлами и агрегатами (приводом на колесо коляски, рацией, сиреной, прицепом высокой грузоподъемности), позволяющими выполнить специальные задачи: патрульную милицейскую службу, связь, перевозку продуктов, почты, зарядных агрегатов и пр.
Мы будем рассматривать дорожные мотоциклы. Их выпускают в нашей стране пять предприятий: Минский мотовелозавод (ММВЗ 3.111); Ковровский завод имени Дегтярева («Восход-2»); производственное объединение «Ижмаш» («Иж-Планета-3», «Иж-Юпитер-3» «Иж-Планета-спорт»); Киевский мотоциклетный завод («Днепр-МТ10») и Ирбитский мотоциклетный завод («Урал-2»),
Кроме того, машиностроительный завод в г. Вятские Поляны выпускает мотороллеры «Вятка-Электрон», а Тульский машиностроительный завод — мотороллеры «Тулица» и «Муравей» (грузовой вариант).
Для технического обслуживания и ремонта в инструментальных ящиках мотоциклов имеется комплект водительского инструмента. На рис. 3 показан набор инструментов на мотоцикле М-106. Примерно такой же комплект инструментов имеют и другие мотоциклы, мотороллеры и мопеды.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Классификация мотоциклов"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы